Система мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, направленных на познание историко-культурных ценностей.

Система мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, направленных на познание историко-культурных ценностей.


Целью данного проекта является – создание системы мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, направленных на познание историко-культурных ценностей.

Основными задачами проекта являются:
воспитание любви к своей Родине и осознание неразрывной связи с ней;
формирование гордости к историческому прошлому нашей страны;
воспитание личности с активной гражданской позицией, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;
сохранение культурного наследия, оставленного нам нашими предками.























“Как нет человека без самолюбия,
- так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию верный
ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский

Методическое обоснование проекта

Модернизация российской системы образования ставит перед нами новые требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. Особое место в этой программе отведено проблеме воспитания молодежи. Данная проблема всегда остается одной из самых актуальных. Меняется время, меняются требования в системе образования, и лишь один вопрос остается неизменным – мы должны воспитывать прежде всего личность, неравнодушную к своей Родине, к ее историко-культурным ценностям. Одно лишь образование без воспитания не даст нам того результата, которого мы ожидаем от новой системы образования.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Постепенно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных патриотических ценностей Отечественной культуры, так как будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства.
Целью данного проекта является – создание системы мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, направленных на познание историко-культурных ценностей.

Основными задачами проекта являются:
воспитание любви к своей Родине и осознание неразрывной связи с ней;
формирование гордости к историческому прошлому нашей страны;
воспитание личности с активной гражданской позицией, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;
сохранение культурного наследия, оставленного нам нашими предками.





















Содержание проекта
Особое место в системе образования отводится патриотическому воспитанию молодежи,  основной целью которого является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Великая история нашей страны дает большие возможности для развития у детей чувства гордости за нашу Родину, а подвиг народа в период самых сложных военных событий заставляет задуматься о главных нравственных ценностях человека.
Одним из видов мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, гордости за наше историческое прошлое являются Литературно-музыкальные гостиные. Мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, всегда оставляют в душе у молодежи неизгладимый след.
Так гостиные «Великий подвиг помним ленинградцев» (приложение 1), «Говорю из Ленинграда», проводимые к годовщине освобождения Ленинграда от блокады, заставляют студентов задуматься над подвигом простых людей и солдат, защищавших и отстаивающих свою Родину от захватчиков.
Классные часы остаются одной из основных форм воспитания студентов. На классных часах продолжается работа по основным направлениям патриотического воспитания. Блокада Ленинграда никого не оставила равнодушным ни стариков ни детей. Одну из главных ролей поддержания духа людей блокадного Ленинграда играла русская поэзия. Поэты писали стихи, посвященные блокаде, людям, чьи жизни были отданы за жизнь других, тех, чья кровь остановила натиск фашизма. Классный час «Блокадный Ленинград в русской поэзии» (приложение 2) познакомил студентов со стихами, посвященными этой великой трагедии русского народа.
Большой интерес у студентов вызывает историческое прошлое нашего города и области. Классный час «Тема Великой Отечественной войны в произведениях поэтов города Димитровграда» (приложение 3) стал началом научно-исследовательской деятельности студентов, так как к подготовке и проведению данного мероприятия подключились сами студенты.
Наша Родина богата своей природой, немало поэтов и писателей воспевают родные просторы нашей земли. Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое место. Связь Волги с русским народом, его историей и культурой отражены в творчестве многих писателей, для некоторых из них эта тема автобиографична. «Тема Волги в русской поэзии» (приложение 4) - одна из тем, выбранная студентами для проведения классного часа. Проведя поисково-исследовательскую работу, студенты представили на суд своих товарищей материал по данной теме.
Более глубокое знакомство с русской литературой и поэтическим наследием нашей страны положило начало созданию литературно-музыкальной гостиной «Жизнь и творчество М. Цветаевой», а также исследованию творчества поэтов Серебряного века. Поэты Серебряного века творили в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Им пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Творчество стало спасением и выходом, может даже бегством от окружавшей их советской действительности. Источником вдохновения стали Родина, Россия.
Классный час «И. Северянин и революция» (приложение 5) познакомил студентов с влиянием революции на судьбы поэтов и писателей Серебряного века.
Патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно-исторических традиций позволяет сформировать высокий уровень гражданственности и патриотизма.
Приложение №1
Литературно-музыкальная гостиная
«Великий подвиг помним ленинградцев»
Ведущий 1. Есть в истории России трагические даты. Даты, которые нельзя забыть. Хоть и проходят десятилетия, но до сих пор с содроганием мы читаем строки:
Ведущий 2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1941  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1944 Блокада Ленинграда.. 
в окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города
из них приблизительно 400 тыс. детей
343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город.
За время блокады погибли:
от голода свыше 640 тыс. жителей,
десятки тысяч при артиллерийских обстрелах и бомбардировках
Чтец 1
Петр Богданов
Великая блокада Ленинграда,  Но почему здесь маленькое б, Не умаляется народная награда, А просто сердце не приемлет мне. Великий подвиг помним ленинградцев, Оплакиваем павших мы, склонясь, И каждый выживший, стал как из старцев, Почтительны мы, чутко относясь. В истории всей не было такого, Чтоб в городе народ весь, как один, Осаду так выдерживал бы долго, И голод, и огонь, и стал непобедим.
Чтец 2
А сочетанье - Ленинградская блокада, Нерасторжимо стало, как одно, И тлена не подвержено распада, И память вечная народа моего. Но надо помнить всем нам, что блокада Фашистская, действительно, клеймо, Безжалостна - расстрельная команда, Мне нет заглавной буквы для неё. А мне её упорно предлагают, Блокада, мол, такая лишь одна, Быть может, для того разъединяют, Чтоб - Ленинградская, забыли навсегда
Ведущий 1. Запасы продовольствия и топливные запасы были ограничены, их хватило бы только на 1-2 месяца. 
Ведущий 2.Но [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]1941 в результате авиционного налета, возник пожар, сгорели продовольственные склады им. А.Е.Бадаева.
Ведущий 1. С 1 октября были введены продовольственные карточки:
рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки
все остальные - по 200 г.
В январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день.

