Сценарии мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию с целями и задачами.

«И в памяти хранить мы будем вечно, ребят,
которых нет уж среди нас”.
(День героев Отечества-9 декабря)
Цель:
Формирование патриотических качеств у школьников. Задачи:
Воспитание любви к Родине, ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам.
Ведущий 1: Наши современники Они родились в мирное время, спокойное время. Пришли в этот мир, чтобы строить, растить, создавать, любить. Но на их долю выпали далекие от этих повседневных человеческих забот и радостей дела.
Для очень многих она закончилась там, на поле битвы: в отрогах немых гор, на перекрестках пыльных дорог, на улицах чужих городов и сел.
Эти парни – люди долга и чести, до конца верны присяге, которую дали Родине, став на путь служения Отечеству, выбрав для себя самую мужскую в мире профессию – защитника, воина.
Мы знаем много славных имён героев различных войн, но и среди наших земляков есть человек, совершивший подвиг, ставший героем России.
Ведущий 1:
2 февраля 1984 года
Родился мальчик
На радость маме
Во славу Богу.
И был тот мальчик
Похож на чудо
С улыбкой милой
В глазах синь неба
Он был желанный
И с ним надежды мать возлагала:
Сынок! Мой мальчик,
Расти не бойся
Я буду рядом, коль будет сложно.
Любое в жизни ведь, поправимо.
Лишь только смерть нельзя исправить
Но, то пустое, болтаю милый
Жизнь будет долгой, счастливой, яркой,
Будь честным, смелым
И дай возможность, тобой гордиться.
Этим мальчиком был Виталий Нефф.
Ведущий 2: Судьба сыграла злую шутку, жизнь не была долгой, долгой для Виталия, но в наших сердцах память о нем будет бесконечной, а гордиться им вся Россия.
Ведущий 1: Данное мероприятие посвящено ученику нашей школы, Герою Российской Федерации Виталию Нефф. Сценарий написан на основе воспоминаний родных и близких героя, его сослуживцев, газетных статей.
Перед его подвигом мы низко склоняем головы. Спасибо, - говорит ему Родина.
У каждого свой жизненный путь, свои радости, свои испытания, своя малая Родина.
Ведущий 2: Виталий родился в Якутске в многодетной семье военнослужащего. Виталий был старшим из 10 братьев и сестёр. Его мама рассказывает, что у Виталия в детстве было обострённое чувство справедливости: он всегда заступался за слабых. В 1992 году с семьёй переехал в деревню Бакмасиха.
Ведущий 1: Одноклассники отмечают, что у Виталия всегда можно было попросить защиты, всегда положиться на него.  Это был обычный мальчишка, скромный, немного застенчивый, учился средне. После окончания 9 классов средней школы обучался в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] профессионально-техническом училище № 11. Не окончив обучение, пошёл работать. Но юноша знал, что обязательно будет военным. Ведь именно они, люди в погонах, и должны защищать слабых, помогать тем, кому это необходимо.
Все мы выходим из детства. А дальше нас ведут дороги, которые не всегда бывают легкими.
Ведущий 2: Весной 2002 года призван в Вооруженные Силы Российской Федерации. Прошёл учёбу в Окружном учебном центре Сибирского военного округа на специальность механика-водителя танка. Через полтора года службы заключил контракт с ВС РФ и выбрал для службы 42-ю мотострелковую дивизию Северо-Кавказского военного округа. В мае 2004 года получил звание младшего сержанта и был назначен командиром танка. В мае 2008 года, после окончания обучения на курсах по подготовке младших офицеров произведён в младшие лейтенанты и назначен командиром танкового взвода 71-го гвардейского мотострелкового полка.
Ведущий 1: Как говорят сослуживцы, главной задачей командира было сохранение жизней молодым, порой ещё не обстрелянным солдатам. Он хотел, чтобы у каждой матери сын пришёл с этой жестокой войны живым и здоровым.
Ведущий 2: Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявлялась в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
8 августа 2008 года дивизия была поднята по тревоге и совершила марш-бросок в Южную Осетию. 9 августа прибыла в район Джавы, 10 августа переброшена в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Взвод Неффа занял позицию в районе железобетонного моста через реку Большая Лиахви на восточной окраине Цхинвала, обеспечивая свободный проход российских подразделений через мост.
Ведущий 1: Вступал в боестолкновения с грузинскими частями. 10 августа после обеда взвод Неффа получил указание передислоцироваться в район пересечения улиц Московской и Энгельса для обеспечения огневого прикрытия мотострелковых подразделений, наступающих к центру Цхинвала. При движении на новую позицию был атакован противником. Танк Неффа был поражён двумя выстрелами из гранатомётов и загорелся. При покидании танка Виталий Нефф был ранен осколками разорвавшейся рядом мины. Тяжелораненый, он вернулся к танку, чтобы помочь выбраться из машины раненому заряжающему танка гвардии рядовому Кумарову. Вынося на себе товарища, был смертельно ранен осколками разорвавшейся мины.
Ведущий 2: Что-то чуяло сердце матери,
На кануне приснился сон.
Кто-то звал ее, где-то рядышком,
Чей-то слышался тихий стон.
Сердце дрогнуло, может чудиться?
Сын – кровинушка! Я с тобой!
Что не пишешь мне, как там служиться?
Очень ждем мы тебя домой.
Ведущий 1: Какой же жестокой и несправедливой должна быть судьба, чтобы повернуть его лицо в сторону смерти. Все так же сверкает роса под лучами солнца, все также цветет яблоневый сад, все так же – да не все. Виталия больше нет.
Похоронен 20 августа 2008 года в деревне Бакмасиха.
Ведущий 1: Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 2008 года гвардии младшему лейтенанту Виталию Витальевичу Неффу, «за мужество и героизм, проявленные в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе », присвоено звания Героя Российской Федерации (посмертно).
Ведущий 2: В целях увековечивания памяти Виталия Нефф, бывшего ученика школы младшего лейтенанта, командира танкового взвода, Героя Российской Федерации, декабре 2009 года в здании школы установлена мемориальная доска.
Ведущий 1: Сегодня мы говорили о человеке,
Чье имя стоит в одном ряду с такими героями, как Гостелло, Матросов, Космодемьянская.. Чей взгляд уже не открытый и добрый, а суровый – смотрит на нас с мемориальной доски.
Ведущий 2: Пройдут годы. Многое со временем забудется, затянутся раны, потускнеют боевые ордена, у солдат, оставшихся в живых, вырастут дети. Но эти воины останутся в народе неизгладимой трагической меткой.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Ведущий 1: 27 ноября 2009 года в городе Барабинске на монументе Славы установлен бюст Героя России Виталия Неффа, а 4 августа 2010 года памятная гранитная плита с именами барабинцев, погибших в Афганистане, Чечне и Южной Осетии, в том числе Виталия Неффа.















"Солдатами не рождаются..."
(Сценарий конкурсной игровой программы ко Дню Защитника Отечества)
Цель: 
Формирование патриотического сознания и готовности к защите Родины. Пропаганда здорового образа жизни. Задачи: Развивать умение быстро и чётко выполнять предложенные задания, совместно решать поставленные задачи. Воспитывать чувство коллективизма, личной ответственности за общий результат.
