Разработка занятий и мероприятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников



Разработка занятий и мероприятий
«Эхо далекой войны»
по патриотическому воспитанию старших дошкольников
Безручко Ирина Викторовна
Воспитатель
МБДОУ д/с № 68 г. Новочеркасска
Цель:  Формирование патриотических чувств и нравственно-духовных качеств в развитии личности дошкольника, на основе знаний о Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.
Задачи:
Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путём уточнения понятий:
Русь, Россия, Отечество, Отчизна;
защищать, оборонять, гордиться, сражаться;
справедливая, священная, народная, героическая война;
пехота, танкисты, артиллеристы, летчики;
дзот, таран, фашизм, блокада, окопы, траншеи;
генералы, маршалы, военачальники.
Вызвать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к её героическому прошлому.
Знакомить детей с картой России, крупными городами нашей Родины, городами – героями: Москвой, Санкт- Петербургом (Ленинградом), Волгоградом (Сталинградом).
Воспитывать в детях чувство привязанности к своему родному городу, умение восхищаться не только красотами, но и жителями и их поступками.
Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше полезного, нового, интересного об истории родного края.
Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
Закладывать в детские души уважение к современным российским воинам, надежным защитникам Отечества. Воспитывать желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.
Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.
Предполагаемый результат: Повышение объема знаний о Великой Отечественной Войне, ее защитниках, ветеранах, о родах войск и военной технике.
Занятие 1«Наше Отечество»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи: Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества. Расширить знания дошкольников о Великой Отечественной войне. Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру. Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путём уточнения понятий: Русь, Россия, Отечество, Отчизна;
Оборудование, материал: магнитофон, аудиозапись «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. И. Матусовского), картина «Наша страна» ноутбук, колонки, видео - проектор, экран.
Организационная структура занятия
Педагог:«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина» (К.Д. Ушинский)
Звучит песня «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. И. Матусовского) (прил.1).
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.
Педагог: Ребята, посмотрите на карту (рисунок 1 в прил. 1).Это наша страна Россия, наша Родина – большая и прекрасная. Для каждого человека она начинается у порога родительского дома. В каком бы уголке её ты ни родился, ты имеешь право с гордостью сказать – это моя Родина. Наша Россия очень богатая страна. Она богата широкими красивыми реками – это Волга, Енисей, Дон, Урал, Нева. Она богата красивыми, маленькими и большими шумными и тихими, старыми и новыми городами - это Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Орел, Воронеж, Рязань, Самара, Саратов, Ростов – на – Дону и много – много других. Она богата полезными ископаемыми – в её недрах хранится золото, серебро, драгоценные камни, нефть, газ. Она богата также лесами, полями, лугами. Но самое главное её богатство – люди, наши с вами соотечественники. Каждый из них по – своему воспевает свою Родину: строители строят прекрасные дома, ученые совершают открытия, прославляющие её имя, а поэты пишут о ней свои лучшие стихи. Послушайте одно из них.
Ребенок:
Родина
Ромашки весь луг засыпали
А клевер – пушистый шмель,
И пахнет сосной и липою,
И машет крыльями ель
Вот здесь, где всё дышит сказкою,
Родились мы и живём,
Поэтому край наш ласковый
Родиной мы зовём. ( И. Векшегонова)
Педагог: Ребята, как называется наша Родина?
Дети: Наша Родина – это Россия.
Педагог: Чем богата наша страна – Россия?
Дети отвечают.
Педагог: Какая она – наша страна?
Дети отвечают (при необходимости педагог дополняет их): «Большая, богатая, сильная, красивая, дружелюбная».
Педагог: Наш народ сложил о Родине много пословиц и поговорок. Послушайте их и постарайтесь закончить, скажите последнее слово.
Нет в мире краше Родины …(нашей)
Береги землю родимую, как мать…(любимую)
Много на свете разных земель, а лучше родной нет… (никакой)
Для Родины своей ни сил, ни жизни не …(жалей)
Занятие 2 «Нападение Германии. Начало войны».
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи: Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; формировать образ личности для подражания и нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны. Вызвать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к её героическому прошлому.
Материал, оборудование: плакаты, картины, аудиозапись объявление о начале войны Левитан, аудиозапись песни «Священная война». ноутбук, колонки, видео - проектор, экран.
