Мониторинг художественно — творческого развития учащихся на занятиях по художественной керамике.

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр технического творчества Орехово-Зуевского муниципального района»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Мониторинг художественно - творческого развития учащихся на занятиях по художественной керамике.


Выполнил: Перепелкова О.Ю.,
педагог дополнительного образования





г. Ликино-Дулёво
2014

Тема: Мониторинг художественно - творческого развития учащихся на занятиях по художественной керамике.

Цель и задачи: обогащение арсенала диагностических методик педагогов по декоративно - прикладному искусству. Закрепление умений вести мониторинг и анализировать результаты своей работы по художественно-творческому развитию учащихся.
Эстетическое отношение к искусству и окружающему миру.

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

1
Проявляет устойчивый положительный интерес к эстетическим явлениям окружающей действительности и искусству.
Способен воспринимать эстетические явления в окружающей действительности и искусстве.
Эмоционально реагирует на некоторые эстетические явления (праздники, концерты, спектакли и знакомые произведения искусства).

2
Дает эстетическую оценку предметам окружающим явлениям поведению людей на основе представлений о «прекрасном» и «безобразном» в действительности и в искусстве.
Может давать эстетическую оценку предметам окружающим явлениям поведению с помощью наводящих вопросов педагога.
Затрудняется дать эстетическую оценку предметам окружающим явлениям поведению людей.

3
Умеет «видеть» мысли, чувства, настроение различных видов искусства.
Может частично «видеть» мысли, чувства, настроение различных видов искусства.
Не реагирует на мысли, чувства, настроение различных видов искусства.

4
Видит связь между главной идеей, содержанием художественного произведения и его выразительно – изобразительными средствами.
Видит связь между главной идеей и содержанием художественного произведения. С помощью педагога определяет его выразительные средства.
Понимает главную мысль произведения, затрудняется определить связь между идеей, содержанием художественного произведения и его выразительно – изобразительными средствами.

5
Различает элементы «красоты» в окружающей природе и искусстве.
С помощью наводящих вопросов различает элементы «красоты» в окружающей природе и искусстве.
Не различает элементы «красоты» в окружающей природе и искусстве.

Основы знаний по художественной керамике.

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

1
Знает историю художественной керамики, разбирается в основных видах народного искусства и народных промыслах.
С помощью наводящих вопросов педагога имеет представление об истории художественной керамики и народных промыслах.
Не разбирается в основных видах народного искусства, народных промыслах и художественной керамике.

2
Знает об основных свойствах глины и прочих сырьевых материалах, входящих в состав керамической массы.
Имеет слабое представление об основных свойствах глины и прочих сырьевых материалах, входящих в состав керамической массы.
Не имеет знаний об основных свойствах глины и прочих сырьевых материалах, входящих в состав керамической массы.

3
Знает основные способы лепки изделий простых форм и керамических игрушек (конструктивный, пластический, комбинированный, рельефный, спиральный, ленточный).
Знает не все способы лепки изделий простых форм и керамических игрушек.
С помощью педагога различает способы лепки изделий простых форм и керамических игрушек.

4
Различает виды композиции, масштабное соотношение элементов композиции и её расположение на изделии.
С помощью наводящих вопросов педагога различает виды композиции, масштабное соотношение элементов композиции и её расположение на изделии.
Плохо различает виды композиции, масштабное соотношение элементов композиции и её расположение на изделии.

5
Хорошо владеет знаниями по цветоведению и разбирается в основных способах декоративной росписи художественной керамики.
Владеет знаниями по цветоведению и слабо разбирается в основных способах декоративной росписи художественной керамики.
С помощью педагога способен использовать основные способы декоративной росписи художественной керамики.

Художественно – эстетическая деятельность на занятиях по керамике.
Задание №1. Лепка из глины изделий простых форм пластическим способом. Игрушка «Кит»:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Знает пластический способ лепки изделий простых форм, может самостоятельно вылепить из глины игрушку «Кит».
Знает пластический способ лепки изделий простых форм, может с помощью педагога вылепить из глины игрушку «Кит».
Не знает пластический способ лепки, но может с помощью педагога вылепить из глины игрушку «Кит».

Задание №2. Приёмы лепки керамических игрушек. Конструктивный способ. Глиняная игрушка «Конь»:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Знает конструктивный способ лепки керамических игрушек, может самостоятельно слепить игрушку «Конь».
Знает конструктивный способ лепки керамических игрушек, может с помощью педагога слепить игрушку «Конь».
Не знает конструктивный способ лепки керамических игрушек, но может с помощью педагога слепить игрушку «Конь».

Задание №3. Основы керамического производства. Глиняное панно с налепными элементами «Море»:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Знаком с основами керамического производства, может самостоятельно изготовить из глины панно с налепными элементами «Море».
Знаком с основами керамического производства, может с помощью педагога изготовить панно с налепными элементами «Море».
Не знаком с основами керамического производства, но может с помощью педагога изготовить панно с налепными элементами «Море».

Задание №4. Комбинированный способ лепки керамических игрушек. Дымковская игрушка «Барыня»:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Владеет комбинированным способом лепки керамических игрушек, может самостоятельно вылепить из глины дымковскую игрушку «Барыня».
Знает о комбинированном способе лепки керамических игрушек, может с помощью педагога вылепить из глины дымковскую игрушку «Барыня».
Не знает о комбинированном способе лепки керамических игрушек, но может с помощью педагога вылепить из глины дымковскую игрушку «Барыня».