Ведущий 2.
В первой декаде февраля умерло:
36606 человек (мужчин - 65,8 процента)
во второй
34852 (мужчин - 58,9 процента).
Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 года
за один месяц умерло 96751 человек.
Ведущий 1. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались.
Чтец 2
Е. Рывина "Ночь".

И летели листовки с неба На пороги замерзших квартир: "Будет хлеб. Вы хотите хлеба?.." "Будет мир. Вам не снится мир?" Дети, плача, хлеба просили. Нет страшнее пытки такой. Ленинградцы ворот не открыли И не вышли к стене городской. Без воды, без тепла, без света. День похож на черную ночь. Может, в мире и силы нету, Чтобы все это превозмочь. Умирали - и говорили: - Наши дети увидят свет! Но ворота они не открыли. На колени не встали, нет! 
Ведущий 2.Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.
Ведущий 1.
"28 декабря 1941 года Женя умерла...
Бабушка умерла 25 января 1942-го.
17 марта - Лека умер.
Дядя Вася умер 13 апреля.
10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня.
Ведущий 2. Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище.
Чтец 3 Ольга Берггольц
Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
Сменяй на платье, говорит,
менять не хочешь дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала...
И я сказала: Не отдам.
И бедный ломоть крепче сжала.
Отдай, она просила, ты
сама ребенка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу.
...Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило привести
ее к себе, шепнув угрюмо:
На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль не думай.
...Прожив декабрь, январь, февраль,
я повторяю с дрожью счастья:
мне ничего живым не жаль
ни слез, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету,
что мне друзьями вручена.
Их множество друзей моих,
друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
в мучительном кольце блокады.
Ведущий 1. Но город продолжал жить и бороться:
работали заводы, продолжали выпускать военную продукцию,
работали театры, музеи.
не замолкало [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] радио
Никогда не забыть блокадникам, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 7-я симфония Дмитрия Шостаковича ( отрывок из симфонии).
Ведущий 2.Легендарноя "Дорога Жизни"Так называли дорогу через Ладожское озеро, которая стала главной связью с Большой землей.
Ведущий 1. В сентябре ноябре 1941, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду. По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.
Чтец 4
Песня о Ладоге
Сквозь шторм и бури, через все преграды  Ты, песнь о Ладоге, лети!  Дорога здесь пробита сквозь блокаду,  Родней дороги не найти!
Эх, Ладога, родная Ладога!  Метели, штормы, грозная волна...  Недаром Ладога родная  Дорогой жизни названа.
Пусть ветер Ладоги поведает народу,  Как летом баржу за баржой  Грузили мы и в шторм и в непогоду,  Забыв про отдых и покой.
Зимой машины мчались вереницей,  И лед на Ладоге трещал,   Возили хлеб для северной столицы,  И радостно нас Ленинград встречал.
И знаем мы, кровавая блокада  Исчезнет скоро, словно тень:  Растут и крепнут силы Ленинграда,  Растут и крепнут каждый день!
Когда пройдут года войны суровой,  Залечит раны город мой,  Народ вздохнет и песню с силой новой  Споет о Ладоге родной.
Эх, Ладога, родная Ладога,  Метели, штормы, грозная волна...  Недаром Ладога родная  Дорогой жизни названа.
В городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения, когда в январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера.
Чтец 5
Ольга Берггольц Февральский дневник
Был день как день.  Ко мне пришла подруга,  не плача, рассказала, что вчера  единственного схоронила друга,  и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,  я тоже - ленинградская вдова.
Мы съели хлеб, что был отложен на день,  в один платок закутались вдвоем,  и тихо-тихо стало в Ленинграде.  Один, стуча, трудился метроном...  И стыли ноги, и томилась свечка.  Вокруг ее слепого огонька  образовалось лунное колечко,  похожее на радугу слегка.  Когда немного посветлело небо,  мы вместе вышли за водой и хлебом  и услыхали дальней канонады  рыдающий, тяжелый, мерный гул:  то Армия рвала кольцо блокады,  вела огонь по нашему врагу.
Ведущий 1. В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60
·100 км и 900 дней осады закончились. Ведущий 2. Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван Городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады.  Ведущий 1. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда»
Чтец 6
К БЛОКАДНЫМ ДНЯМ (Моя память о войне)
Забудет ребёнок за малостью лет блокадные голод и холод, но врежется в память из множества бед особенно острый осколок. Бомбёжку я помню, животный мой страх, “В убежку!” – кричу я в тревоге. У мамы ребёнок грудной на руках, у мамы опухшие ноги Заставила маму спастись от беды, на лестницу выйти успели, а в комнате нашей остались следы от взрыва немецкой шрапнели. Мне в сорок четвёртом исполнилось пять, и... нам принесли похоронку. Понятия Смерть невозможно принять и взрослому, где уж – ребенку! Мы с братом просили: “Бог, папу верни!” Сводили нас в церковь соседи, крестили в Никольском и с нами они молились на поздней обедне. Младенческий разум не понял всех бед, другой расплатилась ценою: природа мне жизнь сохранила, но нет ни сына, ни дочки со мною
Ведущий 1. Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Ведущий 2. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.








