Презентация по изобразительному искусству Русский народный костюм


Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 25 г. ОрлаРусский костюмПодготовила: учитель изобразительного искусства и черчения Зиновьева М. В.2016 год Русский костюмУ русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с 18 века северная часть России оказалась в стороне от развивающихся центров и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в то время, как к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга) русский народный костюм получил заметное развитие. д.Логаревка. Севского уезда Орловской губернии. 1902 г. Виды русского костюма Северный костюм Южный костюм В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) был широко распространен сарафанВ южных районах России ( Орел, Курск, Калуга. Воронеж) была широко распространена понева Сарафановый комплекс Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже XVII-XVB вв. Он включал :рубахусарафанпередник Сарафановый комплекс Костюм мог включать:ДушегреяВид летней женской одежды. Конструктивной их особенностью были рукава, цельнокроенные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой.ХолодникКороткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой. ЕпанечкаОдна из разновидностей душегреи, даже холодника: короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки. Она облегала спину и грудь, застегивалась спереди на крючок, сзади собиралась складками. Изготавливали ее из парчи или шелка, на подкладке. Хотя носили епанечку девушки летом, ее подбивали ватой. Украшалась золотым шитьем, подшивалась бахромой. Поневный комплексКомплекс одежды с поневой включал :рубахупоневуПередник(занавеска) Поневный комплексПонева – это прабабушка современной юбки. Понева непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем “навершник” и завершал костюм головной убор. В поневном комплексе ярко выражен многослойный характер русского костюма. Орловский женский костюм Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой шерсти. Кафтан протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной , клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Мужчины также носили плащи и широкие порты (штаны), иногда одевали по две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.Мужской народный костюм Порты (штаны) Рубаха Кафтан Лапти Головной уборВ русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность. Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу. Русские замужние крестьянки плели двекосы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек. Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча (Венок) или перевязки.«Сорока». Конец ХIХ в. Русские. Тульская губ. Головной убор Кичка Кокошник Венец Коруна Галерея костюма Брянский костюм Курский костюм Костюм девичий. Кромской уезд Орловской губ. Шерсть, шелк, сукно, блестки, тесьма. Кон. XIX в. (вид спереди и сзади, головной убор) Орловский краеведческий музей. Эта замечательная бабушка родом из Орловской области. Костюм глазами художникаАргунов Иван ПетровичВенецианов Алексей Гаврилович Венецианов Алексей Гаврилович Венецианов Алексей Гаврилович Рябушкин Андрей Петрович  Литература 1.Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.3.Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.4.Ю.А. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.5.М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.6.Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.7.Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.8.Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.9. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.10.А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.11.Сказки Ивана Билибина. Неорусский стиль. М., 2004 г.12.Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.13.Н.Г. Новосад. Искусство одеваться. Свердловск: Сред.-Урал. Издательство, 1989 г.