Организационная структура занятия
Педагог. Россия – страна красивая, богатая, и очень многие иноземцы хотели бы владеть её сокровищами. Нашей стране не раз приходилось отражать нападение врагов. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы над фашисткой Германией плакаты, прил.2).
Перед тем как напасть на нашу страну в 1941году, фашистская Германия захватила много других стран: Польшу, Францию, Чехословакию, Австрию, Болгарию, Югославию. Промышленность всей Европы работала на неё. Главой Германии был Адольф Гитлер, мечтавший захватить и поработить весь мир.
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово – война.
Объявление о начале войны (Левитан прил.2)
Летом 1941 года, 22 июня, на рассвете, гитлеровские войска без предупреждения напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Так началась Великая Отечественная война. Фашистская армия была очень сильной, у неё было много военной техники: танков, самолетов, военных кораблей и хорошо обученных солдат, поэтому наши войска сначала отступали. Но фашисты просчитались.
Посмотрите на этот плакат (прил2). Его нарисовал Ираклий Моисеевич Тоидзе и назвал «Родина – мать зовёт!».
Кто из вас, ребята, может прочитать, что написано на этом плакате?
Дети читают.
Педагог. Куда же звала Родина – мать наш народ?
Дети. На защиту Отечества.
Педагог. Что ещё видите на плакате? Почему за женщиной так много оружия?
Дети высказывают свои предложения.
Педагог. Эта женщина – мать зовет всех своих сыновей и дочерей вступать в ряды армии, быть честными, храбрыми, дисциплинированными бойцами, до последнего вздоха быть преданными своему народу. Она призывает всех защищать Родину от врагов – мужественно, умело, с достоинством и честью, не жалея своей крови и жизни.
И все жители нашей многонациональной страны как один поднялись на защиту Родины и свободы.
Слушание песни Священная война (муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача). (прил. 2)
Война поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне тревожат нашу память. Война длилась 4 года. Она закончилась 9 мая 1945 года. В нашей стране погибли 27 миллионов человек.
Ты знаешь, что была война,
Когда тебя на свете не было;
И сколько помнила страна-
Такой войны на свете не было.
Разрыв снаряда, пули свист,
Казалось, воздух весь наполнили;
И слово страшное «фашист»
Все дети в это время поняли.
Не возвратившихся с войны
В свои дома, в свои селения
Так много, что на три страны
Того хватило б населения.
Занятие 3 «Блокада Ленинграда».
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи: Воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны. Сформировать, представление о блокадном Ленинграде. Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе впечатлений от военных стихов.
Материал, оборудование: презентации, «Ленинград. Блокада. Дети.», «Дневник Тани Савичевой», ноутбук, колонки, видео - проектор, экран.
Организационная структура занятия
Педагог: Давным-давно, 300 лет назад, царь Петр I заложил на пустынных берегах Невы город. Назвал его своим именем. Так появился Петербург. Постепенно он рос, обретая привычный нам облик. Ажурные мосты и блестящая рябь рек и каналов, роскошь дворцов и музеев, свежесть и прохлада парков и садов, размах и красота пригородов – Пушкина, Гатчины, Павловска, Петродворца…
Петербург несколько раз менял название. НазваниеСанкт – Петербург он сменил сначала на Петроград, а затем на Ленинград, (плакат прил.3) Именно это имя навсегда останется в памяти людей как символ мужества и патриотизма. Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокорённым и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Немецкая армия прошагала по Европе, не встречая почти никакого сопротивления. Париж и другие европейские столицы впускали вражеские войска, надеясь сохранить свои культурные и исторические ценности. Радужные мечты рассеялись словно дым. Немецкая армия, как саранча, уничтожала все на своем пути. Города были разграблены.
Когда фашисты напали на Ленинград, Гитлер был уверен, что и этот город после нескольких недель осады, словно спелое яблоко упадет к ногам. После захвата города фашисты собирались устроить банкет в гостинице «Астория" и были настолько уверены в своей победе, что даже выпустили пригласительные билеты на это торжество. И просчитались! Город остался неприступным, немцы не смогли взять его штурмом. Началась блокада.
Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам?
Дети высказывают предположения.
Педагог: Кто из вас, ребята, слышал это слово – блокада? Как вы думаете, что это означает?
Дети высказывают предположения.
Педагог: Немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром. Именно это и называется блокадой.
Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. Каждый день они вели тяжелую схватку со смертью, сражаясь за собственную жизнь. И кроме фашистов на осаждённый город, лишённый воды, отопления, электричества и продуктов, наступала зима – в этот год неожиданно суровая и морозная.
Но всё – таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба – небольшой (125граммов) кусочек в день. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали, от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Более 800тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.
Слушание песни Блокада Ленинграда (прил.3) и просмотр презентации «Ленинград. Блокада. Дети.» ( прил.3)
После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой, шесть человек, погибли от голода. Таня написала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая…» «Умерли все». « Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Её вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали её здоровье. Таня Умерла. (просмотр презентации прил. 3)..
Выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения. Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках. Старшеклассники ухаживали за ранеными бойцами и ослабевшими жителями города и помогали оборонять Ленинград.
Гитлеровская армия не смогла сломить сопротивление ленинградцев. 900 длинных дней и ночей длилась блокада. Многие и многие тысячи людей погибли в этой схватке между жизнью и смертью. Но, те, кто выжили, могли с гордостью за великий героический город сказать: «Мы – ленинградцы!»
Нам от тебя теперь не оторваться.
Одною небывалою борьбой,
Одной неповторимою судьбой
Мы все отмечены. Мы – ленинградцы.
Нас по улыбке узнают. Нечастой,
Но дружелюбной, ясной и простой.
По вере в жизнь. По страшной жажде счастья,
По доблестной привычке трудовой.
Да будет сердце счастьем озарятся
У каждого, кому проговорят:
- Ты любишь так, как любят ленинградцы. –
Да будет мерой чести Ленинград.
Нам от него теперь не оторваться.
Куда бы нас не повела война –
Его величием душа полна,
И мы везде и всюду – ленинградцы.
О. Бергольц
Ребята, как поэт называет свой город? Какими чертами Ольга Бергольц, поэтесса, пережившая блокаду, наделяет своих земляков – ленинградцев?
Дети отвечают.
Педагог: Как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда писал эти строки?
Дети высказывают предположения.
Занятие 4 «Письмо с фронта».
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи: Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
Материал, оборудование: ноутбук, колонки, видео - проектор, экран, картины, плакаты.
Организационная структура занятия
Педагог: Шла война, а жизнь продолжалась. Дома с солдат ждали матери, жены, дети,(плакат прил.4) Они писали на фронт письма и с нетерпением ждали ответа – весточки с фронта. В редкие минуты тишины солдаты отдыхали, рассматривали фотографии родных и близких людей и писали домой письма: (прил. 4)
Не грусти, моя милая,
не грусти, моя нежная,
Я тебя не забыл
в бурном грохоте дней.
Я тебя только вижу
чрез метелицу снежную,
А желанье увидеться
всё сильней и сильней.
Мы на запад идём,
Изгоняя захватчиков,
Им на нашей земле
ни вершка места нет!
Залпы наших орудий,
огонь автоматчиков
С каждым днем приближают
победы рассвет!
А за фронтом в селеньях
Бушуют пожарища,
враг проклятый, за них
горой трупов ложись.
Я воюю и мщу
За убитых товарищей
И за нашу войной
сокращённую жизнь.
С каждым днём
с нарастающей силою
Наш удар по врагу
Все сильней и сильней!
Не грусти, моя милая,
не грусти моя нежная,
я тебя не забыл
в бурном грохоте дней.
С. Глушко – Каменский. 22.01.1944
Педагог: Для кого написано это письмо?
Дети отвечают.
Педагог: Как называет гитлеровцев боец, написавший письмо?
Дети отвечают.
Педагог: За что солдаты мстили проклятым врагам?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог: Во что верили все защитники нашей Родины?
Дети высказывают свои мысли.
Педагог: Много горя принесли фашисты на нашу землю: жгли деревни, разрушали города, убивали мирных жителей – женщин, стариков и детей. Одна надежда оставалась у народа – на нашу армию, стойкость, мужество, героизм наших солдат и офицеров. И они оправдали надежду своих жен, матерей и детей – всех, кто ждал их, верил им и писал письма. Ребята, на этом плакате (рис 5) вы видите фотографии и лет и треугольники конвертики – письма одного из защитников нашей Родины с фронта. Солдат, написавший эти письма, погиб, как и многие бойцы за нашу Родину. Они остались вечно молодыми на фотографиях и в памяти людей. Каждый, кто погиб, защищая Отечество, навсегда останется в наших сердцах!
