Урок по ИЗО Русский народный праздничный костюм (5 класс)


5класс. 1 четверть
Беляшова Елена Александровна,
учитель ИЗО и черчения, высшей квалификационной категории
Русский народный праздничный  костюм
Цели:
Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный»  комплексы одежды.
Развивать  эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.
        Прививать  интерес к русской народной культуре.
ОргмоментСообщение темы и цели урока
Читаем стих
О чем идет речь?
Какой костюм, как вы это определили?
Определение целей урока
Повторение
В чем секрет русской народно вышивки?
Какие символа использовали в вышивке и какое значение им предавали?
Что значит вышивка на одежде? (оберег)
Новая тема
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
-Традиционная русская одежда вдохновляла поэтов и художников на создание своих произведений.
Давайте познакомимся с некоторыми из них (слайды)
Женский костюм
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник – оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Детали поясню вам в двух словах.
Дети читают стих с доски, я вешаю таблички.
- Объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении.
(слайды –дети читают вслух)
-Давайте совершим путешествие на север и юг России. Сравним и проанализируем северный и южный русский  народный костюм.
(Слайд)Различия между костюмами разных регионов.
- В чем сходство и различия? (обсудить, подписать)
Девочки читают стихи, а вы возьмите карандаш и лист подпишите два столбика ЮГ и СЕВЕР, слушаете внимательно стих и выписываете элементы одежды относящиеся к данным направлениям.
Наряды женщин из северных и южных областей
1.И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда.
2.Крестьянки Юга – те предпочитали.
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили.
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.
- В чём сходство и в чём различие между северным и южным комплексами русской одежды? (Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее – вышитая рубаха.)- Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?( Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики)
- что относится к северным и южным комплексами русской одежды?
Сколько головных уборов было названо и какие?( Кокошник, венцы, кики – 3)
Мужской костюм (слайд)
Практическая работа
1 ряд – сарафанный комплекс
2 ряд – паневный комплекс
3 ряд – мужской костюм
Работа в парах за заданием подойдите по 1 представителю каждой парты 1 ряда, второго ряда и 3. в файле задание образцы и теоретический материал. Смотрите, анализируйте и выполняйте украшение своей части работы.
Главное условие – наличие орнамента в одежде.
Этапы работы:
- проанализировать образцы;
- обобщить и создать свой вариант украшения части костюма;
- наметить места украшений и орнамента;
-определить колорит (цвет) и материал;
- выполнить практическую работу в паре;
- Собрать проект костюма по рядам.
Работают в парах под народную музыку, получают консультацию учителя
Сбор композиции.
Вернемся к целям нашего урока, мы справились???
С какими трудностями столкнулись при выполнение работы?
Карточки – задания на закрепление.
Вывод: Народ и традиции неразделимы, пока живы традиции есть и народ.
                                                   
 Литература:
Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006
Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»