Ход мероприятия:
1 Ведущий.  Опять гремит салют победных маршей,  И чтобы больше не было войны, Стоят на страже Родины, как прежде, Отечества достойные сыны! 2 Ведущий.  Святая обязанность каждого мужчины - охранять, защищать Родину, как это делали наши деды и прадеды. 1 Ведущий.  Нынешнее поколение свято чтит память о тех воинах, которые ценой своей жизни  отстояли мирное будущее. 2 Ведущий. Мужчины наши, наши соколы, России- матушки сыны! Доверена вам честь высокая Хранить покой родной страны! 1 Ведущий. Пускай шумят берёзы белые И рожь волнуется в полях, Мужчины – сильные и смелые – На вас надеется Земля! 2 Ведущий.  В этом зале собрались будущие защитники России, пока они учатся в школе,  но служба в армии для них - священный долг! 1 Ведущий. И сегодня мы проводим конкурсную игру  «Солдатами не рождаются!» Приветствуем участников (Под звуки песни «Идёт солдат по городу» участники выходят на сцену  и выполняют команды построения.) 2 Ведущий. Перед нами две команды – два взвода, которым предстоит пройти настоящие  испытания. 1 Ведущий. Бойцы! Смирно! Приказываю командам занять свои места Да, приятно быть командиром. 2 Ведущий.  Но сначала надо побыть солдатом! А какой же конкурс без жюри?  Знакомьтесь, на нашем «Командном пункте» заняли свои достойные места: 1.  2. 3. 4. 5. 1 Ведущий. Все конкурсные задания оцениваются по пятибалльной шкале,  выводится общий балл за каждый этап конкурса. Итак, начинаем! 2 Ведущий. Не послал ещё военкомат Той повестки с именем твоим, Не вручён тебе твой автомат-  Он сегодня с кем-нибудь другим. 1 Ведущий.  Слов присяги в звонкой тишине Перед строем ты не произнёс, Отчий дом не увидал во сне  И наряды сутками не нес. 2 Ведущий.  Не подшиты воротнички Не ведётся счёт солдатских дней И на складе вещевом значки Ждут грядущей доблести твоей. 1 Ведущий. Но сегодня ждёт тебя игра, Чтоб своё уменье показать! Пожелаем всем: ни пуха, ни пера, И стремленья честно побеждать! 2 Ведущий. Начинаем конкурс наш- Познакомимся сейчас: Визитной карточкой своею Скорей порадуйте всех нас. 1 Ведущий. На сцену приглашается команда- взвод ______________.  (Жеребьёвка проводится до начала конкурса). 2 Ведущий. Приветствуем команду-взвод ________________. 1 Ведущий.  Молодцы, ребята! А сейчас, пока на « Командном пункте» оценивают выступление наших юношей, для всех музыкальный подарок. ( Танец в исполнении танцевальной группы) 2 Ведущий. Оценки жюри за визитную карточку. Без сомненья и заминки Конкурс мы начнём с разминки. Вся команда отвечает, Кто больше знает – побеждает! 1 Ведущий. Хором лучше не кричать, Чётко, быстро отвечать. Вопросы командам: 1.Назовите основной закон РФ.(Конституция) 2.Какой советский военачальник четырежды удостоен звания Герой Советского Союза? (Маршал Г.К.Жуков) 3.Что обозначает определение «калибр автомата»? (Диаметр канала ствола или диаметр пули) 4.Сколько сражений проиграл А.В.Суворов? (Ни одного) 5.Головной убор десантника. (Берет) 6.Торжественный смотр войск. (Парад) 1.Назовите нормативно- правовой документ, регламентирующий функционирование вооружённых сил. (Устав) 2.Кому принадлежит высказывание: «Тяжело в учении - легко в бою.» (Величайшему полководцу А.В.Суворо-ву) 3.Как называется воинское подразделение, несущее охрану чего-нибудь или кого-нибудь? ( Караул) 4.Кто командовал русской армией в войне 1812» года? (М.В.Кутузов) 5.Головной убор танкиста.(Шлем) 6. Краткий доклад военнослужащего старшему по званию. (Рапорт) 1 Ведущий Молодцы, теоретически подкованы! 2 Ведущий. Но чтобы в Армии служить, Нужно сильным, ловким быть: Физ. нагрузок не бояться, Чаще спортом заниматься. 1 Ведущий. И что ты этим хочешь сказать? 2 Ведущий. Хочу объявить следующий конкурс – «Спортивная эстафета». В эстафете участвует вся команда. Каждый участник, выполнив своё задание, возвращается в команду, и только после этого следующий продолжает состязание. Учитывается время и качество выполнения заданий.  1 Ведущий.  Напомню порядок выполнения эстафеты: первый участник поднимает гирю 16 кг от пола верх - 10 раз; второй - прыгает на скакалке -10 раз; третий – отжимается от пола – 10 раз; четвёртый – приседает с гантелями -10 раз; пятый – надувает три воздушных шара и вручает их девушкам. Ну что, поехали!... (Одновременно обе команды участвуют в эстафете) 2 Ведущий.  Да, перед нами выступали настоящие олимпийцы! А что о наших парнях думают на командном пункте? ( Объявляются оценки за разминку и эстафету) 1 Ведущий. Я думаю, вы доказали, что готовы служить в армии. И поэтому следующие конкурсы – Армейские! 2 Ведущий. Блок первый – хозяйственный. 1 Ведущий.  Для участия приглашаются по одному «новобранцу» из команды. 2 Ведущий. В армии, друзья, не дома! Здесь день мы свой начнём с подъёма! 1 Ведущий. Нужно быстро вам успеть Форму солдатскую надеть! 2 Ведущий. Внимание! Оценивается внешний вид и скорость. Раз, два, триподъём! (Участники надевают солдатскую форму : брюки, китель, сапоги, ремень, кепку) 1 Ведущий.  Посмотрите на бойцов! Так они будут выглядеть через несколько лет. 2 Ведущий.  А мы приглашает ещё по одному «новобранцу». 1 Ведущий (Вытаскивает из кармана несколько дырявых носков). Не секрет, скажу вам, братцы,  Носки имеют свойство рваться. Чтоб неряшливым не быть – Сумей носки скорей зашить.  2 Ведущий. Вперёд, ребята! ( Зашивают дыру на носках. Следует обратить внимание на цвет носков и ниток и на качество выполнения работы) 1 Ведущий.  Свои работы предоставьте на командный пункт. 2 Ведущий.  А мы продолжаем. 1 Ведущий. Раз картошка, два, картошка, Два мешка - совсем немножко. 2 Ведущий. Рад ты этому, не рад, По кухне выпал вдруг наряд. 1 Ведущий. Чистим картошку всем взводом, по очереди, соблюдаем  технику безопасности. 2 Ведущий. И начали.  (Всей командой по очереди чистят по одой картофелине; оценивается  скорость, качество и количество отходов) 1 Ведущий. Вот и справились с картошкой, пусть на командном пункте оценят,  у какой команды обед сытнее будет: соотнесём «отходы» и «доходы». 2 Ведущий.  Просим наших командиров подвести итоги первого армейского блока конкурсов 1 Ведущий.  А пока жюри совещается, сюрприз для участников: песня в исполнении ___________ 2 Ведущий.  На командном пункте готовы огласить результаты. . (Жюри объявляет оценки  за каждый конкурс хозяйственного блока ) 1 Ведущий.  Но это только начало, а впереди нас ждут настоящие армейские будни! А с ними и тактические задания. 2 Ведущий. Кончились все развлечения - Впереди у нас учения. Как себя ты соберёшь? Что с поход с собой возьмёшь? 1 Ведущий.  Перед вами рюкзаки, в которые вы сложите нужные, на ваш взгляд, вещи.  2 Ведущий. Каждый может взять только одну вещь. Выходим по очереди.  1 Ведущий.  