Методическая разработка по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И БЫТА КАЛМЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ


Копилка методических находок учителя __________

Богаев Д.П., учитель физики
МОКУ «Бага-Чоносовская СОШ им. Боован Бадмы»
Целинного района, отличник народного просвещения,
заслуженный учитель Республики Калмыкии
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И БЫТА КАЛМЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
Использование примеров прикладного искусства и быта калмыков при обучении естественным наукам. На уроках по соответствующей теме зачитывается стихотворение народного поэта Калмыкии Константина Эрендженова:

Рис. 1
Изучая с учащимися теплопроводность, объясняем им, как раньше калмыки применяли знания о тепловых явлениях, например, при постройки жилища – кибитки (Рис. 2). Остов кибитки накрывался белым войлоком. Белый войлок обеспечивал тепло в кибитке в холодное время года и – прохладу в жаркое время года.

Рис. 3. Калмыцкая кибитка

Рис. 4. Верёвка из шерсти
Оно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней, радуя глаз изысканными цветовыми сочетаниями и многообразием узоров. Например, по рассказам калмыцкого учёного Кичикова А.Ш., цветовое сочетание узора на манишке национального костюма соответствовало точному сочетанию цветов радуги (Рис. 7). В воспитательных целях ставим перед учащимися вопрос: «Что это? Природная интуиция, гармония с природой или что-то другое?».
Объясняя тему о свойствах веществ, рассказываем о том, что калмыки издавна использовали дерево в хозяйственных целях: делали арбы, колёса к ним, рукоятки для топоров, кос, серпов, щиты для летних овечьих загонов, бочки и многое-многое другое, необходимое в хозяйстве. Из дерева
изготовляли различные предметы домашнего обихода, например, чашки (рис. 1), выдалбливая их из толстых поленьев.
Поясняем учащимся, что использовались деревянные ёмкости, потому как они пропускают воздух и продукты, которым нужно «дышать», такие как чай и крупы, лучше всего сохраняются в деревянных коробах.
Из шкур верблюдов мастера-умельцы делали замечательную посуду – бортхо (кувшины) (рис. 6): их можно было перевозить, не боясь разбить. В них можно было наливать любую жидкость, сохраняя её теплой, а летом – прохладной. Посуда из кожи заменяла калмыкам термос.

Рис. 5.

Рис. 6. Бортхо – кожаный кувшин.
Удивляет и восхищает учащихся следующий пример прикладного искусства. В трудных условиях кочевой жизни, не имея элементарных приспособлений, женщины-калмычки создали замечательное искусство вышивания.

Рис. 6. Манишка на калмыцком национальном костюме
Литература:
1. Богаев Д.П. Отражение в преподавании физики национальных традиций и культуры калмыков, с. http://videouroki.net/filekom.php? fileid=98670127, 03.12. 2013.
2. Эрендженов К.Э. Золотой родник, Эл., Калмыцкое книжное издательство, 1990, с.с. 41-46.