Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе по теме Народный праздничный костюм


План-конспект урока по изобразительному искусству
5 класс.
Тип урока Открытие новых знаний
Тема урока Русский народный женский праздничный костюм.
Цель урока Сформировать у учащихся представление о “Русском народном праздничном женском костюме”
Задачи 1.Овладеть знаниями об истории и традициях русского народного костюма, навыками в самостоятельном составлении костюмного комплекса.
2.Развить представления о русском искусстве и декоративно-прикладном искусстве в частности как о могучем источнике красоты, доброты и счастья.
3. Воспитывать уважение к народным традициям, к культурному наследию своей страны.
Оборудование для учителя , зрительный ряд - различные виды плакатов, а творческие работы учащихся, пословицы на доске
Оборудование для учащихся Бумага, клей, ножницы, краски, кисти, шаблоны человеческих фигурок.
Ход урока
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
Приветствие, проверка готовности учеников к уроку Мотивация
3минуты Показ репродукции картины "На пашне. Весна" Венецианова
-Как вы думаете, что здесь изображено?
-Почему так написал художник?
-Давайте разберемся в сути противоречия Ответы учащихся
Возникает противоречие между имеющимися знаниями и увиденным.Актуализация
7минут - У каждого народа есть праздники?
- Что они могут раскрыть, рассказать о народе?
-Что вы знаете о праздниках на Руси?
Включается музыкальный фон
-Какие эмоции возникали у людей во время праздника?
Праздник – это не только песни и пляски.
- Чем еще отличается этот день от простых будней?/наряды/
Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома.
-Что вы теперь можете сказать о картине? Ответы учащихся
- У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки.
Согласно древним поверьям, одетая в богатый праздничный костюм женщина способна благотворно влиять на землю, дарующую богатый урожай
Открытие нового знания
10минут Нам, россиянам, русского костюмаИсторию полезно очень знать!Костюм о людях призовет подумать,О быте, нравах может рассказать.
- Внимание на доску сейчас мы посмотрим, как изображали русских красавиц в праздничной одежде наши известные художники
-Назовите составные части русского праздничного костюма
-Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длинной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой
– Как украшали русские праздничные костюмы
– Какими цветами отличались костюмы
– Чем можно объяснить выбор такого цвета
– С чем связано разнообразие костюмов
– Что символизировал головной убор и подвесы к нему
-Чем была украшена праздничная одежда?-Как по одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы? Просмотр иллюстраций обсуждение
Ответы детей: кокошник, рубаха, сарафан, ожерелье
Рубаха
вышивкой, бисером
красный, золотой
символ солнца, красоты
(с местностью, достатком)
символ неба, дождя
Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде
Художественно-творческое задание
15 минут -А теперь полученные знания мы с вами закрепим на практике. На этом уроке мы должны не только запомнить отличительные особенности русского женского праздничного костюма, но и самим научится украшать русскую народную женскую одежду. Ребята, вот вы узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А теперь вам предстоит нарисовать людей в русских народных костюмах.
Работать мы сегодня будем по группам. Каждая группа будет выполнять задание разной сложности. Ребята первой группы, имена которых я сейчас назову, будут работать самостоятельно, то есть, применяя все полученные на уроке знания, попытаются изобразить фигуру человека в национальном костюме. Выбор за вами, кого вы нарисуете, женщину или мужчину. А к украшению костюма постарайтесь подойти творчески, проявляйте фантазию. Если задание понятно, приступайте к работе.
Ребята второй группы будут работать по образцу, то есть, каждому я раздам карточку, и вы сможете с нее срисовать. Только цвет и элементы украшений вы должны будете подобрать сами. Кто чувствует в себе силы справиться с этим заданием?