Внимание! Слушай мою команду: рюкзаки к походу собрать! (Каждый участник берёт только одну вещь, оценивается правильность выбора) 2 Ведущий. К походу готовы! Передайте свои рюкзаки на командный пункт. 1 Ведущий.  А у нас следующее задание. 2 Ведущий.  По минному полю пойдём мы сейчас, Сапёр ошибается только лишь раз! 1 Ведущий. Приглашаем на сцену взводного со своими бойцами.  2 Ведущий. Каждый боец должен пройти по сцене с закрытыми глазами, не задев бутылки- мины, а взводный корректирует его путь различными командами: правее, левее и т.д. 1 Ведущий. Боец начинает двигаться только по команде взводного. Задевший предмет, выбывает. 2 Ведущий.  Я засекаю время. И начали.  (Участник двигается с закрытыми глазами,  ориентируясь на команды командира взвода, задев бутылку, выбывает. Учитывается время выполнения, потеря бойца- минус один балл). Ваше время____ 1 Ведущий. Прекрасно, потерь нет (потери незначительные).  2 Ведущий.  Второй взвод готов? 1 Ведущий.  Молодцы! Ваше время __________. И ещё одно испытание. 2 Ведущий.  Зоркий снайпер дело знает, Цель он с ходу поражает. Вот и узнаем мы сейчас,  Кто в команде «Меткий глаз». 1 Ведущий.  Каждый участник команды делает по одному выстрелу, побеждает тот взвод, чей общий результат выше. (Подсчитывается общекомандный результат, мишень можно заменить воздушными шарами, тогда подсчитывается число попаданий) 2 Ведущий. Первый взвод к стрельбам готов? 1 Ведущий.  Ваш общий результат__________ . 2 Ведущий. Вторая команда, вперёд! 1 Ведущий. Ваш результат ___________ . (звучит сигнал) 2 Ведущий.  Пока на командном пункте подводят итог стрельбам, у нас  ещё одно испытание! 1 Ведущий. Приготовить противогазы- Изучаем команду «Газы!». От беды наверняка Нас спасает ОЗК! 2 Ведущий. Приглашаем по одному участнику из команды. 1 Ведущий.  По команде «Газы!» вам нужно надеть общевойсковой  защитный Комплект: чулки, плащ, перчатки, противогаз. (Один участник надевает ОЗК, остальные – только противогазы.) 2 Ведущий.  Вот и закончились наши тактические учения, просим наших командиров  на командном пункте подготовить результаты – суммы баллов за проведенные конкурсы тактических учений. 1 Ведущий. А для участников и зрителей танцевальная композиция __________ 2 Ведущий.  Да, нелегка служба в армии. А когда же можно отдохнуть? 1 Ведущий. Вот сейчас и отдохнём. Привал! 2 Ведущий.  Привал! Тревоге дан отбой- Горячий был денёк! Себе бивак скорей построй, Чтоб отдохнуть ты мог. (Из плащ- палатки и подручных материалов (рейки, шпагат,) команды строят  укрытие, оценивается смекалка) 1 Ведущий.  Вот тут и отдохнём! 2 Ведущий.  Нет в армии привала, Чтобы песня не звучала. Здесь побеждает только тот, Кто больше песен нам споет. 1 Ведущий.  По очереди называем или поем строку из песен, связанных с армейской тематикой. ( Побеждает та команда, которая знает больше песен) 2 Ведущий.  Как видим, наши ребята и воевать и отдыхать могут. И им по плечу любые армейские испытания. 1 Ведущий. А нам всем стало ясно, что солдатами не рождаются, ими становятся! 2 Ведущий.  Чтоб стать мужчиной – мало им родиться, Как стать железом – мало быть рудой. Ты должен переплавиться, разбиться, И, как руда, пожертвовать собой. 1 Ведущий. Как трудно в сапогах шагать в июле, Но ты солдат и всё сумей принять: От поцелуя женского до пули- И научись в бою не отступать! 2 Ведущий.  Готовность к смерти – тоже ведь оружие. Но ты его однажды примени Мужчины умирают, если нужно, И потому в веках живут они (М.Львов) 1 Ведущий.  Наш конкурс завершён, для подведения итогов предоставляем слово нашему командному пункту (Вручаются награды командам , медали или дипломы участникам: «Самый сильный», «Самый ловкий», «Самый выносливый»,  «Самый активный», «Самый обаятельный», «Самый весёлый» и т. Д.)






"День памяти и скорби"
(22 июня - Сценарий мероприятия)
Цель:
гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти,
воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину.
Задачи:  
Формировать положительную мотивацию к изучению истории России.
Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории своей Родины.

Ход мероприятия:
Звучит фонограмма песни «Священная война»  куплет громко, потом сделать тише.
Вед 1:  22 июня 1941 года рано утром без объявления войны фашистская Германия напала на нашу  Родину. Началась Великая Отечественная война. 
Вед.2 :Но в памяти человеческой роковая дата 22 июня 1941 года осталась не просто как дата, а как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней Великой Отечественной войны.
Ведущий 2: Митинг, посвященный Дню памяти и скорби объявляется открытым.
(Звучит гимн)
Ведущий 1:
Слово предоставляется главе администрации Таскаевского сельского совета Кривоносову А.В.
.
(выступление главы)
Арина:
Самый светлый, Самый летний день в году, Самый длинный день Земли – Двадцать второго. Спали дети, Зрели яблоки в саду. Вспоминаем Вспоминаем это снова. Вспоминаем эту ночь и в этот час – Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле, Сквозь повязки неумелые сочась, Кровь народа заалела в июне. Шаг за шагом вспоминаем, Смерть за смертью, боль за болью День за днем, взрыв за взрывом, Год за годом, опаленные огнем, Год за годом, истекающие кровью.

Вед. 1:
Войны начинаются внезапно. Ходит по границе тишина. А потом обвал. И сразу пятна. Красные. И вот она – война.
Вед. 2:
Вот  она – гремучая, шальная, Вся в лоскутьях дыма и огня, Землю под железо, подминая, Целится в тебя или в меня.
Вед. 1:
В эти годы порой казалось, Что мир детства навек опустел, Что не вернется радость В город, где дома без стен.
Вед. 2:
Был серебряным смех девчонок, Но его заглушила война. А седины ребячьих челок... Разве этому есть цена?!
Вед. 1:
В каждой семье кто-то из родных не вернулся с войны.
Вспомним всех поимённо, Сердцем вспомним своим, Это нужно не мёртвым –  Это нужно живым!
Вед. 2:
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу жизнь.
Минута молчания.
Вед. 1:
Уважаемые односельчане!
В знак нашей общей печали
И Скорби о погибших земляках,
Просим возложить венки к памятнику.
(Возложение цветов, венков, звучит скорбная музыка)
Вед 2:. Течет река времени. Минуло уже много лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла с тех пор река времени. Зарыли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой навсегда останутся события тех героических трагических лет.
Вед.1: Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Наш долг - хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.
Дети читают стихи чтец 1
В тот страшный день земля рванула в небо.  От грохота застыла в жилах кровь.  Июнь цветастый сразу канул в небыль,  И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
 чтец 2 Надели гимнастёрки и шинели  Вчерашние мальчишки – цвет страны.  Девчонки на прощанье песни пели,  Желали выжить в грозный час войны. 
