Конспект мероприятия. Русский повседневный и праздничный народный костюм.


Русский повседневный и праздничный народный костюм.
Здравствуйте , дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии , тема которого «русский повседневный и праздничный народный костюм». сегодня мы представим вам национальную одежду русского народа, своеобразную книгу, научившись читать которую мы узнаем о традициях обычаях и истории своего народа.
Более 160 народов разных национальностей в нашей стране России.
У каждой- своя национальная одежда. Народная одежда многое расскажет о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю одеть. Одежда каждой губернии России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, форму, фасоны. Итак, отправляемся в прошлое одежды Родины России.
Анжела расскажет нам о южнорусском женском костюме.
Южнорусский женский костюм.
В южнорусском женском костюме главной деталью была
Понёва-прабабушка современной юбки. Она одевалась поверх рубахи.
Рубаха- составила основу русского костюма.
Её одевали мужчины, женщины, дети в праздники и будни.
Отличие повседневной от праздничной одежды состояло лишь в качестве материала отделки. Материалом повседневной одежды был холст домотканые ткани, крашеный и фабричные.
Праздничную одежду старались украсить вышивкой, аппликациями из дорогих тканей.
Преобладает цвет кумач –полотно красного цвета, а также блестками.
Далее шел с яркой отделкой передник.
Завершал костюм головной убор.
Он делился на девичий и замужней женщины.Перед вами костюм замужней женщины.
Волосы прятали под глухие сорочки, кики, платки.
Молодец. Спасибо, что хорошо представила южнорусский женский костюм.
А теперь Андреева Оксана расскажет нам о северо-русском сарафанном комплекте.
Северо-русский сарафановый комплект.
Этот костюм распространен был в северных и центральных губерниях России.
Главной частью этого костюма является сарафан.
Его носили в на Руси в будни и в праздничные дни начиная с 14 века. Изготавливался из холста домотканого сукна, крашеных или фабричных тканей, шелка или парчи. Мягкие плавные линии сарафана струились при движении, делали женщину похожей на лебедь. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушки. Украшались сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.
На этой иллюстрации девичий сарафановый комплект, головной убор-кокошник.
Украшения –яркие, цветные полоски, ситца, ленты, серьги, бусы, блестки.
Молодец.
Костюмы центрально-черноземных сел Воронежской и Курской губернии.
Основу населения этих губерний составляет крестьяне. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой возделывания земли, что нашло отражение в оформлении женского костюма.
Костюм многослойный: рубаха, понёва, передник или занавеска.
Соблюдалось деление на будничную рабочую, праздничную и обрядовую (свадьбы, крестины) одежду, присутствовал и социальный элемент.
В зажиточных семьях крестьяне использовали дорогие фабричные ткани, меха, украшения.
В бедных семьях- разнообразное домотканые материалы (сами пряли ткани)
В качестве отделки- декоративное ткачество, вышивка ( чаще крестом), бисер, перья- пух.
Рубахи украшали вышивкой, нитями черного цвета (цветом земли). Контрастные сочетания черного и белого цветов создавало изысканность стиля и своеобразную красоту.
Передник мог иметь своеобразную форму в виде занавески, украшался нитями красного цвета.
Недаром старое слово «красный» означало красивый. Магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца, поэтому красный цвет был символом спасения от злых сил тьмы и ночи. Одежда с орнаментом красного цвета должна отпугивать демонов и духов, хранить и оберегать владельца от разных напастей.
Хорошо.
Народный костюм орловской губернии.
Следующий костюм охарактеризует …
Народные костюмы орловской губернии, как озвученные ранее- многослойные: рубаха, понёва, передник, кокошник.
Основным видом являлась рубаха, в которой заложена конструктивная особенность: линия проймы имеет вертикальное положение и прямоугольную форму.
В рубахах все детали: перед, спинка, рукава, манжеты имеют прямые линии. Проявляется высокое мастерство ремесленника прошлого века: невыкроенная пройма и рукав без отката. Это позволяет сбалансировать изделие на любую фигуру независимо от размера обеспечивает рукаву поворот и динамичность.
Особенности рубахи- в отделке.
Отделкой являются притачные клинья, расположенные по обе стороны основной части рукава и кроятся из более тонких тканей другого цвета, притачная линия клина удлиняется на величину цельнокроеной ластовицы.
Важный элемент в отделке –используется традиционная вышивка «орловский спис».
Слово «спис»- означает списывание, срисовывание. Но образцы срисованные – не похожие буквально с очертаниями облаков, форм деревьев, извитости рек, сиянием солнца. Они отражают преклонения перед явлениями природы, осознания магической силы древних знаков и символов.
Мотивы «списа»– изображение лося, оленя, птицы- формы-обереги.
Эти изображения воспринимаются как символы плодородия и процветания.
Молодец!
Национальный костюм Центрально- тульской губернии
. Национальный костюм не отличается от русской национальной одежды, представляемой ранее: это рубаха, понёва, передник. Какую же обувь носили наши предки?
Повседневная обувь женщин- лапти с онучами, а на праздники обували бескаблучные сапоги из цветной кожи, украшенной вышивкой.
Спасибо!
Мужской крестьянский костюм.
Основными частями одежды мужской как и сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделке.
Мужские рубахи обычно шились из ткани однотонной, клечатой или с мелким набивным рисунком. Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так нагрудные узоры (передцы) вдоль раздела по центру груди защищали сердце, легкие, наплечные (вошвы) –ограняли руки, а напльные не давали пробраться снизу злым силам. Порты были темных расцеток, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.
Спасибо.
В настоящее время одежду создаваемую по источникам народного костюма используют как одежду фольклорного стиля для выступления участников художественной самодеятельности и выступления ансамблей на большой сцене. Вместе с учителями учащиеся швейного дела создают и будут создавать костюмы в традициях народного творчества.