Приложение № 2
Блокадный Ленинград в русской поэзии
Блокада Ленинграда ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1941  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1944) - трагический период истории города на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], когда только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Достижения советской поэзии военных лет не были неожиданными, они коренились в культуре советского народа. Стихи Маяковского, Есенина, Тихонова, Багрицкого, Светлова не раз оживали в воспоминаниях, в лирической исповеди бойцов Великой Отечественной войны. Лучшие традиции советской поэзии предшествующих лет продолжали поэты-фронтовики. Перо было приравнено к штыку, поэты с такой активностью встали в строй защитников Родины, какой не бывало во всей истории нашей страны, богатой патриотическими традициями.
Большую политическую работу в печати, на радио, среди населения, в воинских частях, в обстановке жестокой блокады проводил отряд поэтов ленинградцев (Н. Тихонов, В. Инбер, О. Берггольц и др.). «Мобилизованными и призванными» чувствовало себя большинство поэтов по разным причинам по болезни, по возрасту не ушедших на фронт (М. Исаковский, С. Маршак и др. писатели). И только потому, что поэты побратались с народом единством судьбы и боевых испытаний, они нашли верный путь к сердцу солдат и тружеников тыла. В самые горькие часы они не теряли веры в победу. Пессимизма, надломленности духа, казалось бы, вполне естественных, особенно в таких условиях, как ленинградская блокада, советская поэзия, как и вся советская литература, не знала.
Теснейшая связь с народом, активность, патриотизм и гуманистическая направленность отличали советскую поэзию и до войны. В испытаниях 19411945 годов эти ее особенности приобрели воинствующий характер. Поэзия вступила в новый, высший этап. О чем бы ни писали поэты, за каждым их словом, образом неотступно стояла дума о Родине.
Блокада Ленинграда никого не оставила равнодушным ни стариков ни детей. Одну из главных ролей поддержания духа людей блокадного Ленинграда играла русская поэзия. Поэты писали стихи, посвященные блокаде, людям, чьи жизни были отданы за жизнь других, тех, чья кровь остановила натиск фашизма.
Поэзия, посвященная блокаде, неоднозначна. В ней можно выделить целую плеяду поэтов, переживших блокаду, прочувствовавших всю тяжесть военных лет на себе. И, тем не менее, многие из поэтов стали глашатаями, голосом голодного города. Неоценима и роль поэтов, не присутствующих в осажденном городе, но не сумевших молчать, потому что горе, перенесенное людьми, оставило огромный след в их душе. И эти стихи наполнены болью утраты, сопереживанием и глубокой скорби.
Вот только небольшой список тех, кто написал о городе, пережившем столько страшных дней и ночей: Ольга Берггольц, Анна Ахматова, Всеволод Азаров, Эдуард Асадов, Петр Богданов, Николай Браун, Елена Вечтомова, Александр Гитович, Михаил Годенко, Муса Джалиль, Джамбул, Михаил Дудин, Вера Инбер, Юрий Инге, Полина Каганова, Бронислав Кежун, Иосиф Колтунов, Алексей Лебедев, Владимир Лифшиц, Борис Лихарев, Сергей Наровчатов, Варвара Наумова,Евгений Нежинцев, Николай Новоселов, Петр Ойфа, Александр Прокофьев, Александр Решетов, Всеволод Рождественский, Елена Рывина, Виссарион Саянов, Георгий Суворов, Николай Тихонов, Михаил Троицкий, Иван Федоров, Леонид Хаустов, Анатолий Чивилихин, Вадим Шефнер, Павел Шубин, Иван Демьянов, Самуил Маршак, Давид Самойлов, Виктор Блинов, Павел Голосов.
Несомненно, что их стихотворения повествуют о мужестве и отваге ленинградцев и их спасителей, вселяющих надежды в сердца каждого ленинградца. Стихотворения в наше время внушают гордость за тех, кто пал, и за тех, кто выжил, гордость за стремление людей жить, гордость за нашу страну, гордость за победу над фашизмом.
Ольга Федоровна Берггольц
Русская писательница, поэтесса. В годы блокады 1941-1943 Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер, и Ольга Федоровна осталась в городе. Имея возможность эвакуироваться, Ольга Федоровна сознательно осталась в Ленинграде.
Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда."
Николай Семенович Тихонов
Родился 4 декабря 1896 года в Петербурге, в семье, «далекой, по словам поэта, от всякого искусства, от всякой науки».
В период Великой Отечественной войны, во время ленинградской блокады, поэт находился в осажденном городе, работал как журналист, выступал по радио, возглавлял группу писателей при Политуправлении Ленинградского фронта. Произведения этого периода – поэма «Киров с нами» (1941), книга стихов « Огненный год», «Ленинградские рассказы», очерки «Ленинград принимает бой» (все – 1942) – были горячо приняты читателями, получили высокую оценку.
Вера Михайловна Инбер
 (1890-1972), русская поэтесса. Родилась 28 июня (10 июля) 1890 года в Одессе. Ленинградской теме посвящены и написанные в годы войны книги "Душа Ленинграда", "О ленинградских детях", "О Ленинграде". Ее называли душой Ленинграда.
Анна Ахматова
Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой.
Ахматова застала в Ленинграде первые недели блокады с голодом, бомбежками и обстрелами. "И этот скорбный образ родного города, обреченного на неслыханные муки, навсегда слился для меня с мыслью о войне как о величайшем бедствии, которое может постичь человечество", - записала она много позже.
Переживая вместе со всеми лишения и ужасы блокады, Ахматова больше всего откликалась на страдания детей, а детьми были и малыши, и уходившие на фронт старшеклассники.
Александр Прокофьев
Александр Андреевич родился в 1900 году в семье крестьянина рыбака и землепашца. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов А.А. Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта, автор боевых агитационных стихов, частушек, песен, лозунгов, стихотворных фельетонов. Он работает в армейской печати, выступает перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. 
Сколько лет прошло после победы советского народа от фашизма, но те кровавые минуты постоянно всплывают в памяти. Читая стихи поэтов, переживших блокаду, и поэтов, которые не остались равнодушными к тем временам, понимаешь, что еще долго мы будем помнить погибших на той и войне и писавших о ней.
Время - лекарь
Время - лекарь,  
И эту роль
Повторяет оно со всеми. 
Но бывает людская боль,
Над которой не властно врем.
Вот опять -
Через столько лет!-
Эта женщина
В День Победы
Не венок, не цветы,
А хлеб...
Принесла
 На могилу деда...