Занятие 5 «Оборона Москвы».
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи: Закрепить у детей знания о главном городе России – Москве. Познакомить детей с обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига всехграждан страны.
Оборудование: плакат Москва, картина Оборона города Москвы, фотоальбом, презентация «Эта страшное слово война», ноутбук, колонки, видео - проектор, экран.
Организационная структура занятия
Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим о столице нашей Родины. Кто знает, как она называется?
Дети отвечают.
Педагог: Что вы знаете о Москве, кто из вас был в этом городе?
Дети отвечают.
Педагог: Что вы видели в Москве. Подумайте и объясните, почему так говорят: «Москва – всем городам матушка», «Москва от глаз далека, да сердцу близка», «Москва слезам не верит, ей дело подавай», «Москвой столицей вся страна гордится».
Дети высказывают предположения.
Педагог: правильно.Москва – главный город нашей Родины. Там находится наше правительство, там живет наш президент. Она близка и дорога сердцу каждого россиянина. Москва – это огромный, красивый город, в котором живут и трудятся миллионы людей. Немало великих людей родилось и выросло в этом городе. Москве посвящали свои стихи многие поэты нашего Отечества: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, М.В. Исаковский. Послушайте, как они писали о ней.
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
А. Пушкин
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
М. Лермонтов
Москва окрыляет любого из нас
И учит работать и жить.
И тот, кто в Москве побывает хоть раз
Не может её позабыть!
М. Исаковский
Ребята, вы знаете, почему россияне не только любят свою столицу, но и испытывают за нее особенную гордость?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог: Москва – сердце России,(плакат прил.5) Фашисты решили поразить нашу Родину в самое сердце. С самого начала войны фашисты захватили многие города и подбирались к Москве все ближе и ближе. Они хотели как можно быстрее раздавить и уничтожить Москву, чтобы сломить сопротивление всей страны. Двести фашистских генералов, более миллиона солдат, огромное количество техники (самолеты, пушки, оружие) было брошено на взятие Москвы. Фашисты не дошли до границы Москвы 30 километров. С этого расстояния фашистская дальнобойная артиллерия могла беспрепятственно стрелять по городу.
Но все москвичи как один встали на защиту столицы. Они говорили так: «Велика Россия, а отступать некуда». Посмотрите, как они готовились оборонять город (прил.5).
Дети внимательно рассматривают картину.
Педагог: Что вы видите на картине?
Дети отвечают.
Педагог: Как вы думаете, куда спешит грузовик и что он везет? Почему художник нарисовал именно такое небо? Для чего поставлены заградительные укрепления – врытые в землю рельсы и «ежи»?
Дети высказывают свои мнения.
Педагог: Да, ребята. Все москвичи, у которых были силы, вышли на оборону Москвы. Они строили баррикады на дорогах, рыли окопы и траншеи.
На заводах днем и ночью делали снаряды, оружие для фронта. Люди отдавали личные средства и сбережения на военные нужды.
Фашисты направили на Москву мощные танковые соединения.
Просмотр презентации «Это страшное слово война» (прил. 5).
Наши бойцы не пускали врагов к городу, забрасывали танки гранатами, бутылками с горючей смесью; таранили, сбивали самолеты; уничтожали солдат захватчиков. На подступах к Москве немецкие войска встретили такое упорное, ожесточенное сопротивление, что их наступление прекратилось. План проведения скоротечной и победоносной войны был сорван.
Стойко сражались защитники Москвы. Имена многих героев, обороняющих город, помнит вся страна. Это двадцать восемь героев – панфиловцев, ценой своей жизни остановивших колонну немецких танков. Это летчик, младший лейтенант Виктор Талалихин. Самолет его был подбит в воздушном бою над Москвой. Он был ранен, но смог зайти в хвост фашистскому бомбардировщику и со всей силы врезаться в него. Это был первый воздушный ночной таран.
Сотни героев лежат под Москвой. Здесь, защищая Родину, они совершили свой подвиг.