чтец 3 Война, как ком, катилась по дорогам,  Неся разруху, голод, смерть и боль.  Осталось их в живых совсем немного,  Принявших первый, самый страшный бой! 
чтец 4 В атаку шли за правду, за Отчизну,  За мир, за мать с отцом, за добрый дом.  Чтоб защитить от ужасов фашизма  Права на жизнь, что рушилась кругом. 
чтец 5 Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны  Начало лета, жизнь вокруг кипит.  Жива любовь, зарубцевались раны,  Но этот день июня не забыт! 
чтец 6
Именем погибших и живых,
чтоб светило солнце и смеялись дети, Чтоб забылось слово горькое «убит»,
Люди! Мир храните на планете!
Вед.1: Мы – поколение, не знавшее войны, Мы – поколение великих, мирных буден. Мы мира дочери и мира мы сыны,  Наш путь и славен, и велик, и труден. Мы самой новой эры порождение  Ее создание – новый человек. Эпохи мирной, доблести творенье В космический, прекрасный сложный век. Простор вселенский кораблями бороздим И открываем все заоблачные дали. Но одного, лишь одного хотим, Чтобы военных, страшных буден не видали.
Вед 2:. Пусть всегда будет мир, пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет радость!!! Митинг, посвященный Дню памяти и скорби объявляется закрытым.
(Звучит гимн)
“Мы обязаны Вами гордиться”
(День памяти о россиянах, отдававших долг за пределами Отечества)

Цель: Формирование патриотических качеств у школьников. Задачи: воспитание любви к Родине, ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам.
Ход мероприятия: Звучит песня В.Высоцкого “А сыновья уходят в бой” Вед.1.
За спиною и горы, и горе За спиною военный Афган И строкой автоматною вторит Эхо долгое, прячась в туман. Вед.2.
За спиною погибшие души И пропавшие души ребят И мы с болью еще будем слушать Эхо долгое, глядя назад. Вед.3.
По афганским дорогам пришлось нам поехать немало, Мы тряслись в БТР-ах, нам небо служило палаткой, И надолго под звездами твердым законам нам стало, Не искать на земле жизни сладкой. Звучит песня М. Муромова “Афганистан” в исполнении учащихся 9- 10 класса. Вед.4.
В Афганистане и у нас на Родине хорошо знают о мужестве и отваге наших воинов – интернационалистов. Они пришли на защиту этой Демократической Республики с грозным первоклассным оружием. Но сильнее этого оружия оказалась добрая, притягательная улыбка русских солдат, их крепкие на дружбу руки, выдержка. Вед.1.
Суровая земля Афганистан, Долины, кручи, горные отроги. Ночной поход коротенький привал, Тяжелые военные дороги. Вед.2.
Мы выполняем свой солдатский долг, Соленый пот глаза нам застилает, Но пусть увидит враг и пусть поймет, Как русские живут и умирают. Вед.3.
Служба советских войск в Афганистане была нелегка. Это и резко меняющиеся погодные условия, бой и короткие передышки. Вед.4.
Помни, Россия, и злых, и усталых, Одуревших от зноя, без сна, без воды, Отмеряющих жизнь от привала к привалу, От звезды до звезды, от беды до беды. Вед.1.
Они, рискуя собственной жизнью, спасают афганских стариков и детей от рук бандитов. Совершают подвиги, достойные славы своего Отечества. Звучит песня “Облака” в исполнении учащихся 9 класса. Вед.2.
Все они были простыми и общительными ребятами, внимательными и добрыми. Вед.3.
Их все “афганцами” зовут, Парней из той войны. Их люди сразу узнают, Они просты, скромны. Вед.4.
Патриотические чувства к родной земле и людям, участие в боевых действиях пробудили особенные творческие способности у многих воинов. Вед.1.
В короткой меж боями передышке, Достает помятую тетрадь, Опаленный порохом мальчишка, Сердцем хочет песню написать. Вед.2.
Написать об огненных атаках, О заветной радостной мечте, О друзьях – товарищах солдатах, И о с боем взятой высоте. Вед.3.
В короткие часы отдыха ребята сочиняли стихи и пели их под гитару. Вед.4.
Затерялась где-то наша рота, Среди серых неприступных гор, И проводит партполитработу Старенькой гитары перебор. Вед.1.
Стихли взрывов гулкие удары, Нас не пощадил тяжелый бой, Чудом уцелевшую гитару, Мы нашли в машине головной. Вед.2.
Какие судьбы встают за этими строками! Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. Откуда она, отвага и мужество в наших ребятах? Откуда она у двадцатилетних? Вед.3.
Наша молодость была недлинной, Покрывалась ранней сединой, Нашу молодость рвало на минах, Заливало афганскою войной. Вед.4.
Наша молодость неслась тараном, Сокрушить душманский самолет, Чтоб огонь ослабить ураганный, Падала на вражий пулемет. Вед.1.
Прямо сердцем дуло прикрывая, Падала, чтоб молодость жила, Страшная, неистовая, злая, Вот какая молодость была! Вед.2.
Сегодня, накануне Дня Защитников Отечества, мы вспоминаем о воинах-интернационалистах, которые погибли в Афганистане.
Вед.3. Запомним их имена и почтим память минутой молчания! Минута молчания. Звучит песня О. Газманова “Офицеры”. Вед.4.
Слово предоставляется нашему земляку, воину-интернационалисту, “афганцу”, Павлу Антоненко. Выступление участника военных событий. Вручение цветов. Вед.1.
Ребята нашего села участвовали и в Чеченской воине. Там и по сей день слышны взрывы орудий, пулеметные очереди. Вед.2.
Мы в Новый год вошли, как в 45-й, Еще гремят ракетные раскаты, Еще строчат безумно автоматы, Уходят в бой сибирские полки. Вед.3.
Еще горят железные колонны, Везут гробы Снегурки в спецвагонах, Сам Дед Мороз, войною опаленный, Несет в мешке к могилкам номерки. Вед.4.
Еще полно израненных в палатках, Еще не спят неделями в халатах, Врачи склонясь над ранами солдат, Процесс пошел: тот в гроб, тот без руки Вед.1.
Еще дымят разрушенные хаты, Народ в беде, опять война проклята! Чем мать бойца пред богом виновата? Теперь страдай от горя и тоски Вед.2.
Мы в Новый год вошли, как в 45-й, Но есть одна зловещая деталь: Тогда нес смерть нам фюрер бесноватый, Теперь своих кромсает наша сталь Вед.4.
Слово предоставляется нашему земляку, воину-интернационалисту, участнику Чеченской войны, Владимиру Шмидт.
Выступление участника военных событий. Вручение цветов. Вед.1.
Я постоянно над вопросом мучаюсь И все никак не нахожу ответ, Но почему от нас уходит лучшие? Уходят в мир потерь и страшных бед. Вед.2.
Жестокого безумия полна И верить так не хочется, что где-то, Еще гуляет по земле война, Что где-то беспощадно убивают. Вед.3.
Стреляют из засады и в упор, Для тех ребят, что жить лишь начинают, Уже подписан смертный приговор. Не терпят души и тела пробоин Ведь это так не тяжело понять! А как бывает бесконечно больно Родных и близких навсегда терять Вед.4.
Опомнитесь же люди! Умоляю! Безвременная смерть нам не нужна! Но снова к гробу головы склоняют Седая мать и дети, и жена Вед.1.