Приложение 3
Тема Великой Отечественной войны в произведениях поэтов города Димитровграда.
Более шести десятков лет тому назад раздались последние взрывы Великой Отечественной войны. Вернулись домой сотни тысяч мужчин, испытавших и вынесших самые зверские испытания, выпадавшие когда-либо на долю человечества. Много миллионов отдали жизни за свою родину. Эти герои пали на полях битв, в аду концентрационных лагерей, в лесах и морях. Повсюду.  В наше время заявляют, что больше не осталось загадок, мы уже все знаем о Второй Мировой войне. Если действительно тайн больше нет, то почему в душе щемит печаль, при звучании гимна Второй Мировой - «Вставай страна огромная»? При перелистывании старых альбомов с фотографиями со времен войны невольно в душе просыпается какая-то скорбь, печаль и трепет. На фотографиях изображены и те, кого нет со времен войны и те, кто дожил до наших дней.
И все-таки еще не все сказано об этой войне Не ослабел интерес общества к этому историческому событию. Повышалась роль национального самосознания и гордости.
Такие понятия, как "Родина", "Русь", "Россия", "русское сердце", "русская душа", нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объёмность.
Органическая связь с русской классической литературой и народным творчеством помогала поэтам и писателям раскрывать в своих произведениях черты национального характера.
Одические стихи, выразившие гнев и ненависть советского народа, были присягой верности Отчизне, залогом победы, били по врагу прямой наводкой.
В ряде стихов той поры передавалось чувство нежной любви солдата к своей "малой родине, к дому, в котором он родился, к тем "трём берёзам", где он оставил часть своей души, свою боль и радость. Сражающемуся народу в равной мере были нужны и гневные строки ненависти, и задушевные стихи о любви и верности.
Сильные чувства вызывают стихи молодых поэтов, для которых война была первым и последним трагическим испытанием в их жизни.
Не остались в стороне от тех великих событий и наши прославленные поэты и писатели.
Поэты и писатели Ульяновской области о ВОВ.
Ульяновская область находится в сердце Среднего Поволжья. Исторические события, происходившие на территории Ульяновской области, переплетаются с историей России: татаро-монгольское нашествие, крестьянские бунты, участие в войне 1812 года, революции, мировые войны.
Есть в истории нашего города страницы, о которых будут помнить не только местные жители, но и тысячи людей из далеких уголков нашей Родины и даже других стран: из городов Житомира, Ленинграда-Петербурга, Витебска, Лиозно и других. И это потому, что в годы Великой Отечественной войны город Мелекесс (тогда Куйбышевской области, в составе Ульяновской области наш город с 19 января 1943 года) на 1418 дней стал вторым домом для шести тысяч жителей прифронтовой полосы, для детей из ленинградского детского дома. Он стал вторым домом для нескольких тысяч раненых солдат и офицеров Красной Армии, которым вернули здоровье в мелекесских госпиталях. Хотя в наших краях не было военных действий, события тех лет не оставили никого равнодушным.
Наш край славится своими поэтами и писателями. В их творчестве мы находим строчки, посвященные тем великим событиям.
Ларин Евгений Степанович
Участник Великой Отечественной войны, житель нашей области- Евгений Степанович Ларин.
В Димитровграде Евгения Ларина знают многие. И не только как поэта, автора сборников стихов и прозы. Евгений Степанович - личность многогранная. Он не любит говорить о том, что носит звание «Почетный гражданин города Димитровграда». И лишь после наводящих вопросов – напоминаний признается, что имеет орден Великой Отечественной войны 2 степени и 12 медалей СССР.
Ларин очень любит дочерей, внуков и правнуков. Радуется, как ребенок, когда все собираются вместе.
Он не рассказывает им о войне. О ней они читают в книгах Евгения Степановича.
В своих стихах он пишет о тех событиях, участником которых он был. Память не оставляет в покое. Не забыть тех дней, скорбно о них вспоминать.

Письмо с фронта
Зря говорят, что сердца огрубели
И очерствели за годы войны.
Под теплотой опаленной шинели
Нежностью души солдата полны.

Я бесконечно тебя вспоминаю,
Сердцем стремлюсь к тебе в наши края.
Солнышко, рыбка моя золотая,
Звездочка ясная, радость моя.
Война забрала молодых ребят, а те, кто остались жить, не могут избавиться от ран войны, и приходят новые болезни. Автор вспоминает в своем стихотворении о том, что на войне некогда было болеть, надо было защищать свою Родину. Все болезни остались на потом.
Солдатские боли
Солдатские хвори, солдатские боли,
Опять вы коварство и зло не забыли:
Опять к непогоде сильней закололи,
Опять заломили и тяжко заныли.