Обороной Москвы руководил талантливый главнокомандующий – Георгий Константинович Жуков. Под руководством Жукова и других генералов наши войска отстояли Москву и в ожесточенных сражениях разбили фашистов, (фотоальбом прил.5)
Педагог: А теперь послушайте стихотворение «Город-герой» Е. Карасева
Ребенок:
Все мы гордимся нашей Москвой
Наша столица – город герой
Красные звезды горят над тобой,
Город родной, город-герой
Смело с врагами битву вела,
И победила наша Москва.
Все мы сегодня гордимся тобой
Город родной, город герой.
Занятие 6 «Сталинградская битва».
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи: Расширять и закреплять знания о Великой Отечественной войне, воспитывать чувство гордости, любовь к Родине, формировать чувство патриотизма , любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Материал, оборудование: картины, плакат город – герой Сталинград
( Волгоград).
Организационная структура занятия
Педагог: Чтобы победить нашу страну, фашистам нужно было лишить русскую армию горючего для танков и самолетов и продуктов для армии. Самые большие запасы нефти расположены на Кавказе, а продуктами богата Кубань. Фашисты стремились выйти к Волге и захватить Кавказ и Кубань. Им очень хотелось закончить войну быстрой победой. Гитлеровцы прорвались к Волге и начали штурм города Сталинграда. Сейчас он называется Волгоград. Немецкие войска бомбили город самолетов, расстреливали танками и пушками. Они почти полностью разрушили город, но никак не могли его захватить. Фашисты направляли в Сталинград все больше и больше солдат и военной техники. Бои шли уже на улицах Сталинграда. У немецких танков была хорошая защита: броня, пушки, пулеметы, а у русских солдат - только гранаты, бутылки с горючей смесью и их отвага, стойкость, мужество. Посмотрите на эту картину (прил. 6).
Дети рассматривают картину.
Педагог: Какую немецкую технику вы видите?
Дети отвечают.
Педагог: Кто смог остановить танки?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог: Какое оружие вы видите в руках у защитников Сталинграда? А у фашистов?
Дети отвечают.
Педагог: Но наши солдаты не отступали. Ценой своей жизни они остановили атаки фашистских танков. Смертельно раненые солдаты падали на белый снег, который становился красным и горячим от их крови. Послушайте , как описал битву под Сталинградом поэт.
Горячий снег.
Клубились яростно метели
По сталинградской, по земле.
Дымились потные шинели,
И шли солдаты по золе.
И танк в сугробе как в болоте,
И бьют снаряды по броне.
Снежинки таяли в полете,
Как ветки с листьями в огне.
И падал в битве человек.
В горячий снег, в кровавый снег.
Смертельной битвы этот ветер,
Как бы расплавленный металл,
И жег, и плавил все на свете,
Что даже снег горячим стал.
И за чертой – последней, страшной –
Случилось, танк и человек
Встречались в схватке рукопашной,
И превращался в пепел снег.
М. Львов
Почему поэт назвал сталинградскую битву смертельной?
Дети высказывают
Педагог: Как вы думаете, что значит «рукопашная» схватка между танком и человеком?
Дети отвечают.
Педагог: Какие качества проявили наши воины – защитники Сталинграда?
Дети отвечают.
Педагог: Все, понимали, что в Сталинграде решалась судьба России. Если бы фашисты выиграли эту битву, то могли бы победить в войне. Поэтому солдаты ожесточено бились за каждый метр, за каждый дом, за каждый этаж. Сражались, не различая национальностей, все вместе – русские, украинцы, белорусы, таджики… и так велико было их упорство и желание победить, что они отстояли город. Поэтому он носит название города – героя, (плакат, прил.5).
Занятие 7 «Солдаты идут в бой». «Новочеркасск».
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи: Формирование у детей патриотических чувств и представлений о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Вызвать у детей чувство гордости за нашу страну, воспитывать интерес к её героическому прошлому. Воспитывать в детях чувство привязанности к своему родному городу, умение восхищаться не только его красотами, но и жителями и их поступками.
Оборудование: − ноутбук, колонки, видео -проектор, экран, плакаты, фото.- памятных досок в г.Новочеркасске.
Организационная структура занятия
Педагог: Ребята, как вы понимаете значение слов: подвиг, героический поступок?
Дети высказывают предположения.
Педагог: Героический поступок, подвиг – это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе.
