Презентация по физической культуре на тему Психолого-педагогическое сопровождение уроков физкультуры и занятийспортом


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеИркутской области«Братский торгово-технологический техникум» Психолого-педагогическое сопровождение уроков физической культуры и занятий спортом Преподаватель физической культурыЕ.Н. ДенищенкоГ. Братск-2016
style.rotation Притча “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Психологический климатна уроках физической культуры Факторы, способствующих благоприятному психологическому климатуПреподаватель должен приходить с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с обучающимися волну.Преподавателю должно быть присуще желание и стремление общаться в доброжелательной форме.                                  Любое эмоциональное состояние, можно выразить в деликатной форме.Преподаватель должен хорошо знать возрастные психологические особенности обучающихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
style.rotation

Правила обучающийся не должен испытывать страх перед взрослым;никакого подавления личности обучающегося. Как писал поэт Борис Слуцкий: «Ничему меня не научит тот, кто тычет, талдычит, жучит…»;не захваливайте хорошо успевающего обучающегося с высокой самооценкой. Чрезмерное поощрение или наказание приносят вред;обучение должно строиться без окриков;никогда не мстите обучающемуся; совершенствуйте своё профессиональное мастерство;организованное начало урока – половина успеха для преподавателя. Не зря говорят: «Как урок начнётся, так он и пройдёт»;начинать урок энергично; предотвращать сразу же попытки обучающихся нарушить рабочий ритм;мотивируйте оценки знаний обучающихся;замечайте положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто;не допускайте конфликтов с целой группой, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения;помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
style.rotation Стрессовые ситуации на уроках физической культурыПоведение в раздевалкеФизические возможности учеников Сведение счётов в условиях урока физкультуры Провокации и непедагогичное поведение преподавателя физкультурыНеудачный исход спортивной игры Возможность получения физической травмы на уроке Неуверенность в своих способностях при сдаче зачётов и дифференцированных зачётов  
style.rotation Методы предотвращения психологических стрессов на урокекомфортное начало и окончание урокаиспользование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе"доброжелательный тон преподавателямузыкальная терапияорганизация саморефлексии, саморегуляции
style.rotation Психологический климатнасоревнованиях Цель - определение стрессоустойчивости обучающихсяЗадачи: Выявить условия и факторы, влияющие на показатель уровня стресса обучающихся в экстремальной ситуации соревнования.Отобрать нужную методику для исследования. Провести исследование. Оценить данные и сделать выводы.Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследо­вания:Изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по психо­логии, педагогике. Проведение тестирования по личностной шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера и наблюдений.Анализ изученного и собранного в результате проведенного опроса мате­риала и его графическое обобщение в виде диаграмм. Шкала самооценки(Ч.Д. Стилбергер, Ю.Л. Ханин)Фамилия_________________________ Дата_____________________________Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет»1 Я спокоен1 2 3 42 Мне ничто не угрожает1 2 3 43 Я нахожусь в напряжении1 2 3 44 Я испытываю сожаление1 2 3 45 Я чувствую себя свободно1 2 3 46 Я расстроен1 2 3 47 Меня волнуют возможные неудачи1 2 3 48 Я чувствую себя отдохнувшим1 2 3 49 Я встревожен1 2 3 410 Я испытываю чувство внутреннего удовольствия1 2 3 411 Я уверен в себе1 2 3 412 Я нервничаю1 2 3 413Я не нахожу себе места1 2 3 414Я взвинчен1 2 3 415 Я не чувствую скованности, напряжённости1 2 3 416 Я доволен1 2 3 417 Я озабочен1 2 3 418 Я слишком возбуждён и мне не по себе1 2 3 419 Мне радостно1 2 3 420 Мне приятно1 2 3 4Нет, это не так; 2. Пожалуй, так; 3. Верно; 4. Совершенно верно Шкала самооценки(Ч.Д. Стилбергер, Ю.Л. Ханин)Фамилия_________________________ Дата_____________________________Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет»1 2 3 422 Я очень быстро устаю1 2 3 423 Я легко могу заплакать1 2 3 424 Я хотел бы быть таким же счастливым как другие1 2 3 425 Нередко я проигрываю из-за т21 Я испытываю удовольствиеого, что недостаточно быстро принимаю решения1 2 3 426 Обычно я чувствую себя бодрым1 2 3 427 Я спокоен, хладнокровен и собран1 2 3 428 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат1 2 3 429 Я слишком переживаю из-за пустяков1 2 3 430 Я вполне счастлив1 2 3 431 Я принимаю всё слишком близко к сердцу1 2 3 432 Мне не хватает уверенности в себе1 2 3 433 Обычно я чувствую себя в безопасности1 2 3 434 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей1 2 3 435 У меня бывает хандра1 2 3 436 Я доволен1 2 3 437 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня1 2 3 438 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом не могу о них забыть1 2 3 439 Я уравновешенный человек1 2 3 440 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих де­лах и заботах1 2 3 4Почти никогда; 2. Иногда; 3. Часто; 4. Почти всегда Шкала самооценки(Ч.Д. Стилбергер, Ю.Л. Ханин)Фамилия_________________________ Дата_____________________________Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами не задумывайтесь, поскольку пра­вильных или неправильных ответов нет»Я чувствую себя свободно1 2 3 4Я нервничаю1 2 3 4Я не чувствую скованности1 2 3 4Я доволен1 2 3 4Я озабочен1 2 3 4Нет, это не так; 2. Пожалуй, так; 3. Верно ; 4. Совершенно верно Шкала самооценки Состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.Показатели реактивной тревожности (РТ) и личной тревожности (ЛТ) подсчитываются по формуламРТ=Σ1 – Σ2 + 35где, Σ1 – сумма зачёркнутых цифр на бланке по пунктам 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18; Σ2- сумма остальных зачёркнутых цифр (пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20).ЛТ= Σ1 – Σ2 + 35где, Σ1 – сумма зачёркнутых цифр на бланке по пунктам 22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40; Σ2- сумма остальных зачёркнутых цифр (пункты 21,26,27,30,33,36,39).Результат можно оценивать так: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.