Зачем беспокоите вы ветеранов,
Вернувшихся с поля кровавого боя?
Зачем им наносите новые раны,
Когда и от старых им нету покоя?
Александра Белова

Выпустила несколько сборников стихотворений. Один из них называется «Боль и радость моя». В книгу вошли стихи разных лет. Это – лирические раздумья о времени, о себе, месте поэта в гражданском обществе, мироощущении. Эта книга Александры – возвеличивает Россию, родину, Волгу, мать.
Свои стихи Александра пишет с особым проникновением. В них она вкладывает все свои чувства и мысли, что придает им особую сущность.
В ее стихах рядом с любовью идет и война. Автор с болью пишет о тех годах, когда именно любовь спасала многих от смерти. Любовь матери, любовь женщины. Она спасала солдата на войневера в любовь
В стихотворении «О любви» Анна Ахматова раскрывает тему любви. Она показывает, что любви нет преград и то, что любовь помогает выжить, дает силы совершать великие, геройские поступки.
О любви
А любовь обретала силы даже тогда,
Когда в зареве алом смерть вошла в города
Был пронзительно звонким гимном вечной любви
Тонкий голос ребенка средь руин и крови
На любом бездорожье, на стремнине любой
Людям, где только можно, помогала любовь.
Как бы мать скоротала беды все до конца,
Если б не ожидала с фронта писем отца?
Как бы спасся от вражьей пули он на войне,
Если б не было жажды возвратиться к жене?

Дмитрий Дмитриевич Лескин.
Стихи он начал писать с 15-ти лет и всегда очень серьезно относился к увлечению поэзией. Дмитрий Лескин один из самых талантливых воспитанников литобъединения «Черемшан».
Сейчас его нет в живых. Он погиб в расцвете сил и таланта. Дмитрий оставил книгу «Огненные кони», в которой было напечатано стихотворение, посвященное ВОВ.
У братской могилы
Наклоняясь, роняет верба
Листья грустные с ветвей
Сколько слез пролило небо
На могилу сыновей!

Крепко спят они в объятьях
Нежной матери – земли,
Память вечную, как братья,
Без обиды разделив.

Я стою перед святыней,
Я уверен – никогда
Не погаснет, не остынет
Их высокая звезда.
Дмитрий Дмитриевич посвятил это стихотворение всем погибшим на войне. В нем он говорит, что герои наши никогда не будут забыты. Они погибли, их матери плачут от того, что нет их рядом, но, все же, они гордятся своими сыновьями.
Валерий Леонидович Гордеев
Поэт, стихотворения которого переводились на несколько десятков языков. Он выпустил множество книг, сборников, которые получили восторженную критику читателей. В его сборнике есть стихотворения, посвященные событиям Великой Отечественной войны. В стихотворении «Моя бабушка по сыну голосила» автор рассказывает о приходе отца домой. Никто уже не верил, что он жив, его объявили без вести пропавшим, а он пришел, нежданно, самое главное, что живой.
Моя бабушка по сыну голосила
Мой отец пришел с войны домой,
Без вести пропавший, но живой!
Бабушка по сыну голосила,
Но от радости, наверное, вполсилы
Дед промолвил: - А худой-то, страсть!
Но живой.
А мог бы и проспать

Александр Осипов.
Он выпустил ни один сборник стиховЕго талант уже отмечен издателями Ульяновска и Москвы. А это говорит
о рождении нового поэта в симбирской литературе. В его поэзии тоже есть место стихам о войне, посвящено оно матери. О ее нелегкой жизни без мужа. Сколько их таких вдов на земле, никого не пощадила, оставил сиротами детей. Весь этот тяжкий груз лег на женщину.
Маме
В поле за оврагом,
Где поспела рожь.
Варит моя мама
Трактористкам борщ.

Над костром склонившись,
А я подглядел,
Как слезой прозрачной
Глаз ее блестел.
Видит она поле:
Средь стальных громад,
Наповал убитый
Там лежит солдат.
Той зимой холодной,
Средь пурги и стуж,
Что же не сберегся,
Поварихин муж?

Юрий Шерстнев
Родился 20 октября 1962 года в роддоме Старой Майны в семье журналистов. Большую часть жизни прожил в Рабочем поселке Павловка. Он выпускает газету «Вестник Профсоюза» профкома ОАО «ДААЗ», шеф-редактор димитровградской молодежной газеты «Наше время». Юрий награжден медалью «За заслуги» Всероссийской общественной организации «Союз ветеранов войны в Афганистане», кандидат в члены Союза писателей России, победитель нескольких городских и областных конкурсов среди работников СМИ. Стихотворение «Если жив Василий Теркин» написано очень жизнерадостно, залихватски, как будто продолжение похождений знаменитого Василия Теркина, только постаревшего, с наградами, но такого узнаваемого.
Если жив Василий Теркин
Так случилось, в День Победы
Повстречался мне старик,
Поведеньем – неприметный,
По наградам – фронтовик.
Было в нем знакомо что-то
Мне из книжек о войне,
На плече гармонь-гармошка,
И она шепнула мне,
Что старик – не просто воин
И пехотный рядовой,
А герой поэмы Теркин,
Постаревший, но живой!...
Наш город всегда славился талантливыми людьми. Поэты и писатели славят не только свой город, но и отдают дань уважения тем славным годам нашей истории, когда Победа была за нами. И важно, что не только люди, повидавшие воочию те события, но и молодое поколение не стесняется выражать свои мысли и чувства, свое видение тех далеких событий. Творчество наших соотечественников мало изучено, но когда знакомишься с их стихами, видишь, какие неравнодушные люди живут у нас в городе. Талант их прославит наш город.





