Во время войны против фашистов русские солдаты проявляли чудеса героизма. Они не хотели, чтобы страна, в которой они родились, где живут их родные и близкие, где растут их дети – их Родина, находились в рабстве у жестоких захватчиков – фашистов. Они с разрушенные города и деревни и тысячи женщин и детей, расстрелянных не знающими жалости гитлеровскими солдатами. Они понимали, что среди жертв могут оказаться и их жены и дети.
Рассказ педагога: Воина не прошла мимо и нашего города Новочеркасска
«27 ноября 1941 года особый бронепоезд № 2/10 «За Родину» от ст. Новочеркасск вел артиллерийский огонь по позициям противника в районе М. Мишкин. Залпы бронепоезда оповестили о начале первой наступательной операции войск Южного фронта по освобождению г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских оккупантов. Вечная слава героям». Установлена на железнодорожном вокзале.
Летом 1942 г. немцы второй раз вошли в Ростов и 25 июля заняли наш город Новочеркасск после жестоких боёв на его подступах. Памятник на Хотунке - защитникам города того периода, (прил.7)
В городе немцы были 204 дня до 13-го февраля 1943 года. Были в городе партизаны. В городе были несколько мест содержания военнопленных - в районе Аквапарка, рядом с мясокомбинатом, в других местах. Немцы в городе пытались наладить кое-какую промышленность. Были большие проблемы с продовольствием, водой, электричеством. Начали открываться больницы, немцы боялись эпидемий. Стали работать школы и даже институты. К зиме в городе начали собирать теплую одежду для немецкой армии. Подпольщиками в городе руководил В.Г. Кривопустенко. Партизаны взрывали в городе разные объекты. Немцы арестовывали партизан и держали в подвале дома, где сейчас кафе "Визит" - Дубовского/Московская. Кривопустенко тоже был выдан предателем и расстрелян. На следующий день взорвался эшелон с боеприпасами в районе вокзала. Многие дома в округе были разрушены взрывной волной. Всего за время оккупации немцы расстреляли 1070 человек. Многие их них похоронены в братских могилах за вечным огнём воинского кладбища. В городе были немецкие госпитали в 1 и 9 школах, в драмтеатре. Молодёжь гнали в Германию. При немцах в железнодорожной больнице за Собором ухитрялись тайком лечить раненых красноармейцев. Всех раненых не успели вывезти и врали фашистам, что это просто больные - железнодорожники, попавшие под обстрел. Там спасли 100 человек. В городе действовали несколько отрядов народных мстителей. Благодаря партизанам, немцы не смогли при отступлении уничтожить многие объекты, наши люди убивали подрывников и поджигателей. Но несколько крупных объектов все, же было разрушено - театр, госпиталь.
13-го февраля немцев из города выбили и в Новочеркасск вошли части Красной Армии. Дальше оставшиеся жители стали восстанавливать город.
Со всей ненавистью и яростью, накопленной в сердцах, бросались русские воины в суровый бой с фашисткой армией, кидались в одиночку против танков, зная, что наверняка не вернутся из этого боя. В этот момент они не думали о себе, они вспоминали о тех, кто остался там, в далеких и близких российских городах, о тех, кто верит в них и надеется на скорую победу.
И техника отступала перед решимостью и героическим патриотизмом этих людей.
Ребята, посмотрите на эту картину (прил.7). Кого вы на ней видите?
Дети: Солдат, воинов, защитников Родины, Отечества.
Педагог: Как вы думаете, куда они идут?
Дети: Вперёд, на штурм, на врага.
Педагог: Какой им предстоит бой?
Дети: Нелегкий, смертельный, жаркий.
Педагог: Какие лица у солдат, если внимательно в них смотреться?
Дети: Мужественные, храбрые, злые, строгие, отважные, бесстрашные…
Педагог: Боялись ли эти солдаты смерти, готовы ли они пожертвовать своей жизнью? Почему они это делали? Как бы вы назвали эту картину?
Дети высказывают предположения.
Педагог: Конечно, русские солдаты – не роботы, выполняющие приказы, а обычные люди со своими переживаниями и сомнениями. И конечно им бывает страшно. Страшно становится бездвижным телом с пустым взглядом, устремленным в пасмурное небо. Страшно идти в бой, потому что знаешь, что можешь погибнуть. Но в подобные минуты слабости, собрав волю в кулак и подбодрив себя словом о Родине, бойцы продолжали наступление, зная, что для многих оно станет последним.
