Разработка урока по теме: «Праздничный народный костюм».

Разработка урока по теме: «Праздничный народный костюм».
Цели и задачи:
Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа и страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный» комплексы одежды.
Развивать эстетический и художественный вкус и креативное мышление учащихся, формировать потребность в творческой форме самовыражения.
Совершенствовать умение ученика работать в команде.
Культивировать интерес и воспитывать уважение к русской народной культуре.

Тип урока:
Комбинированный: урок изучения нового материала и урок формирования умений и навыков.

Вид урока: урок – путешествие (урок творчества).
Творческое задание, предлагаемое на уроке, требует от учащихся не воспроизводства информации, а творчества, т.к. содержит элемент неизвестности  и выполнения данного задания может иметь несколько подходов.

Форма организации деятельности: индивидуальная и групповая.
 
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
По степени взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик:
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера
познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Учебные материалы:
Учебник: «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека», 5 класс: под редакцией О.В.Островская, Н.А.Горяева. Издательство «Просвещение» (Москва),2005г.
Используемые ЦОР: 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Оборудование:
фигурки человека,
иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,
детские работы,
презентация « Праздничный народный костюм»,
проект ученика «« Праздничный народный костюм»
русская народная музыка,
бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,
русские народные костюмы,
иллюстрация «Дерево Знаний» и карточки-смайлики для каждого учащегося (проведении этапа Рефлексии).




Эпиграф:
«Уважение к минувшему –
вот черта отличающая
образованность от дикости».
(А. С. Пушкин)
ХОД УРОКА
Организационный момент
На фоне спокойной музыки
Учитель: Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?

II. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Ребята, сейчас вы услышите замечательное стихотворение в исполнении Вашей одноклассницы (называется имя ребенка). Постарайтесь внимательно прослушав его, угадать тему нашего урока

Ученица в русском костюме читает стихотворение
Слайд 1

Нам, россиянам, народного костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Учащиеся предлагают свои ответы.
Учитель корректирует их, направляя мыслительную деятельность в нужном направлении, задавая «наводящие вопросы».

Учитель: Молодцы, вы были внимательны и вы правы: тема урока «Праздничный народный костюм»
Слайд 2
Это очень важно знать и понимать культуры страны, в которой мы все живем!
Ученик читает эпиграф к уроку
И сегодня, чтобы реализовать такие важные цели урока (Слайд 3), мы отправимся в интерактивное путешествие, в котором обязательно познакомимся с народным праздничным костюмом.
В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов). И чтобы мирно сосуществовать и не обижать друг друга, мы должны познакомиться с правилами:
Во время путешествия на каждом из этапов команды будут получать баллы за правильные ответы, за лучшие практические работы.
За каждый верный ответ на вопрос команде – 2 балла, за верный ответ на вопрос другой команде – 1 балл (поэтому нужно быть внимательным не только когда отвечает Ваша команда).
Команда, не получившая ни одного замечания – в конце путешествия получит +5 баллов. За каждое замечание членам команды -1 балл.
Все члены команды, набравшей наибольшее количество баллов – получат «5».
III. Изучение нового материала. Путешествие.
Учитель: Ну что ж, садимся поудобнее, не забываем об осанке и отправляемся в путь!
Слайд 4
Я уверена, что из курса истории Вы знаете, что народная национальная одежда имеет многовековую историю. Общий ее характер, который сложился в быту многих поколений, соответствовал
внешнему облику,
образу жизни,
географическому положению и
характеру труда народа.
Следовательно, народный костюм это отражение истории, самобытности и уникальности народа.

Слайд 5

Этап урока
Учитель
Ученики


Посещение картинной галереи-
просмотр репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в народных костюмах.

Слайд 6
Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в народных костюмах

2. Назовите элементы костюмов, которые изображались на картинах.

Просмотр слайдов7-9
Ответы учеников по одному из каждой команды, кто последний, тот победитель


2. Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается отдельная картина.