Приложение 4
Тема Волги в русской поэзии
Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое место. Связи Волги с русским народом, его историей и культурой отражены в творчестве многих писателей, для некоторых из них эта тема автобиографична. В XX веке тема водной стихи поднималась не однократно, например у [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] В работе же предпринята попытка составления соответствующей поэтической антологии XIX века. "Антология (греч. anthologia , букв. - собрание цветов) -название сборников, содержащих избранные стихи, изречения, отрывки из произведений разных авторов или же представляющих литературу определенного народа, периода, литературного течения и т. п. Получила распространение с древнейших времен в странах Востока. Составителем первой греческой антологии считают поэта Мелеагра (60 г. до н. э.).
Первооткрывателями волжской темы в поэзии, как известно, принято считать Н. М. Карамзина ("Волга", 1793) и И. И. Дмитриева ("К Волге", 1794). Как было сказано, волжская тема в поэзии заявила о себе только в конце 18 века, но и в фольклоре она развивалась задолго до этого. Широко известны такие народные песни, как "Ах ты, Волга ли, Волга-матушка", "Волга, реченька глубока", "Вниз по матушке по Волге", "Волга, моя матушка" и др. Из поколения в поколение передавались волжские легенды, были, сказания, предания. Эта фольклорная традиция привлекла к себе внимание многих поэтов прошлого века. Откуда бы взяла свою единственную силу наша разливная народная песня, если бы не было у нас Волги, в дополнение к нашим утробным земным просторам?
В середине 19 века, благодаря поэтам революционно-демократического лагеря, входит в русскую поэзию мотив "трудовой" Волги, бурлачества. Здесь уже романтическая традиция уступает место реалистической. "Некрасов - создатель национального русского пейзажа как законченной и всесторонне развитой художественной системы. Тема "природа и труд", органичная для поэта, порой передается с кольцовской бодростью, чаще же приобретает трагическое звучание. Он противопоставляет "зрелище" цветущей природы "позору" невежества, нищеты, бесправия. Эта антитеза определяет образный строй многих его стихов, в том числе 'Железной дороги", отрывка "На Волге" и др. Волга-труженица, кормилица народная предстает в стихах Л.Н. Трефолева, В. А. Гиляровского, Н. П. Огарева. Герои их (чаще обобщенные образы русских людей) готовы покорно выносить все страдания, выпавшие на их долю, а это можно считать, пожалуй, национальной чертой русского характера.
Волга вдохновляла, давала "гусли звонкие" в руки многим поэтам, родившимся на ее берегах (Скиталец, А. В. Ширяевец, С. Д. Дрожжин, Н. Н. Гладков). У них река ассоциируется прежде всего с малой родиной: родным селом, городом, родным домом. Они замечают, как сильно изменилась родная Волга, глядя на бегущие по ней пароходы, разрывается от боли сердце, кода смотрят они на вырубленные по берегам леса, на "плевки Горынычей стальных", на то, "как голубую телогрею Чернит без устали мазут..."
Волга считается любимым символом России. В различных песнях и стихах она всегда славилась как "мать-река", "матушка-Волга".Волга вытекает из маленького родника, холодного ключа, который пробивается сквозь землю в Валдайских лесах, недалеко от Твери, в самом сердце России.
Волга всегда вдохновляла деятелей культуры: произведения многих писателей посвящены быту ее жителей например, П.И.Мельникова-Печерского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, драматурга А.Н.Островского, поэта Н.А.Некрасова (автора известных строк: "О, Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я!") , знаменитого на весь мир Максима Горького, родившегося на Волге и правдиво описавшего жизнь ее простого народа. Прославленным певцом великой реки стал и гениальный бас Федор Шаляпин, волжанин по происхождению, коронным номером которого была народная песня "Дубинушка", также посвященная тяжелой участи волжских бурлаков. Многих поэтов вдохновила Волга на стихи и песни, многих живописцев – на чудесные полотна. Волгу писали замечательные русские пейзажисты Ф.А. Васильев, И.И. Левитан, И.Е. Репин.
Непревзойденный певец водной стихии, ее освежительного воздействия на человека, симбирянин Н. М. Языков особенно любил Волгу. Ей он посвятил наибольшее из всех крупных русских лириков количество стихотворений. Кипучему дару Языкова дорог образ взволнованной, брызжущей, потрясенной стихии. Он может считаться основоположником той линии в развитии национального пейзажа, которая подчеркивает не скромную, смиренную прелесть русской природы, а ее гордый простор, яркость, пышность, величавость ("Моя родина", "Чужбина", "Родина").
     Перед взором Твардовского поэта проплывает Волга- матушка, вобравшая в себя семь тысяч рек, Урал с его “главной кувалдой страны”, сибирская тайга, Байкал, Забайкалье, тысячеверстные просторы вплоть до Тихого океана. И невольно вырывается слово сыновнего признания:
                                       Да, я причастен к этой гордой силе
                                       И в этом мире - богатырь
                                       С тобой, Москва,
                                       С тобой, Россия,
                                       С тобою, звездная Сибирь!

В народном фольклоре, творчестве писателей, поэтов, художников широко отражена тема Волги матери, Волги кормилицы. Обобщив эти образы, можно сказать, что для русского человека [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– это сама Жизнь. И словно подтверждая эти слова, самой главной песней о Волге для россиян уже почти полвека остается эпически пронзительная ошанинская: «Издалека долго течет река [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] течет река [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] конца и края нет», в которой человеческая жизнь и течение реки сплетены в единое целое.У каждого поэта тема Волги решается своеобразно, неповторимо. И тем не менее представляется возможным найти и нечто общее, родственное в восприятии и отражении великой реки.
Воспоенные" Волгой симбиряне Н. М. Карамзин и И. И. Дмитриев слагают в ее честь гимны, тем самым пытаясь возвеличить "на слабой лире" "священнейшую в мире реку", "...в искренних стихах смиренну дань оставить".