Ребята, какие пословицы о Родине, об армии, о подвигах, о славе вы знаете?
Дети (при необходимости педагог дополняет их).
«Нет в мире краше Родины нашей».
«Береги землю родимую, как мать любимую».
«Человек без Родины, что соловей без песни»
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. С родной земли – умри, не сходи».
«Герой – за Родину горой».
«Русский боец – всем молодец»
«Мир строит, а война разрушает».
«Если армия сильна, непобедима и страна».
Педагог: На полях сражений во время Великой Отечественной войны погибло очень много русских солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор неизвестны. Наш народ чтит память героев, погибших в боях нашей армии против фашистов. Почти в каждом городе нашей бескрайней Родины есть место, где в честь героического подвига русского народа установлен памятник или обелиск.
В Москве у самых стен Кремля современные защитники Отечества несут круглосуточное дежурство у могилы Неизвестного солдата, охраняя память тех, кто сложил голову за свободу нашей Родины. Имя этого солдата никому не известно, но он пожертвовал своей жизнью во имя победы, (плакаты прил.7)
В Сталинграде на Мамаевом кургане установлен мемориальный комплекс, посвящённый защитникам этого героического города. Приглядевшись, можно увидеть в земле мелкие стальные осколки – напоминание о тех временах, когда за этот клочок земли русской шла схватка не на жизнь, а на смерть.(прил.7)
Символ того, что потомки помнят подвиг людей, спасших Россию от немецкого рабства, чтят эту память и безмерно благодарны им, - горящий у каждого памятника огонь. Его горячее пламя похоже на сердца тех людей, которые боролись с фашистами. Его называют «вечным», потому что он не гаснет ни днём ни ночью, ни в проливной дождь, ни в самую сильную метель, как не должна угасать наша память о тех страшных и великих годах в судьбе нашей страны – Великой Отечественной войне.
Ребята, кто из вас был у памятников, посвящённых Великой Отечественной войне? Расскажите об этом.
Дети делятся впечатлениями.
Педагог: Ребята, а среди ваших родных и близких есть участники Великой Отечественной войны? Попросите вам о них своих родителей, а потом расскажите о них всем нам, принесите фотографии.
Занятие 8 «Салют Победы».
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи: Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений. Закладывать в детские души уважение к современным российским воинам, надежным защитникам Отечества. Воспитывать желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа. Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, аудиозапись песен, картины, плакаты, презентация «Ордена и медали». Видеоролик «От героев былых времен», аудиозаписи–песни «День Победы», «Солнечный круг»; «минута молчания», «Победа 9 мая».
Организационная структура занятия
Педагог: Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945года полной победой нашего народа над Фашисткой Германией. В 2015 году отмечаем юбилей Великой Победы – 70 лет. (плакаты прил.8)
Ребята! Чем закончилась Великая Отечественная война?
Дети отвечают.
Педагог:Сколько лет прошло с того радостного дня, когда мы победили в этой страшной войне?
Дети отвечают.
Педагог: 9 мая – это всенародный праздник. В годы войны солдаты воевали, а женщины, старики и даже дети в тылу делали всё для фронта, для победы: трудились на заводах, собирали танки, самолеты, оружие; выращивали хлеб, овощи; шили для воинов тёплую одежду…
В честь победителей в Москве был устроен парад. Воины принесли на Красную площадь свои знамена. А немецкие – с черными крестами – были втоптаны в землю в знак победы над фашизмом.
И теперь каждый год 9 мая в небе над Россией полыхает праздничный салют.
В честь кого бывает этот салют?
Дети отвечают.
Педагог: Кто из вас, ребята, видел салют? Расскажите, какой он?
Дети делятся впечатлениями.
Посмотрите, пожалуйста, на картину (прил.8) и послушайте стихотворение.
Праздничный салют
Алые букеты
В небе расцветают,
Искорками света
Лепестки сверкают.
Вспыхивают астрами
Голубыми, красными,
Синими, лиловыми -
Каждый раз все новыми!
А потом рекою
Золотой текут.
Что это такое?
- Праздничный салют!
Т. Шарыгина
Педагог: Кто собрался на Красной площади?
Дети отвечают.
Педагог: Какие лица у людей?
Дети: Светлые, радостные, счастливые, веселые…
Педагог: Каким был салют в этот великий День Победы?