Но горю должен наступить конец И победит добро! Я в это верю. Жаль, что погибших судеб и сердец Уже никто не возместит потерю! Звучит песня И. Матвиенко и М. Андреева “Давай за”












«Долгие вёрсты победы»
(Сценарий мероприятия,
посвящённого Дню Победы – 9 мая)
Цель: воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто воевал на фронтах в годы ВОВ и служил Родине в тылу, чувство гордости за свою страну, жившие в ней поколения наших предков и родной народ. Задачи: закрепление и углубление знаний о жизни нашего народа в годы Великой Отечественной Войны, развитие и воспитание патриотических чувств на примерах героизма солдат нашей армии, храбрости и мужества народа.
Ход мероприятия:
1-й ведущий Войну мы вспоминаем не затем, Чтоб лишний раз победой похвалиться. Мы просто заклинаем всех и вся: Подобное не может повториться... 2-й ведущий. 22 июня 1941 года. Позади экзамены, ребята мечтают, как будут жить после школы. (Мирное небо, выпускной бал, дети танцуют «Случайный вальс».) На фоне музыки звучат мечты выпускников 1941 года. - Я собираюсь поступить в медицинский институт, хочу стать детским врачом. - А я мечтаю стать инженером...  - А я буду учителем математики... - Я хочу стать строителем... - Я мечтаю поступить в театральный... - А я мечтаю о любви... 1-й ведущий Июнь! Тогда ещё не знали вы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны! А кончится она лишь в 45-м, в мае... 2-й ведущий Такою всё дышало тишиной, Что вся земля ещё спала, казалось... Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось! (Голос Левитана: «Внимание! Работают все радиостанции».) Антон Лих: Сегодня я хотел бы Вам показать и немного рассказать, о том, как война коснулась нашей семьи. Мой прадед Максим Лукьянович был участником войны. Мне очень жаль,  что я, его правнук,  знаю о нём мало,   но начало поискам положено.
Родился он в 1908 году. В РККА с 07.1941 года
Звание: красноармеец
Это я узнал из военного билета.
Был минером, они всегда шли впереди армии: наводили переправы, разминировали территории и освобождали путь для наступления Красной Армии.
Во время боевых действий с 9 августа 45 года самоотверженно работал в прокладке колонного пути, чем обеспечил пропуск военных грузов в трудных условиях лесисто-болотной местности, чем способствовал достижению победы над японскими агрессорами, а также стойко отражал нападение группы смертников. За что получил медаль «За боевые заслуги»
В начале 1945 года под Сталинградом, был ранен, лежал в госпитале.
В мае 1945 года отправили на Дальний восток в город Харбин ,
в августе 1945года пришел домой.
Не смотря, на все трудности, мои прабабушка с прадедушкой прожили долгую, счастливую жизнь. Вырастили и воспитали шестеро детей.
После войны работали в колхозе. Прадедушка в основном занимался по строительству: ремонт помещений, сани для животноводства и многое другое.
В свободное время для жителей ложил печи в домах.
Дом построил своими руками.
В течение последующих лет, получал много памятных наград.
Чем дальше уходят от нас годы войны,  тем больше мы должны ценить заслугу защитников нашей родины и тружеников тыла. Им мы обязаны своей жизнью.
2-й ведущий. - Скажи, хоть раз ты видел рукопашный? Не наяву, но, может быть, во сне? Кто говорит, что на войне нестрашно, тот ничего не знает о войне! (Фонограмма: стрельба, самолёты, взрывы. Идёт бой.) Солдат Хорошо товарищ, после боя,  Выдыхая дым пороховой,  Посмотреть на небо голубое Облака плывут над головой. (Звучит песня «Соловьи, не пойте больше песен...») 1-й ведущий  В бою под Орлом, под Варшавой,  В жестоком огне батарей  Я чувствовал слева и справа Поддержку окопных друзей  И, видел, как кто-то смелее  И старше намного меня, Себя самого не жалея,  Шёл прямо под ливень огня. (Инсценировка отрывка Б. Васильева «В списках не значился». На сцене один раненый солдат, входит второй с автоматом, устало садится рядом с раненым.) Звучит запись стихотворения «Жди меня». (Звучит песня «Тёмная ночь».) 2-й ведущий  Грохочет ночь. Ещё раскат. Вдали костром огромным зарево раздуто. Полковника в землянку принесли. Отсчитаны последние минуты. Что в сердце воскрешает он своём, Жестокую предугадав разлуку? Любимый край? Родные лица? Дом?  Об этом он не вымолвил ни звука. - Огонь... во имя Родины... вперед!  И, умирая, воин непреклонный Командует. И в смертный час ведёт  К победе он стальные батальоны. (Звучит песня «Комбат».) 1-й ведущий (Н. Сердюк «Что солдату снится?») Что солдату сниться Вдалеке от дома? Только ночь сомкнет ресницы Парню молодому. Снится девушка-отрада С ясными глазами, Та, что верно ждет солдата Днями и ночами. Снится дом на перекрестке, Тень густого сада, Снится белая березка У окошка рядом, Мать в косыночке из ситца У крыльца родного... Отчий край солдату снится Вдалеке от дома. 2-й ведущий Фронтовые песни величаво Гимнами звенят немало лет Над землей, где солнцем светит слава Боевых сражений и побед. И звенят они, где обелиски Утопают в радужных цветах... Фронтовые песни без прописки С давних пор живут в людских сердцах. (Фрагменты песен.) 1-й ведущий. Возвращаются с войны солдаты.  Степи, степи машет даль крылом...  Ждёт у хаты мать домой солдата,  А солдат спит вечным сном. (Звучит песня «Журавли» - фон) 1-й ведущий. (Е. Мартынов «Постарела мать» отрывок) Постарела мать за много лет, А вестей от сына нет и нет. Но она всё продолжает ждать, Потому что верит; потому что мать... 2-й ведущий Говорят погибшие герои будто вечные огни горят Говорят погибшие герои. Слушайте! герои говорят. (Звучат голоса героев в записи.) «...Не ощущая страха, не чувствуя усталости в руках, я буду бить врага и до последней капли крови буду предан Родине своей!» «...Умрём, но не сдадимся!» «...Плакать не нужно. Гордись и помни меня, мама!» «...Победа будет наша! Прощай, Родина! Твой сын...» «...Ах, как хочется жить, жить!» «... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно...» 1-й ведущий (А. Николаев «1418 дней» отрывок) Перед нашей Родиной мы сочтёмся славою,  Все, кто кровью собственной породнился с ней  Шла война великая, шла война кровавая 1418 дней.  Наградила нас она фронтовым содружеством,  Не было содружества крепче и родней, Под огнями, пулями закалялось мужество 1418 дней. Сколько горя вынесло наше поколение.  Каждый день теряли мы фронтовых друзей,  Каждый день задумайтесь, день поминовения 1418 дней. 2-й ведущий (Р. И. Рождественский «Реквием» отрывок) Помните! Через века, через года - помните!  О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!  Люди! Покуда сердца стучатся - помните! Какою ценой завоёвано счастье,  Пожалуйста, помните!  Встречайте трепетную весну, люди Земли!  Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!  Мечту пронесите через года и жизнью наполните...  Но о тех, кто уже не придёт никогда, заклинаю, - помните! 1-й ведущий  Склонитесь и молод, и стар  В честь тех, кто за счастье,  Жизнь ради жизни отдал.  Почтим всех погибших минутой молчания. (Минута молчания.) 2-й ведущий Осенен полыханьем победного стяга, Сел усталый солдат на ступеньки рейхстага. Снял фуражку, как труженик после работы,  Вытирая со лба капли жаркого пота. Положил автомат, пыль стряхнул с гимнастерки, "Из кисета отсыпал щепотку махорки...  Поглядел еще раз, как над вражьей столицей На весеннем ветру наше знамя лучится,  Папиросу свернул, затянулся спокойно  И сказал: «Так любые закончатся войны». 1-й ведущий (А. Т. Твардовский «В тот день, когда окончилась война») В тот день, когда окончилась война  И все стволы палили в счет салюта,   В тот час на торжестве была одна,  Особая для наших душ минута.  Еще теплы стволы орудий,  И кровь не всю впитал песок,  Но мир настал, вдохните, люди,  Переступив войны порог. (Звучит песня «День Победы».) 2-й ведущий Имена... Имена...Имена... Всех ушедших в священное пламя. Но ещё настигает война ветеранов, Оставшихся с нами. 1-й ведущий  Посмотрите на вечный огонь   Он в сердцах, беспокойных и юных.  Вечный подвиг и вечная боль,  И звенят опалённые струны...  Память! Ей мы навеки верны.  Дорогие, суровые лица...  И война не должна повториться! - (Звучит «Песнь о солдате».)