Посещение музея национального костюма в чудо-граде Измайлово.
Повторение значений элементов костюма
Слайд 10
Я уверена, что Вы знаете, чем отличается галерея от музея. Здесь, в Московском музее национального костюма, Вы сможете увидеть костюмы не только на картинах, но в реальной жизни. Но вы должны быть очень внимательны, чтобы выполнить следующее задание правильно

Слайд 11
Запишите и объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении (Приложение 1).

Учитель – класс
Определите элемент одежды и объясните его значение.
Слайд 12 – 16
Значение появляется после того, как ученики дают ответ
Ученик 1 – Класс:
Ученица в женском национальном костюме читает стихотворение «Женский костюм» (Приложение 1).

Ответы учеников:

Слайд 12 – 16

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.
Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор типа чепца

Этап урока
Учитель
Ученики


3. Путешествие по России: север и юг.

Сравнение и анализ северного и южного народных костюмов.

Слайд 17
Наша страна – огромна и, естественно, что существуют отличия в костюме северных и южных россиянок и россиян.
Слайд 18
(ответы на слайде появляются с помощью щелчка
после ответа учащихся)
Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты.
Посмотрите на репродукции и назовите отличительные черты.

Учитель:
Вам нужно внимательно прослушать стихотворение и записать элементы костюма, о которых вы услышите. Побеждает команда, которая запишет большее количество.

Слайд 19
Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?

Слайд 20-21
Сколько головных уборов было названо и какие?











Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее – вышитая рубаха.


2 ученика
читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей» (Приложение 2).
Класс слушают и делают записи в альбомах.


Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики – 9.

Кокошник, венцы, кички – 3

4. Отдых в пути.
Проведение динамической паузы. Физминутка
Слайд 20-21
Говорит и показывает движения (Приложение 3)
Повторяют движения за учителем

5. Практическая работа под народную музыку. (Задание дифференцированно).


Слайд 22
Ну что ж наше путешествие подошло к концу, мы многое узнали, а теперь давайте на основе увиденного, выполним эскиз костюма самостоятельно.
У каждой команды будет свою задание
1 группа: Раскрашивает готовые костюмы (задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.)
2 группа: “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самим придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.
3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.


Учащиеся работают в группах, но каждый выполняет свое задание индивидуально, в ходе работы получают консультацию учителя.

6. Подведение итогов путешествия.
Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка
Ну, вот пришло время показать нам друг другу свои работы.
Вам нужно выбрать лучшую работу у другой команды, но не забудьте объяснить, почему.
Первая команда называет лучшие работы второй команды, вторая – третьей, третья – первой.
Учитель поощряет ответы, в которых используется терминология, изученная на уроке.
Учащиеся в группе обсуждают свой выбор и затем, объясняют, почему им понравился выбранный костюм противоположной команды.

7. Домашнее задание
Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) для того, чтобы на следующем уроке мы смогли составить коллективную работу «Наш весёлый хоровод», используя ваши работы, которые вы подготовили сегодня.

8.Рефлексия
Учитель предлагает учащимся выбрать «смайл», соответствующий их настроению, и прикрепить его на «Дерево Знаний».

Отлично, я все понял, и мне было интересно.
Хорошо, но я немного не понял, и были небольшие трудности.
Мне было неинтересно на уроке, я очень устал.


Дети приклеивают свои смайлики на дереве.
(«отлично» – на дереве, вместо листочков;
«хорошо» – улетающий листочек;
«неинтересно» – листочки под деревом)






Приложение 1
Женский костюм
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник – оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Детали поясню вам в двух словах.

Приложение 2
Наряды женщин из северных и южных областей

Чтец 1.
И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда,
Чтец 2.
Крестьянки Юга – те предпочитали.
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили.
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кички им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.


Приложение 3

Физминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(вращение головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головой в разные стороны)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
(руки накрест перед собой)

5. Практическая работа учеников.
– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
– Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)

Задание дифференцированное:
1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” – задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.
2 группа: “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.
3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Этапы работы:
выбрать вариант костюма;
построить общую форму костюма;
наметить места украшений и орнамента;
определить колорит (цвет) костюма;
выполнить в цвете работу.

Литература:
Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006
Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.










Грызунова Галина Геннадьевна
учитель высшей категории МБОУ СОШ №1
г. Радужный



15