Результаты исследования и выводыВсего было обследовано 10 спортсменов, принявших участие в городских соревнованиях по лёгкой атлетике, в возрасте от 15-16 лет, не имеющих спортивных разрядов. Результаты тестирования показали, что уровень тревожности непосредственно перед соревнованиями у 6-ти обучающихся – высокий, у 4-х обучающихся – умеренный. Уровень тревожности непосредственно перед соревнованиями Уровень тревожности после выполнения соревновательных заданий у 6-ти обучающихся - высокий, у 3-х обучающихся – умеренный,у одной девушки – низкий. После соревнованийРезультаты были следующими: - чувствуют себя свободно – 9 человек;- ещё нервничают – 3 человека;- ещё, скованы – 2 человека;- они не довольны – 2 человека;- ответили, что озабочены – 5 человек. Приёмы саморегуляцииСпособ 1 В ситуации раздражения или гнева человек обычно начинает дышать поверхностно, забывая делать нормальный выдох. чтобы «взять себя в руки», сосредоточьте внимание на своем дыхании:- глубоко выдохните (при выдохе мышцы, в которых локализуется напряжение, расслабляются);- задержите дыхание так долго, как сможете;- сделайте несколько глубоких вдохов;- снова задержите дыхание. Способ 2Этот способ помогает быстро избавиться от раздражения. В нем одновременно «задействованы» два канала самовоздействия: дыхание и визуализация.Встаньте в удобную позу, прочувствуйте свое дыхание.Сделайте носом медленный глубокий вдох. Представьте, что в процессе вдоха все напряжение и раздражение, скопившееся внутри вас, поднимается вверх к ротовой полости.После этого резко выдохните и представьте, что с этим выдохом уходят раздражение, обида и горечь.Сделайте это упражнение несколько раз, пока не почувствуете, что действительно выплеснули неприятные для себя эмоции. СамовнушениеСамовнушение должно сочетаться с правильным дыханием. Закройте глаза, а затем тихо и очень медленно произносите про себя легкую фразу: «Я спокоен». На «я» нужно сделать легкий вдох, на слово «спокоен» делается продолжительный выдох. Кроме того, при слове «я» сосредоточьте свое внимание на лице, а произнося слово «спокоен», мыс­ленно  осмотрите всего себя – с головы до ног. При выдохе в паузе расслабьтесь и постарайтесь представить ощущение тепла и тяжести во всем теле.         Сделайте это упражнение несколько раз, пока не почувствуете, что действительно выплеснули неприятные для себя эмоции. Звуковая гимнастикаПравила применения: спокойное расслабленное состояние, стоя с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.Пропеваем следующие звуки:А - воздействует благотворно на весь организм;Е - воздействует на щитовидную железу;И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;О - воздействует на сердце, лёгкие;У - воздействует на органы расположенные в области живота;Я - воздействует на работу всего организма;М - воздействует на работу всего организма;Х - помогает очищению организма;Ха - помогает повысить настроение. Телесно ориентированное упражнение «Погода» Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он — бумага, второй — художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. От наших обучающихсяСтрогим и ласковым,Мудрым и чутким,Тем, у кого седина на висках,Тем, кто недавно из стен институтских,Тем, кто считается в средних годах.Тем, кто поведал нам тайны открытий,Учит в труде добиваться побед,Всем, кому гордое имя - учитель,Низкий поклон и горячий привет!СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!rrrrr