Презентация по изобразительному искусству на тему Народный праздничный костюм Урок № 6. (5 класс)


Народный праздничный костюмУрок № 65 классШардакова Татьяна ВладимировнаУчитель ИЗО, черчения, технологииМБОУ Чекменёвская ООШ, Нытвенского района, Пермского краяИзобразительное искусство Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе! Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого серебристо-белого льняного или конопляного полотна, которое ткали в крестьянских домах. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но и оберегала, защищала женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи «сенокосицы» (в которой косили). Рубаха была до пят и надевалась без сарафана. Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передаёт земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы. В северных и центральных губерниях России поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной («княжей») полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью (тонкой металлической нитью), и узорными пуговицами. На сарафан надевали короткую епанечку на лямках, а в холода душегрею. На юге России вместо сарафана женщины поверх рубахи носили понёву – домотканую клетчатую шерстяную юбку из двух полотнищ. Понёву тоже обшивали лентами и тесьмой. К понёве полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нёс символику, связанную с землёй ( ромбы, волнистые линии – знаки воды; образы матери-земли, птиц, дерева жизни). Поверх понёвы и передника надевали навершник (верхняя короткая одежда без рукавов) из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой, статной. Сравните женский народный костюм северных и южных губерний России. Найдите отличительные особенности. Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, её семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка. Девичьи повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось. Женщины прятали волосы под повойник - холщёвую шапочку, а сверху надевали кокошник, который в разных местах называли по-своему: сорока, кика рогатая, ряска или каблучок. Названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова «кокошь» – петух, кика, или кичка (утка), сорока. Образный строй головных уборов был связан в народных представлениях с небом. Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали струи, капли росы, падающие на землю-матушку. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ей из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой. Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг пояса. Порты заправляли в сапоги или обёртывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока. ЗаданиеВыполни эскиз народного праздничного костюма северных и южных районов России, женский или мужской (по выбору). Домашнее заданиеНайди вместе с родителями в книгах, журналах, Интернете два-три образца народной праздничной одежды разных регионов России или ближайшего зарубежья, сравни их общие и отличительные признаки.Расскажи, как в форме костюма и отдельных деталей, в цветовом решении, орнаментах проявляются черты национального своеобразия, связь с природой. Список использованной литературы:Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно прикладное искусство в жизни человека».: Москва «Просвещение» 2014 год.http://allphoto.in.ua/photo/59/es2065083.jpghttp://poznaemmir.com/wp-content/uploads/.jpghttp://domvparke.ru/uploads/posts/.jpghttp://akim.ucoz.ru/_pu/0/27957512.jpghttp://illustrators.ru/uploads/illustration/image/.jpg