Задание №5. Основы декорирования керамических изделий. Роспись красками:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Знает основы декорирования керамических изделий, может самостоятельно расписать поделку красками.
Знает основы декорирования керамических изделий, может с помощью педагога расписать поделку красками.
Не знает основ декорирования керамических изделий, но может с помощью педагога расписать поделку красками.


Приложение № 1
Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:
Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
Использует декоративные элементы в работе;
Использует несколько нетрадиционных техник;
Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
Оригинальность.

Диагностические критерии технических навыков и умений оценки детских работ по декоративно-прикладному искусству:
Способность рисования по замыслу;
Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;
Отсутствие изобразительных штампов;
Уровень воображения, фантазии;
Использование в работе разных способов лепки.

Приложение № 2
О П Р О С - К А Р Т А
по программе «Художественная керамика»

Где используется керамика? _________________________________
_________________________________________________________________
Для чего предназначены стеки? ______________________________.
______________________________________________________________

К какому виду искусства относится эта игрушка? ____________________________________________________

Что такое пигменты? _________________________
_________________________________________________________________.
Назовите основные цвета. _________________________________.
Как получить оранжевую краску? __________________________.
Каолин - глина белого или красного цвета? __________________.
Назовите основные свойства глины. _________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________ .
К основному или дополнительному производственному процессу относят: 1 - подготовка сырьевых материалов для керамической массы и глазури; 2 - приготовление керамической массы и глазури; 3 - формование керамических изделий; 4.- сушка отформованных полуфабрикатов; 5 - обжиг; 6 - обработка керамических изделий. ______________________________________________
__________________________________________________________________.
Что такое орнамент? ______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 2.1
ОТВЕТЫ НА ОПРОС - КАРТУ
по программе «Художественная керамика»
Где используется керамика? (Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни - в быту (бытовая посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы), технике, скульптуре и прикладном искусстве.)
Для чего предназначены стеки? (Для разрезания глины, нанесения рисунка).
К какому виду искусства относится эта игрушка? (Дымковская игрушка).
Что такое пигменты? (Порошки различного цвета, не растворяющиеся в воде и связующих веществах).
Назовите основные цвета. (Красный, синий, жёлтый).
Как получить оранжевую краску? (Смешать красную и жёлтую краски).
Каолин – глина белого или красного цвета? (Каолин - глина белого цвета)
Назовите основные свойства глины. (Важнейшими свойствами глин являются: 1) способность в смеси с водой образовывать тонкие «взвеси» (мутные лужи) и вязкое тесто; 2) способность набухать в воде; 3) пластичность глиняного теста, т. е. способность его принимать и сохранять любую форму в сыром виде; 4) способность сохранять эту форму и после «высыхания» с уменьшением объема; 5) клейкость; 6) связующая способность; 7) водоупорность, т.е. способность после насыщения определенным количеством воды не пропускать через себя воду.)
К основному или дополнительному производственному процессу относят: 1 - подготовка сырьевых материалов для керамической массы и глазури; 2 - приготовление керамической массы и глазури; 3 - формование керамических изделий; 4.- сушка отформованных полуфабрикатов; 5 - обжиг; 6 - обработка керамических изделий. (К основным производственным процессам)
Что такое орнамент? (Орнамент (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка)).
Приложение № 3
Тест по программе «Художественная керамика»
тема: «История керамики»
Выберите один правильный ответ
Что изготовляют из глины?
множество необходимых в быту предметов - главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки;
дома для жилья;
механизмы для машин.

Что называют керамикой?
предметы из обожженной глины;
предметы, слепленные из глин; вручную;
предметы, слепленные из глины на гончарном круге.

На какие два основных вида по цвету делится глина?
красножгущуая и беложгущая;
красножгущая и чёрножгущая;
чёрножгущая и беложгущая.

Какие глины называются тощими? В которых
значительное количество песка;
незначительное количество песка.

Для каких предметов пригодны тощие глины?
для изготовления более крупных предметов;
для изготовления очень мелких предметов.

Чтобы керамика была более прочной в неё нужно добавить
немного опилок;
немного клея;
много песка.

Покрытую глазурью керамику называют .
глянцевой;
майоликой;
терракотой.

Обожженную, но не покрытую глазурью глину называют .
терракотой;
обожженной;
глазурованной.

Приложение № 3.1

Ответы на тест по программе «Художественная керамика»
тема: «История керамики»
Выберите один правильный ответ
Что изготовляют из глины?
множество необходимых в быту предметов - главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки;
дома для жилья;
механизмы для машин.

Что называют керамикой?
предметы из обожженной глины;
предметы, слепленные из глин; вручную;
предметы, слепленные из глины на гончарном круге.

На какие два основных вида по цвету делится глина?
красножгущуая и беложгущая;
красножгущая и чёрножгущая;
чёрножгущая и беложгущая.

Какие глины называются тощими? В которых
значительное количество песка;
незначительное количество песка.

Для каких предметов пригодны тощие глины?
для изготовления более крупных предметов;
для изготовления очень мелких предметов.

Чтобы керамика была более прочной в неё нужно добавить
немного опилок;
немного клея;
много песка.

Покрытую глазурью керамику называют .
глянцевой;
майоликой;
терракотой.

Обожженную, но не покрытую глазурью глину называют .
терракотой;
обожженной;
глазурованной.








13PAGE \* MERGEFORMAT14615