КОНЦЕРТ











«Что мы Родиной зовём?»
(мероприятие, посвящённое Дню независимости России-12 июня)
Цель: 
Способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к Родине через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.  Задачи: Закрепить и расширить знания детей о трёх символах России, Родине, родном крае; Воспитывать любовь к своей Родине, бережное, заботливое отношение к своему родному краю; Воспитывать детей в духе возрождения духовно-культурных традиций России. Ход занятия: Участвуют две команды по 6 человек – «Молодцы» и «Удальцы». У детей эмблемы – геометрические формы, раскрашенные цветами государственного флага. На большом мольберте таблички с надписями обеих команд. Под торжественную музыку О. Газманова «Москва – звонят колокола» маршем в зал заходят все дети и выстраиваются в 2 шеренги. Ведущий. У каждого человека есть земля, на которой он живёт, мама, которая дала ему жизнь. Человеку нужны хлеб, одежда, дом. Без всего этого ему жить просто невозможно. Но среди самого необходимого есть у человека Родина. Как называется наша Родина, ребята? (ответы) Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. В нашей стране живет очень много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды. Россия Какое красивое слово! Прислушайтесь – РОССИЯ! Здесь и роса, и сила, и синие просторы Ведущий. Что мы Родиной зовём? 1 ребёнок. Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Ведущий. Что мы Родиной зовём?  2 ребёнок. Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Ведущий. Что мы Родиной зовём? 3 ребёнок. Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «МОЯ РОССИЯ» Г. СТРУВЕ Под марш «Москва – звонят колокола» дети проходят на стулья. Остаются участники команд «Удальцы» и «Молодцы». Ведущий. У нашей страны завтра день рождения! Этот праздник называется День независимости России. Он празднуется 12 июня. В честь этого знаменательного праздника мы проведём викторину. А участвовать в ней будут команды «Удальцы» и «Молодцы». Ребята, поприветствуйте друг друга!
1. Приветствие команд.
За каждое приветствие – очко. Молодцы – удальцам. Удальцы – народ весёлый, Мы приветствуем вас всех! Пожелаем вам удачи, Пусть вас ждёт большой успех! Удальцы – молодцам. Молодцов мы видеть рады. Все достойны вы награды. Дружим с вами с малых лет, Шлём вам пламенный привет!  После приветствия участники садятся за столы, ведущий представляет детям жюри.
2. Вопросы командам - разминка.
1. Назовите главный город нашей Родины? (город Москва) 2. Как называлась наша Родина в старину? (Русь, Россия-матушка) 3. Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко) 4. Что такое дружба? (когда люди не ссорятся, помогают друг другу, делятся чем-то) 5. Что такое семья? (это мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестрёнка) 6. Назовите известные города России (Новосибирск, Томск, Нижневартовск, Стрежевой, Санк-Петербург) 7. Что изображено на фотографии? По картинкам узнать и назвать достопримечательности своего города и города Москвы (Красная площадь Москвы – Кремль, Стрежевой – Дворец «Современник», музыкальная школа, СОК «Нефтяник», музей. Центр дополнительного образования детей) Ведущий.Чья команда быстрее ответит, той и дополнительное очко.
3. Задание командам.
Пантомима
(за оригинальность – дополнительное очко)  Дети одной команды должны отгадать, что им показала другая команда, и описать увиденные детали. 1 команда «В лес за грибами и ягодами» (пантомима)  Воспитатель предлагает одному ребёнку стать «кустом малины», другому собирать в воображаемую корзину ягоды с куста. Несколько детей изображают лес, остальные – грибников. Грибники собирают ягоды и грибы. Один ребёнок – медведь, он по сигналу воспитателя выйдет из-за «куста малины», все грибники должны будут разбежаться в разные стороны. 2 команда «Рыбная ловля» (пантомима) Несколько ребят, образуя большой круг, сидят у «пруда». Они показывают, как нацепляют червячков, как кидают удочку. В середине круга – «пруда» - плавают рыбки – девочки. По кругу плавает огромная «акула». Ребёнок, изображающий акулу, ходит большими шагами, руками показывает её огромную пасть. Акула «ловится на крючок» одному мальчику, он с трудом её вытаскивает. Рыбаки пугаются и разбегаются. «Акула» прыгает обратно в пруд и плавает вместе с «рыбками». Ведущий. А следующее задание связано с нашим флагом. Это первый символ России. На нашем флаге – три горизонтальные полосы. Сверху белая полоса, посредине голубая, внизу красная. Эти цвета символизируют единство мира, земли и неба. А ещё они символизируют сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Ещё наш флаг называют триколором, трёхцветным полотнищем. Давайте прочитаем стихотворение про наш флаг. 4 ребёнок. А флаг России – триколор, Полотнище в три цвета.  Белый цвет – берёзка. Синий – неба цвет.  Красная полоска – солнечный рассвет.  Ведущий. Следующее задание - закрасить флаг. (За правильность и быстроту – дополнительное очко).
«Закрась российский флаг»
Ведущий. Второй символ России – это герб России. У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл – символ солнца и небесной силы, бессмертия. Внутри герба, на груди орла, расположен герб Москвы – столица нашей Родины. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках: бумажных и металлических; паспортах и документах. Давайте прочитаем стихотворение о гербе России. 5 ребёнок. У России величавый,  На гербе орёл двуглавый,  Чтоб на запад и восток  Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый, Он России дух свободный.
Сложить герб нашего государства
(за быстроту – дополнительное очко); Ведущий. Давайте прочитаем стихотворение «Что такое Россия?» В. Духанина 6 ребёнок. Что такое Россия? Это жаркое лето, Когда много цветов на зеленом лугу. Когда брызги на море жемчужного цвета, Когда хлеб созревает, и косят траву. 7 ребёнок. Что такое Россия? Это чудная осень, Когда в небе курлыча, летят журавли, Когда шишки созревшие падают с сосен, Когда кружатся листья до самой земли. 8 ребёнок. Что такое Россия? Это зимняя сказка, Когда снег серебристый лежит на земле, Когда мчатся мальчишки с горы на салазках, Когда виден узор на оконном стекле. 9 ребёнок. Что такое Россия? Это полная жизни, Счастья, бодрости, радости, света весна, Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет, Когда лес зашумит, отошедший от сна. 10 ребёнок. Когда ветер траву молодую волнует, Когда птицы поют снова в нашем краю. Я Россию свою, мою землю родную, Словно мать дорогую, очень нежно люблю!