Дети отвечают.
Педагог: За, что мы благодарны всем, кто защищал нашу Родину?
Дети: За мир на Земле, за нашу свободу, за то, что ради нас они не пожалели своей жизни…
Педагог: Наш народ свято чтит память погибших во время Великой Отечественной войны солдат. Героям ставят памятники, обелиски, мемориальные доски, называют в их честь улицы, площади, проспекты, сочиняют про них стихи, пишут песни…
Оставшихся в живых героев – защитников нашей Родины с каждым годом становится все меньше. Это пожилые люди, но ходят они по улицам гордо. Они не зря прожили свою жизнь. Этих людей называют ветеранами. В День Победы они надевают свои военные награды: боевые ордена и медали, (просмотр презентации «награды», прил.8)
Ребята, будьте внимательны и добры к ним. Если 9 мая вы увидите ветеранов Великой Отечественной войны поздравьте их с праздником Победы, пожелайте им здоровья, поклонитесь и скажите спасибо, за то, что они для нас сделали.
День Родины
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной
Той великою весной.
Победителю – солдату
Сотни раз поклон земной!
С. Михалков
Педагог: Кто такие ветераны?
Дети отвечают.
Педагог: Как наш народ чтит память тех людей, которые погибли, защищая свою страну?
Педагог: Ребята, давайте почтим их память минутой молчания…
Минута молчания. (прил8.)
Какие марши и песни военных лет вы знаете и поете вместе со своими близкими людьми?
Дети называют, педагог помогает.
Педагог: Предлагаю вам, ребята, спеть одну из этих песен (звучит «День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова) и подготовить концерт для наших ветеранов, (прил.8)
Ребята, скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.
Что значит защищать Родину?
Дети: охранять, беречь…
Педагог: Послушайте, как писатель Лев Кассиль, как писатель говорит о защите Родины. «…Важное и славное дело – защита Родины. Только не легкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать. Смелым – чтобы не испугаться. И умелым нужно стать – чтобы знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти , дружок и ты таким».
Какие качества, на ваш взгляд, нужны защитнику Отечества?
Дети: Любовь к Родине, сила, ловкость, смелость, умелость…
Просмотр видеоролика «От героев былых времен… прил.8)
Педагог: Ребята, давайте послушаем стихотворение и все вместе повторим его.
Мир
Нам нужен мир – тебе и мне,
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир – трава в росе,
Улыбчивое детство,
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
«НЕТ» – заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам…
Должна трава зеленой быть,
А небо – синим-синим!
Ты слышишь, друг, звенят ручьи,
Поют на ветках птицы,
На замечательной земле
Нам повезло родиться.
Так пусть она цветет всегда,
Пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на нее
Влюбленными глазами!
Нужны нам книжки, песни, пляски,
И увлекательные сказки!
Мультфильмы, игры и конфеты,
И в цирк бесплатные билеты!
Исполняется песня «Солнечный круг» (слова Ошанина Л. музыка Островского А).
Литература
Алексеев С.П. Ради жизни на земле. – М.: «Педагогика», 1990.
Белоусова Л.Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед – рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н. – Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование работы и конспекты занятий. СПб.: Детство – Пресс.
Леонова Н.Н, Неточаева Н.В. – Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников. Проект «Живая память России» СПб.: Детство – Пресс.
Конкевич С.В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. - Волгоград: Учитель,
Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, т др. / авт.-сост. Е.Ю.Александрова, Е.П. Гордеева.- Волгоград: Учитель, 2007.
Ушакова П.П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. – СПб.: Детство – Пресс, 2013.
Методические рекомендации для педагогов по использованию тематических плакатов «День Победы». Авт-сост. О.В.Пожарская- Волгоград: Учитель, 2014.
Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию тематических плакатов «Города – герои». Авт-сост. О.В.Пожарская- Волгоград: Учитель, 2014.
900 дней. Литературно- художественный и документальный сборник, посвящённый героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. – Л.:Лениздат, 1957.
Я говорю с тобой из Ленинграда. Литературно – художественный сборник. /
Сост. Д.Б. Колпакова. – Л.: Детская литература, 1987.
Видеоролик автор Иванов Алексей сайт www.voiska.su
Презентации и фото сайт www.Uralweb.ru