А учащиеся третьей группы, которые не очень уверены в своих силах, смогут рисовать по шаблону, то есть обвести фигуру человека, дорисовать внутри карандашом и выполнить рисунок в цвете. Но и они должны будут проявить творческую самостоятельность при выборе цвета и элементов орнамента. Выполнение практической творческой работы в материале
Рефлексия
5минут Давайте подведем итоги нашего урока, для этого попрошу вас ответить, как вы понимаете следующие пословицы:
1.Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.
2.У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи.
3.Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.
Ответы на вопросы. Составление коллективного панно Выполнение коллективного панно: "Песни нашей Родины"
Предлагаю вашему вниманию кроссворд, который вы должны разгадать:
1 по л а в о шни к и      
            2 к о ни к      
        3 по л а т и        
        4 г о л б е ц       
            5 де ре в о    
          6 пе ч ь         
              7 ше с т о к  
              8 к ра с ный1. Полки под потолком, на которых располагалась домашняя утварь.2. Широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, на которой мужчины обычно занимались хозяйственными работами.3. Деревянный настил около печи, на котором спали.4. Ящик в виде шкафчика с дверцами. 5. Материал, из которого в избе было сделано все, кроме печи.6. Материальный центр, располагавшийся в одном из задних углов избы.7. Широкая толстая доска перед устьем печи, на которой размещались горшки, чугуны.8. Святой угол в переднем углу избы, являющийся духовным центром, самым почетным местом.
Карточки.
1 – перечислите древние символы; 2 – изобразите на доске знаки солнца, земли, воды; 3 – перечислите древние образы; 4 – кто такая Макошь? 5 – Что представляет из себя древо жизни? 6 – Что символизировал конь? 7 – Чей образ являлся символом света, тепла, свободы, счастья?
1 2 3  
  4 5  
  6   7  
8 1 2 3  
  4 5  
  6   7  
8 1 2 3  
  4 5  
  6   7  
8 1 2 3  
  4 5  
  6   7  
8 1. Полки под потолком, на которых располагалась домашняя утварь.2. Широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, на которой мужчины обычно занимались хозяйственными работами.3. Деревянный настил около печи, на котором спали.4. Ящик в виде шкафчика с дверцами. 5. Материал, из которого в избе было сделано все, кроме печи.6. Материальный центр, располагавшийся в одном из задних углов избы.7. Широкая толстая доска перед устьем печи, на которой размещались горшки, чугуны.8. Святой угол в переднем углу избы, являющийся духовным центром, самым почетным местом.
1. Полки под потолком, на которых располагалась домашняя утварь.2. Широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, на которой мужчины обычно занимались хозяйственными работами.3. Деревянный настил около печи, на котором спали.4. Ящик в виде шкафчика с дверцами. 5. Материал, из которого в избе было сделано все, кроме печи.6. Материальный центр, располагавшийся в одном из задних углов избы.7. Широкая толстая доска перед устьем печи, на которой размещались горшки, чугуны.8. Святой угол в переднем углу избы, являющийся духовным центром, самым почетным местом.
Полки под потолком, на которых располагалась домашняя утварь.2. Широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, на которой мужчины обычно занимались хозяйственными работами.3. Деревянный настил около печи, на котором спали.4. Ящик в виде шкафчика с дверцами. 5. Материал, из которого в избе было сделано все, кроме печи.6. Материальный центр, располагавшийся в одном из задних углов избы.7. Широкая толстая доска перед устьем печи, на которой размещались горшки, чугуны.8. Святой угол в переднем углу избы, являющийся духовным центром, самым почетным местом.
1. Полки под потолком, на которых располагалась домашняя утварь.2. Широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, на которой мужчины обычно занимались хозяйственными работами.3. Деревянный настил около печи, на котором спали.4. Ящик в виде шкафчика с дверцами. 5. Материал, из которого в избе было сделано все, кроме печи.6. Материальный центр, располагавшийся в одном из задних углов избы.7. Широкая толстая доска перед устьем печи, на которой размещались горшки, чугуны.8. Святой угол в переднем углу избы, являющийся духовным центром, самым почетным местом.