Презентация по изобразительному искусству Русский народный костюм


Изобразительное искусство Декоративное рисование5 класс«Русский народный костюм» Юматова Юлия Алексеевна МБОУ СОШ №1 р.п. Тумботино Павловский район Март 2011 год Эпиграф урока:Словно белая лебедушкаПлывет в хороводе русская девушкаСарафан поверх белой рубахи, Душегрея, да прекрасный головной убор. Ученые выделяют 4 типа женского русского костюма Рубаха с сарафаном и кокошникомРубаха с поневой и сорокойРубаха с юбкой андараком (суконной)Платье кубелькомЖизнь крестьянина была неразрывно связана с природой,возделыванием земли и соответствующими трудовыми Циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важномуэтапу. Праздник ждали, к нему готовились.А какие наряды надевали в праздники?Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались много-численные рубахи, сорочки, сарафаны,кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем больше почет был хозяйке. Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, шнуром, блесками и прочими деталями, которых не было в повседневной одежде. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, по ней можно судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась одежда, была в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вышивать и делать многое другое.Особое внимание женщины уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. Головные уборы были разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужней женщины. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса – всему миру краса». Отсюда и различие: у девушек – легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерами. На их изготовления использовались различные материалы из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.Сейчас мы познакомимся с некоторыми видами русской народной праздничной одеждой. Южнорусский женский костюм«Хвалят на девке шелк,когда в самой девке есть толк» Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом. В южнорусском женском костюме самой главной деталью была понева. Понева – это прабабушка современной юбки. Понева непременно одеваласьповерх рубахи, далее шел передник, затем «навершник» и завершал костюм головной убор.В поневом комплексе особенно ярко выражен многослойный характер русского костюма.Этот тип считается более древним по сравнению С сарафанным комплексом. Праздничный девичий костюм Эпиграф: «По одежде встречают, по уму провожают.»Праздничный девичий костюм включал в себя «передник» или «запон», «нагрудник» - так называли его в разных районах России. Праздник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Красный цвет считался магическим. Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца, и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил злы и ночи. Одежда с орнаментомкрасного цвета должна была отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей. Костюм замужней женщины Эпиграф: «У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи»Одеждой замужней женщины в некоторых районахРоссии был «навершник»- верхняя наплечная одежда, как правило, из домотканной шерстяной ткани, сшитойпо типу укороченной рубахи. Сейчас мы подобную одеждуназывали бы демисезонной, поскольку одевали ее обычноосенью или весной и носили поверх рубахи, поневы, и передника. Навершник всегда старались как-то украсить-вышивкой, аппликациями из дорогих тканей, блестками.Навершник не подпоясывали. Повседневная женская крестьянская обувь мало отличалась от мужской, женщины обычно носили лапти с онучами, а на праздники обували бескаблучные сапоги из цветной кожи, которыечасто украшались вышивками. Обязательно для замужнейженщины глухой скрывающий волосы, головной убор: рогатая кичка (первый год замужества), кика, сорока, косынка. Северорусский женский костюм Эпиграф: «Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь»Северорусский костюм или, как его еще называют, женский сарафанный комплекс был широко Распространен в северных и центральных губерниях. Главной и самой известной частью этого костюма являлся сарафан. Его носили на Руси в будни и в праздники. начиная с XIV века. Изготавливался сарафан из холста, домотканного сукна, крашенных и фабричных тканей, шелка или парчи.Плавные мягкие линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой. Летний девичий костюм Эпиграф: «Девичья коса – всему миру краса»В праздничный девичий наряд вместе с парчовымили шелковым сарафаном , кокошником, поясом и украшениями входили и так называемые душегреи – «епанечки», «коротены» - коротенькиена лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики. А в ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые делали из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полоской. Мужской крестьянский костюм Эпиграф: «Друг лучше старый, а платье новое»Основными частями мужской одежды являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки. Мужская рубаха обычношились из ткани одноцветной, клетчатой или с мелкимнабивным рисунком. Прозрачную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалосьрасположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди защищалисердце и легкие, наплечные (вошвы) охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силамснизу. Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх одевали лапти. Традиционная зимняя одежда Эпиграф: «Шуба тепла и мохната – жить вам легко и богато»Для русского человека большое значение всегда имелазимняя одежда. Во времена, когда главным средством передвижения были лошади, для путника незаменимаябыла одежда из овчины. Из овчины шили полушубки Мехом во внутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом. На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов. В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом. В холодную пору важно было держать ноги в тепле и поэтому ни один путник не хотел бы остаться в метель без валенок, а еслимороз лютовал больше обычного, то опытные ямщикиимели про запас даже меховую обувь.