Сложить из букв слова: Родина, Россия
(за быстроту и правильность – дополнительное очко).
4. Литературно-музыкальный конкурс.
Прочитать стихи о Родине. (по 3 стихотворения) Ведущий. Третий символ России – это песня. Есть у нашего государства самая главная торжественная песня – это гимн России. Исполняется она на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях, а также во время спортивных соревнований при награждении наших спортсменов медалями. Слушают гимн, всегда стоя и никогда при этом не разговаривают. Давайте и мы встанем и послушаем главную песню нашего государства – гимн России. Автор музыки – композитор Александр Васильевич Александров, слова написал поэт Сергей Владимирович Михалков.
ЗВУЧИТ ГИМН РОССИИ (ОТРЫВОК)
Ведущий. Сейчас каждой команде предстоит исполнить песню о Родине. «Про нашу любимую Родину» А. Пахмутовой  «Наш край» Д. Кабалевского 
5. Конкурс капитанов.
Назвать как можно больше пословиц и поговорок. (члены команды могут помогать капитану, за пословицу очко) Пословицы и поговорки Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Человек без Родины – соловей без песни. Своя земля и в горсти мила. Где кто родится, там и пригодится. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Всякому мила своя сторона. И птица свою сторону любит. Родина – мать, умей за неё постоять. Если дружба велика – будет Родина крепка. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Человек без дружбы, что дерево без корня. Все за одного, один за всех – тогда в деле будет успех. Старый друг лучше новых двух. Друг за дружку держаться – ничего не бояться. Птицы сильны крыльями, а люди дружбой. Ведущий. Молодцы капитаны! Все дружно справились с заданием. Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни, трудились во славу богатства Родины, защищали ее во все времена. Народ российский испокон веков славился силою, удалью, ловкостью молодецкой. И были всегда на Руси богатыри – этакие силачи с добрым сердцем и чистою душою. Ребята, а давайте покажем, какие крепкие, сильные, ловкие и удалые дети живут в России! Я предлагаю проверить себя на быстроту. Выходите и стройтесь в две колонны. Задание называется «Самый быстрый». Нужно будет по сигналу взять ракетку с кубиком в руки, осторожно пробежать змейкой между кеглями до стойки, оббежать стойку, вернуться по прямой линии к команде и передать ракетку следующему участнику. Приготовились! На старт, внимание, марш.
ЭСТАФЕТА «САМЫЙ БЫСТРЫЙ» Ведущий. Вот и подошёл к концу наш праздник. Мы гордимся тем, что мы - россияне! Самое главное, ребята, для любого человека и любой страны – это жизнь в мире. И я предлагаю спеть песню о мире.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «МИР ПОХОЖ НА ЦВЕТНОЙ ЛУГ» В. ШАИНСКОГО
Ведущий. И пора подвести итоги нашей праздничной викторины.
6. Подведение итогов. Награждение.






"Дневник памяти"
(Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого дню снятия блокады города Ленинграда.)
Цель: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти  Задачи: 1) приобщить учащихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению подвига советского народа в Великой Отечественной войне; 2) воспитать уважение к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, старшему поколению.
Ход мероприятия: Учитель: Сегодня наше мероприятие проходит в форме «Дневника памяти», мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории.  Звучит фрагмент из песни М. Бернеса «Слушай Ленинград» Ученик 1:В календаре много разных памятных дат, но для любого жителя Петербурга 8 сентября день памяти, день скорби, день начала блокады. Сегодня, через десятилетия, мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал. Мы привыкли говорить 900 дней. Но подвиг города не нуждается в преувеличениях. Запомните это число 872 дня. Звучит фрагмент «Священная война» Ученик 2:  1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось.  Автор:  Запись в дневнике от 8 сентября 1941 года:  «Удивительная, редкостная осень. Дождей нет. И в сухом и тихом тепле деревья желтеют сохранно, не теряя листьев. Так и стоят - пурпурные, янтарные, лимонно-желтые...»  Ученик 3: 8 сентября в 7 часов вечера на город упали первые бомбы. Шесть с половиной тысяч зажигательных бомб и это только в первую бомбежку. На командный пункт городского штаба противовоздушной обороны начали поступать первые сообщения о разрушениях, пожарах, жертвах, В первый день бомбежки было зарегистрировано 178 пожаров.  Фрагмент артиллерийского обстрела Автор: Запись от 17.сентября 1941 года: «Как-то странно сделалось на душе, когда свежий женский голос сказал кратко: «До конца войны телефон выключен» Я попыталась что-то возразить, протестовать, но сама поняла, что бесполезно. Через несколько минут телефон звякнул и умолк... до конца войны». Ученик 1: Планы Гитлера в отношении Ленинграда были бесчеловечны.  Ученик 4: Гитлер заявлял «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет самого себя не позднее чем через 3 4 недели Ленинград, как спелое яблоко, упадет к нашим ногам». Ученик 5: Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера:"...Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов Блокировать город Ленинград кольцом. Требований о капитуляции не выдвигать.  Ученик 2: Согласно директивам германского командования, блокада была направлена именно против гражданского населения Ленинграда. Ни город, ни его жители нацистам были не нужны. Ярость нацистов по отношению к Ленинграду была ужасающа.  Ученик 5: Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера: «Проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».  Ученик № 6: Характерный комментарий к этим планам дал Гейдрих в письме к рейхсфюреру СС Гиммлеру: «Четкие распоряжения касательно городов Петербург и Москва не могут быть реализованы в действительности, если они изначально не будут исполняться со всей жестокостью».  Автор: Запись от 10.-11.09.41 «Когда машина обогнула площадь, внезапно нам открылись черные клубящиеся горы дыма, подсвеченные снизу пламенем. Все это громоздилось в небе, взбухало, пускало страшные завитки и отроги. Шофер повернулся и сказал глухо: Немец бомбы бросил и поджег продовольственные склады  .. Сгоревшие Бадаевские склады центральная кладовая Ленинграда, его «продовольственное сердце». Зловещий дым, жирный, смолистый и тяжелый, это были горящий сахар, мука, масло ..»  2 3 чтец (читают по очереди).  Начинается проигрыш песни «Блокадный вальс» Кто не был там, тот, слава Богу, не был.  Не видел сквозь рассвета пелену  Беззвучно умирающее небо  И город, распахнувшийся в войну. Не страшен страх, рождающий удушье,  Клинком мороза жалящий поддых.  Страшней, когда привычно равнодушно  Проходишь мимо не своей беды.  Когда душа надорвалась, устала,  Когда глаза устали без конца  Смотреть, как надает с небес начало  Чьего-то неизбежного конца.  Кто не был там, тот не поймет, поверьте, Как росчерк гари, вспухший в небосвод,  Срывает с неба маску тихой смерти.  И слава Господу, что не поймет. Песня «Блокадный вальс» Ученик 2: Не успели ленинградцы оправиться от первого испытания, как на следующий день немецкая авиация повторила массированную бомбардировку города. В этот налет наблюдателями было отмечено падение 1790 зажигательных и 35 крупных фугасных бомб. Затем в ход пошла дальнобойная артиллерия  Ученик 3:  12 сентября первое сокращение норм выдачи населению продуктов. Первое, но не последнее... 11 сентября 1941 гола был произведен первый полный учет продовольствия. Результаты более чем плачевные. Над городом в полный рост поднялся бледный цриарак голода. 