Урок русского языка по русскому языку в 9 классе Подготовка ГИА. Написание сжатого изложения.комплексный анализ текста.


Урок русского языка в 9 классе
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков
Методы: проблемно-поисковый Вид урока: исследование
Форма проведения урока: работа в группах
Технология:
Тема урока: «Работа с текстом: подготовка к ГИА» Идея: С миру по нитке…
Концепция:  Текст – это явление, «в котором совмещаются структурность, социальность и психологичность» и которое формируется в определённых исторических условиях, под влиянием той или иной культурной среды. Существует метафорическое представление о тексте, как о лабиринте, в котором блуждают его читатели и исследователи, или спутанном клубке, который подлежит распутыванию. Не существует универсальной теории выхода из лабиринта или распутывания клубков, есть лишь некоторые эвристические принципы, которым бывает полезно следовать. Однако когда вы приступаете к распутыванию клубка, у вас заранее не может быть гарантий, что вы его сумеете распутать до конца; равным образом, не сумев его распутать, вы не имеете права утверждать, что этот клубок является нераспутываемым в принципе.
Распутывание клубка производится извне, а разгадывание лабиринта изнутри.
В тексте скрывается сам автор, текст - есть свидетельство о нём; каждое творение содержит в себе - в том или ином виде - образ своего творца.
Прогнозируемый результат: Регулярное обращение к комплексному анализу текста поможет учащимся:
- написать сжатое изложение, так как формирует не только умение извлекать основную информацию из текста, но  и аргументировать свои высказывания;
- справиться со всеми заданиями групп А и В, так как включает не только все виды разбора: фонетического, лексического, морфемного, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного, но и анализ выразительных языковых средств;
- успешно написать сочинение, так как работа с текстами –образцами , осознанное восприятие языковых средств обогащает речь учащегося.
Кроме того, комплексный анализ текста,  требующий от учащихся теоретических знаний по орфографии, пунктуации и синтаксису русского языка, позволит применять эти знания на практике.
Комплексный анализ текста обеспечивает личностную направленность урока, так как  позволяет каждому учащемуся проверить свои знания и умения, исправить ошибки, ликвидировать пробелы, продемонстрировать свои успехи. Все это от урока к уроку заметно повышает самооценку учеников, их мотивацию к учению и самосовершенствованию.
Регулярное обращение к комплексному анализу текста, знакомый алгоритм выполнения заданий снимает напряжение и повышает уровень познавательной самостоятельности учащихся.
Цель: формирование коммуникативной и речевой компетенций девятиклассников, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
Задачи:
1) формирование навыков комплексного анализа текста;
2) обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
3) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
4) формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА;
5) воспитание культуры общения.
План урока:
1. Постановка учебной задачи.
2. Решение учебной задачи.
3. Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме).
4. Моделирование общего способа умственной деятельности.
5. Конкретизация изучаемого понятия.
6. Рефлексивно-оценочный
7. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный этап:
Приветствие
– Добрый день! Каждый день, каждый урок дарят вам радость новых открытий, вы обогащаетесь не только интеллектуально, но и духовно. Очень надеюсь, что и сегодняшний урок не станет исключением.
2.Постановка учебной задачи.
В руках у учителя клубок ниток.
- Какие ассоциации возникают у вас при виде этого предмета?
(узелок на память, нить Ариадны, путеводитель, …)Учитель пишет на доске: «С миру по нитке»
- Как можно объяснить это выражение?
Обсуждение эпиграфа
Учитель: Слова Конфуция: «Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный, размышление, второй, самый лёгкий, подражание, третий, самый горький, опыт. - Какой путь выбираете вы? Почему?
3. Мотивационно - ориентационный этап.
Учащимся предлагается совместно определить цели и задачи урока. (Самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Умение написать сжатое изложение, сочинение на лингвистическую тему и в жанре рассуждения, орфографическая и пунктуационная грамотность, знание теории.)Сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предлагается сегодня сделать.
4. Решение учебной задачи.
А) Знакомство с автором текста
Это отрывок из биографического повествования писателя Виктора Петровича Астафьева. Вспомните его произведения, с которыми вы знакомились на уроках литературы. (“Васюткино озеро”, “Конь с розовой гривой”, “Фотография, на которой меня нет”). Это книга о детстве, о тех людях, которые воспитали писателя, прежде всего о бабушке, взявшей на себя нелегкие заботы о сироте. Писатель признавался: “Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя”. Отрывок, который предложен вам, – заключительные страницы повествования, которые говорят о том, как рассказчик, став взрослым, отслужив в армии, пройдя Великую Отечественную войну, поработав на производстве, возвращается в родную деревню, чтобы встретиться со своей очень постаревшей бабушкой.
Слушая текст, постарайтесь мысленно увидеть и понять все, о чем в нем говорится.
В) Чтение учителем текста
(1) Задами пробрался я к нашему дому. (2) Мне хотелось первой встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.
(3) Дверь распахнута. (4) Краски на двери и на крыльце почти не осталось. (5) Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери.
(6) Бабушка сидела на скамье возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки на клубок.
(7) Я замер у двери.
(8) Буря пролетела над землей! (9) Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит, как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.
(10) – Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? (11) Подойди, подойди! (12) Перекрешшу я тебя, милого. (13) У меня в ногу стрелило… (14) Испужаюсь или обрадуюсь – и стрельнет… (15) Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. (16) Какие маленькие сделались у бабушки руки! (17) Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. (18) Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. (19) Я сгреб бабушку в беремя HYPERLINK "http://rus.1september.ru/articles/2010/09/09" \l "1" *.