Иван Иванович Дмитриев родился 10 (21) сентября 1760 г. в семье симбирского помещика. С 14 лет он начал службу рядовым гвардии Семеновского полка, успешно делал карьеру и, отдав 40 лет государственной службе, закончил ее министром юстиции. Его поэтическое творчество продолжалось немногим более десяти лет. Сам Дмитриев писал, что его «деятельная пиитическая жизнь... продолжалась только одиннадцать лет». Дмитриев значительно расширил жанровое многообразие сентиментальной поэзии. Он писал дружеские послания, песни, сатирические сказки, басни, эпиграммы, многие из которых печатались в «Московском журнале». Своей поэзией он полемизирует с приверженцами классицизма, высмеивая высокие жанры, условность и каноны, свойственные поэтике классицизма. Такова его сатира «Чужой толк». Нападая на «надутость» од и одописцев, Дмитриев разит их острой шуткой, тонкой иронией. Вместе с тем он проявляет самостоятельность в отношении предшествующей традиции классицизма. Порой у Дмитриева в одном стихотворении две разные стилистические манеры: одическая риторическая и чувствительная сентиментальная.
В стихотворении «К Волге» (1794) возникает лирический образ поэта, восхищенного красотой и величием Волги: «Свершилось то, чего желал / Еще в младенческие леты», а далее вид великой реки рождает воспоминания о прошлом Отечества, поэт вспоминает рать «грозна Иоанна», ордынцев, в стихотворении возникает и образ Разина.
Там кормчий, руку простирая Чрез лес дремучий на курган, Вещал, сопутников сзывая: «Здесь Разинов был, други, стан!» Вещал и в думу погрузился; Холодный пот по нем разлился, И перст на воздухе дрожал.
А.С.Пушкин в письме к П.А.Вяземскому, написавшему восторженную статью о Дмитриеве («Известие о жизни и стихотворениях И.И.Дмитриева»), выражал недовольство стилем поэта, в ко тором находил много славянизмов. Тяготясь «скучной унтер-офицерской службой», Дмитриев часто испрашивал длительные отпуски, которые проводил в родных местах на Волге. Служебные досуги посвящал изучению «правил поэзии» и стихотворству, подражая, в основном, французским авторам легких стихов. Первые, публиковавшиеся анонимно в 1777–1782, литературные опыты оказались неудачны и успеха не принесли. Однажды, будучи в театре, Дмитриев услышал, что стихи его называют «глупыми», и надолго перестал печататься. Умер Дмитриев 3 (15) октября 1837, окруженный почетом и уважением, хотя его творчество выглядело старомодным на фоне свершений пушкинской эпохи. Прах его покоится в Московском Донском монастыре.
Важным событием в его жизни стало знакомство в 1783 с Н.М.Карамзиным (между собой они находились в дальнем родстве).






















Приложение 5
Игорь Северянин и революция
Чисты их имена,
И горек голос лир,
И дух высок и словно осияно

На вечны времена:
Владимир, Велимир,
Марина, и Борис,
И Александр, и Анна.

“Железному канцлеру” Германии прошлого века приписывают следующее довольно зловещее изречение: “Если хотите построить социализм, то выберите страну, которую не жалко”. История выбрала Россию.
Мы, по Маяковскому, “повернули истории бег”, за что и последовала чудовищная расплата. “На нашу страну, - писал Ленин, - падают теперь особенно тяжёлые муки первого периода начавшегося акта родов – родов нового общества”. Этот “первый период” – гражданская война – унёс более 5 миллионов человеческих жизней, из которых около двух миллионов эмигрантов, кои сами остались живы, но для которых родина умерла, а это тоже смерть наполовину.
“Ураган времени – революция, корабль бытия пляшет в волнах, летит в грозовой мрак. Трещат и падают устои, рвутся в клочья паруса сознания”. Так, невольно воскрешая образы библейского потопа, вселенской катастрофы, а с другой стороны, картину сотворения мира, света из тьмы и тверди посреди воды, написал летописец этих дней Алексей Николаевич Толстой в 1922 году.
Когда-то известный вольнодумец и философ Пётр Чаадаев сказал: “Мы будем истинно свободны лишь с того дня, когда вполне уразумеем пройденный нами путь, когда из наших уст помимо нашей воли вырвется признание во всех наших заблуждениях, во всех ошибках нашего прошлого, когда из наших недр исторгнется крик раскаяния и скорби, отзвук которого наполнит мир. Тогда мы естественно займём свое место среди народов, которым предназначено действовать в человечестве не только в качестве дубин и таранов, но и в качестве идей.” Так что же есть Октябрьская революция: “праздник угнетённых и трудящихся” или “окаянные дни”? Попробуем найти ответ на этот непростой вопрос.
Последствия революции в культуре были тяжелы. Сначала часть писателей, предвидя свою ненужность в новом обществе и, следовательно, свою незавидную участь оказаться случайно или по ошибке расстрелянными, эмигрировали сами. Это такие писатели и поэты, как, например, И. Бунин и В. Ходасевич, философы, как Мережковский, композиторы, как С. Рахманинов, художники, как М. Кандинский и т. д.
Других, как, скажем, Бердяева и Сорокина, выслали в 1922 году.
Третьи, как Шаляпин, оказались “невозвращенцами”.
По неполным данным, 17 тысяч деятелей культуры, науки, искусства, из них только литераторов более тысячи, было погублено и ещё 600 с трудом выжило.
Но и те из лучших, кто по разным причинам остался, были обречены на полуголодное существование и безгласность, как, например, Платонов и Булгаков. Кое-кто не вынес и покончил с собой, как Есенин, или поначалу не согласившийся с ним Маяковский, или “возвращенка” М. Цветаева.
Наконец, кое-кто, опять-таки из лучших, из тех, кто принял режим и был обласкан им, оказались обречёнными на творческое бесплодие, как Блок и Горький, или вырождение таланта, как Фадеев, который в конечном счёте покончил с собой.
Остальных бесконечно шпыняли, третировали, обвиняли в “декадентстве”, как Ахматову, или впрямую называли “подонками советской литературы”, как М. Зощенко. За одно разоблачительное стихотворение поэта могли арестовать и погубить, как Мандельштама, а за величальное – даровать жизнь, как Пастернаку.