20 ноября нормы достигли своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов, остальным 125. Но даже в том кусочке хлеба, который получал ленинградец, почти половину составляли заменители.  Метроном. На экране появляется рецептура блокадного хлеба. Ученик 4: И вдруг по радио поздравление:  Ученик 5: «Дорогие товарищи! Послезавтра мы будем встречать Новый год. Год тысяча девятьсот сорок второй.  Ещё никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она. Каждый ленинградец знает об этом сам, каждый чувствует сейчас, вот в эту минуту, её небывалое дыхание... И все-таки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник. Ведь мы встречаем тысяча девятьсот сорок второй в своем Ленинграде - наша армия и мы вместе с ней не отдали его немцу, не дали ему вторгнуться в город. Мы остановили врага. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве. Это уже безмерно много.  Да, нам сейчас трудно Вот уже пятый месяц враг пытается убить в нас волю к жизни, сломить наш дух, отнять веру в победу. Но мы верим.. нет, не верим, знаем она будет! Может быть, товарищи, мы увидим наш сегодняшний хлебный паек, этот бедный, черный кусочек хлеба, в витрине какого-нибудь музея...»  Автор: Запись от 29 января 1942 года:  «Хлебозавод все же не прекратил работу, как мы этого боялись. Когда водопровод перестал работать, восемь тысяч комсомольцев - так же, как и все, ослабевшие от голода, озябшие, стали конвейером от Невы до пекарских столов завода и подавали туда воду недрами из рук в руки.  Вчера у булочных очереди были громадные, хлеб привезли -только к вечеру Но всё же он был...»  Чтец: Нет лекарств, чтоб голод укрощали  И пока он в городе везде,  Мы себе негласно запрещаем  Говорить друг с другом о еде.  А начнешь, недобрый взгляд заметя,  Тут жс смолкнешь, будто шел на грех  К этому привыкли даже дети,  Хоть сегодня им труднее всех.  В разговорах я храню запреты  На еду, которой не забыл,  На супы, на каши и котлеты.  Но о них не думать выше сил.  Ученик 1: Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду.  Ученик 2: Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».  Ученик 3:  Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.  Ученик 6: Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда Милютина Зоя Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ». Ученик 7: Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки». Звучит фрагмент песни Матусовского Ученик 2: Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе. Чтец - Девчушка руку протянула И головой – на край стола. Сначала думали – уснула А оказалось – умерла. Ученик 5:  Не хватало досок на гробы, не было сил, чтобы похоронить родного человека, товарища, друга. Промерзшая земля не поддавалась ни кирке, ни лому. В январе горком партии принял постановление «О производстве земляных работы. На Волконском и Пискаревском кладбище появились первые братские могилы.  Общие ямы... Зима была жестокая, морозы доходили до 30 и 40 градусов, 25 января из-за нехватки топлива, торфа замерли машины последней электростанции.  И в эту стужу город горел, горел от бомб и снарядов, от печек-буржуек.  Ученик 3:  Норма «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» продолжала действовать до 25 декабря, когда хлебный паек начат потихоньку расти. Ученик 1: «Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. Ученик 2: Первая блокадная весна входила в город медленно. Морозы держались долго. Улицы города не убирались всю зиму они были покрыты снежно-ледяным панцирем. Страшно выглядели дворы домов, заваленные золой, мусором, нечистотами.  Автор: Запись от 30 03.42:  «Сейчас, в эти дни, решается весенняя участь города: быть эпидемии или не быть". Вспыхнет какая-нибудь инфекция или нег? Дух замирает при мысли, что на Ленинград могут обрушиться тифы, дизентерии. У кого хватит сил перенести все это? И кто будет ухаживать за больными?  Весь город все, кто только в силах держать лопату или лом, чистят улицы. А это все равно что привести в порядок загрязненный Северный полюс: глыбы льда, торосы мусора, сталактиты нечистот. Есть много добровольцев.» Ученик 1: Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым.  Звучит песня «В далеком, тревожном году» Ученик 3: Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.  - Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.  Ученик 8: - Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. - Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда».  Ученик 9: - В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.  Ученик 7: - Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода. Ученик 2: И вот в Ленинграде, в тяжелейших условиях блокады, русский человек остался человеком, продолжал жить духовной, культурной жизнью. Седьмую симфонию Дмитрий Шостакович писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказал об этом по радио.  Фрагмент радиопередачи 29 марта 1942 года объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного Радиокомитета исполнял Седьмую симфонию. Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостоковича.  Ученик 1: И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. Все глядели на него, маленького, хрупкого человечка в больших очках, и думали «Этот человек сильнее Гитлера...» Автор: Запись от 24 мая 1942:  «В одноэтажном здании студенческой столовой теперь открыта «столовая усиленного питаниям». В каждом районе их несколько. Бледные, истощенные, слабые люди (дистрофия II степени) медленно бредут сюда, щурясь от весеннего света, как бы сами дивясь тому, что остались жить. Порой они садятся отдохнуть, подставив под солнечные лучи обнаженную до колена ногу или засучив по локоть рукав: солнце лечит цинготные язвочки.  Но среди ленинградцев есть и такие, которые уже не ходят, не в состоянии двигаться (дистрофия III степени). Они неподвижно лежат в своих промерзших за зиму квартирах, куда не в силах пробиться весна. В такие квартиры идут молодые врачи, студенты медвузов, медсестры»  Ученик 4: 1943 год. 12 января началась операция «Искра». Операция по прорыву блокады.  Чтец:  О дорогая, дальняя, ты слышишь? Разорвано проклятое кольцо!  Ты сжала руки, ты глубоко дышишь,  В сияю ш их слезах твое лицо.  Пусть эти слезы сердце успокоят А на врагов расплавленным свинцом  Пускай падут они в минуты боя  За все, за всех, задушенных кольцом.  За девочек, по-старчески печальных,  У булочных стоявших, у дверей,  За трупы их в пикейных одеяльцах,  За страшное молчанье матерей... (О. Берггольц)  Ученик 5: Такого Ленинград еще не видел и не переживал за всю предшествующую историю блокады... Если по отношению к обстрелу употребимо слово «рекорд», то можно сказать, что летом 1943 года фашистская артиллерия побила все рекорды обстрелов. В июле продолжительность обстрела составляла 9 часов 14 минут в день. И так месяц за месяцем.  Ученик 1:  В октябре служба противовоздушная оборона была вынуждена нанести на стены Ленинградских домов 1300 надписей: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».  Ученик 4:  Тихим и хмурым утром 14 января жители города были ошеломлены мощьным гулом, доносившимся с юго-запада. В это время на позиции фашистов обрушились артиллерийские залпы 14 тысяч стволов. В воздух поднялись больше 1200 самолетов. Части второй ударной армии, взламывали вражескую оборону.  Звучит фрагмент из передачи по радио Левитан о прорыве Автор: Запись от 27 января 1944:  «Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все»  Звучит стихотворение в исполнении Воронова Учитель: почтим минутой молчания всех тех, кто погиб во время блокады Ленинграда (Звучит Реквием)
































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Сђ Заголовок 2Сђ Заголовок 415