(20) – Молилась, молилась за тебя, – торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. (21) Она целовала там, где сердце, и все повторяла:
– Молилась, молилась…
(22) На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды.
(23) – Устала я, батюшко. (24) Вся устала. (25) Восемьдесят шестой годок… (26) Работы сделала – иной артели в пору. (27) Тебя все ждала… (28) Теперь пора. (29) Теперь скоро помру. (30) Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня… (31) Закрой мои глазоньки.
(32) Бабушка ослабела и только целовала мои руки, мочила их слезами. (33) Я тоже плакал молча и просветленно.
(34) Вскорости бабушка умерла.
(35) Мне прислали на Урал телеграмму, но меня не отпустили с производства.
(36) Начальник, где я работал, сказал:
– Не положено. Мать или отца – другое дело. А бабушек да дедушек…
(37) Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня. (38) Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны, а я не сделал этого. (39) Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.
(40) И живет в сердце вина. (41) Гнетущая, тихая, вечная. (42) Я знаю, бабушка простила бы меня. (43) Она всегда и все мне прощала. (44) Но ее нет. (45) И никогда не будет.
(46) И некому прощать.
5. Моделирование общего способа умственной деятельности.
Работа в группах
Перед вами текст, который вы только что прослушали. Название опущено намеренно, вы можете посоветоваться и предложить свой вариант. Желательно, чтобы в ваших названиях была отражена основная мысль текста. А сейчас вы познакомитесь с заданиями и начнете работать. Задания разнообразны по своему характеру, поэтому вы можете выбрать то, которое вам более интересно.
Задания для 1-й группы
1. Докажите, что это текст.
2. Предложите свой вариант сжатого пересказа 1-й части рассказа (с 1-го по 14-е предложения).
3. Объясните орфограммы в 6-м предложении.
4. Выделите языковые средства разговорного стиля. С какой целью использован он автором? Замените слово подох синонимичным, не имеющим стилистической окраски. С какой целью именно это слово употребляет писатель?
Задания для 2-й группы
1. Определите способ связи между 3-м, 4-м, 5-м предложениями в тексте.
2. Предложите свой вариант сжатого пересказа 2-й части текста (с 15-го по 33-е предложения).
3. Выпишите из текста номера предложений, иллюстрирующих следующие пунктуационные правила: обособление определений; запятая между однородными членами предложения; запятая в сложноподчиненном предложении.
4. Найдите в тексте 2–3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены?
Задания для 3-й группы
1. Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор (основная цель данного стиля, жанр, основные черты, разнообразие синтаксических конструкций).
2. Предложите свой вариант сжатого пересказа 3-й части рассказа (с 34-го по 46-е предложения)
3. Выпишите из текста причастия и разберите их по составу.
4. Назовите средства выразительности художественной речи в предложениях 17, 41, 1 и 9. Какова их цель?
Задания для 4-й группы
1. Определите тип текста, обоснуйте свой выбор.
2. Напишите сочинение на лингвистическую тему: «Каково значение просторечных слов в данном тексте»?
3. Какой частью речи является слово  сквозь в 18-м предложении и да в 36-м предложении? Обоснуйте свой ответ.
4. Затранскрибируйте слово  сгрёб. Назовите фонетические явления, связанные с произношением этого слова.
Задание для 5-й группы
1. Приведите примеры лексических образных средств, придающих тексту выразительность и эмоциональность.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл слов текста И живет в сердце вина. При написании имейте в виду следующее. Во-первых, помните вопрос, на который вы отвечаете, во-вторых, – композиционную схему рассуждения (тезис – доказательство – вывод), в-третьих, опирайтесь на материал текста.3. Назовите виды орфограмм в предложениях 1- 8.
4. Выпишите словосочетания из 18-го предложения и разберите их, указывая вид связи.
6. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Начнём с анализа исходного текста. Представитель 1-й группы доказывает, что это текст, 2-я группа называет способы связи между 3-м, 4-м и 5-м предложениями, 3-я группа – стиль, 4-я группа – тип, а 5-я группа приводит примеры лексических образных средств.
2. Во втором задании каждой группе предлагалось представить свой вариант сжатого пересказа: именно это необходимо уметь делать при написании изложения. Вы можете воспользоваться не только способом передачи содержания текста другими, более краткими языковыми средствами, но и путем сокращения или изъятия тех частей, которые несут второстепенную смысловую нагрузку. Главное, старайтесь не упустить важные в смысловом и тематическом отношении элементы текста в созданном вами новом, но более кратком варианте.
– Итак, послушаем, что получилось.
3. Заслушивается творческая часть работы (сочинение-рассуждение и сочинение на лингвистическую тему).
4. Далее предъявляются результаты работы групп с другими заданиями
Как вы думаете, как связан эпиграф с текстом В. Астафьева?
Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение Александра Яшина. Как перекликается оно с содержанием текста, который мы исследовали.
Мне с отчимом невесело жилось,Все ж он меня растил – и оттогоПорой жалею, что не довелосьХоть чем-нибудь порадовать его.Когда он слег и тихо умирал, –Рассказывает мать, – день ото дняВсе чаще вспоминал меня и ждал:“Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!”.
Бездомной бабушке в селе родномЯ говорил: мол, так ее люблю,Что подрасту и сам срублю ей дом,Дров наготовлю, хлеба воз куплю.Мечтал о многом, много обещал…Теперь прошел я тысячи дорог –Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…Нет отчима, и бабка умерла…Спешите делать добрые дела!
Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.
8. Домашнее задание: напишите свой вариант сжатого изложения всего текста.