Жизнь под искусственным небом создавала у эмиграции ощущение неполноценности, ущербности бытия, его ограниченности в пространстве и во времени.
Былые российские знаменитости, оказавшись в эмиграции, с удивлением, с растерянностью обнаружили, что их нимб удивительно быстро померк, что вне России они не пророки, а странники.
Не обошла стороной революция и Игоря Северянина, одно появление которого на улицах Петербурга вызывало ликование толпы, оказавшись за границей, потускнел, съежился, не находил себе места. Когда в Москве в 1915 году Северянин давал концерт, просторный зал Политехнического музея не смог вместить всех желающих. Публика стояла в проходах, в вестибюле, толпилась на улице возле подъездов. Каждое новое стихотворение встречалось неистовыми аплодисментами, из зала летели розы, левкои. Однажды в Петербурге, когда толпа на Невском узнала едущего в коляске Северянина, восторженные почитатели распрягли лошадей и с упоением покатили любимого поэта. В эмиграции, чтобы прокормиться, поэту приходилось идти на унижения.
От былой славы остались лишь бледные тени
Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца – Русь!
И на дне твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.

Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной.
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба.



Северянин и революция
Ананасы в шампанском! Ананасы      в шампанском!      Удивительно вкусно, искристо, остро.      И. Северянин
 Неоднозначно приветствовали революцию поэты и писатели 20 века. Кто-то возлагал на нее надежды, а кто-то не верил в ее идею.
Игорь Северянин кумир буржуазно-мещанской публики кануна революции, хотя поэзия его всегда была направлена против буржуазии. Однако буржуазия, которую Северянин дразнил и издевательски подкалывал насмешками, стала его главной обожательницей.
Современники писали о нём - «Большими аршинными шагами в длинном черном сюртуке выходил на эстраду высокий человек с лошадино-продолговатым лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-накрепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть, и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль исполнения приводил публику в восторг, вызывал определенную реакцию у контингента определенного типа. Все было задумано, подготовлено и выполнено, закончив чтение, Северянин удалялся все теми же аршинными шагами, не уделяя ни поклона, ни взгляда, ни улыбки публике, которая в известной своей части таяла, млела и истекала соками преклонения перед «настоящей», «чистой» поэзией".
Игорь Северянин приветствовал Февральскую революцию, откликнулся на нее стихами
«Гимн Российской республике»

«Моему народу»

«И это - явь» (март 1917)

Эти стихи вошли в сборник «Миррэлия» (Берлин, 1922). Стихи наполнены восторженностью, верой в лучшее, оптимистичностью, только в стихотворении «Моему народу» 18 восклицательных знаков, а в «Гимне» - 20.
Но при всем этом политические взгляды поэта всегда отличались внутренней независимостью и скепсисом. Со своей обычной иронией он писал:
Сегодня «красные», а завтра «белые»
Ах, не материи! Ах, не цветы!
Людишки гнусные и озверелые,
Мне надоевшие до тошноты.
Сегодня пошлые и завтра пошлые,
Сегодня жулики и завтра те ж,
Они, бывалые, пройдохи дошлые,
Вам спровоцируют любой мятеж.
Идеи вздорные, мечты напрасные,
Что в их теориях путь к Божеству.
Сегодня «белые», а завтра «красные»
Они бесцветные по существу.
(«Крашеные», 1919)

Он критически отнесся к Керенскому и высоко оценил деятельность Ленина. В стихотворении «Александр IV» поэт выразил свою ненависть к Керенскому, назвав его «паяцем трагичным на канате» (сборник «Вервэна», 1920).
После отделения Эстонии (где он жил долгие годы) от Советской России Северянин оказался вне Родины, но продолжал много писать. Сборники его лирических стихотворений и романы в стихах печатались не только в Эстонии, но и в Берлине, Белграде, Бухаресте.
В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. В годы эмиграции Северянин выпустил 17 книг, но читателей становилось все меньше, тиражи книг были мизерными, и даже они не расходились. Последние годы поэт провел в нужде и безвестности. Литераторы-эмигранты, не столь известные, как он, с наслаждением отомстили ему за его славу своим высокомерием, барским пренебрежением, которого у самого Северянина никогда не было. Вычеркнутый из списка "настоящих поэтов", Северянин оказался в полном одиночестве в Эстонии. Он был счастлив, получив письмо своих почитателей откуда-то с Алтая. Он и не подозревал, что его имя в сталинском СССР обросло легендами, а его стихи переписывали от руки.
В 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю". Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. 
По известному выражению, многие трагедии кончаются фарсом. В случае с Северяниным фарс превратился в трагедию.  На памятнике помещены строки из его стихотворения "Классические розы":
Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!
Поэты “ серебряного века ” творили в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Им пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Творчество стало спасением и выходом, может даже бегством от окружавшей их советской действительности. Источником вдохновения стали Родина, Россия.
Многие поэты были высланы за пределы страны, сосланы на каторжные работы, других попросту расстреливали. Но несмотря на все эти обстоятельства поэты по-прежнему продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.
В поэзии Игоря Северянина есть строки, полные тоски о Родине
От гордого чувства, чуть странного,
Бывает так горько подчас,
Россия построена заново
Другими, не нами, без нас.
Уж ладно ли, худо ль построена,
Однако построена все ж:
Сильна ты без нашего воина,
Не наши ты песни поешь.
И вот мы остались без родины.
И вид наш и жалок и пуст,
Как будто бы белой смородины
Обглодан раскидистый куст.