Презентация проекта на тему «Особенности подготовки и проведения урока физической культуры».


Тема проекта: «Особенности подготовки и проведения урока физической культуры».Подготовила: Учитель физической культуры Халанская Л. А., МОУ Великоархангельская СОШ, Содержание: Цель проекта, актуальность; Урок, как основная форма физического воспитания; Современные требования к уроку ФК; Структура урока ФК; Методика проведения отдельных этапов урока ФК; Факторы, способствующие повышению активности учащихся на уроках ФК; Подготовка учителя к уроку; Физическая нагрузка на уроке; Основы техники безопасности на уроке ФК; Общие требования по технике безопасности; Педагогические технологии ФВ; Выводы; Глоссарий; Список использованной литературы. Цель проекта - совершенствование методики подготовки и проведения урока физической культуры.Актуальность - от качества урока физической культуры зависит очень многое, вплоть до состояния здоровья занимающихся (Велитченко В. К., 1993). И поэтому существует необходимость в тщательной и добросовестной подготовке к нему, а особенно к его организации и проведению. Урок физической культуры возлагает большую ответственность на учителя, как очень специфичный вид деятельности педагога, и требует особого внимания к себе (Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., 2002 и д. р.). Урок - основная форма учебно-воспитательной работы по физической культуре в современной школеСпецифические особенности урока физической культуры: проводятся с определенным постоянным составом учащихся; проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях; дети занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах; большое многообразие двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся;Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры. Современные требования к уроку ФК в школеКаждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:а) иметь определенные задачи;б) быть правильно методически построенным;в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;г) соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;е) содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;ж) носить воспитывающий характер. Структура урока физической культурыВ построении каждого урока различаются три части; первая часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной; вторая часть – направлена на выполнение основных задач урока, условно называется основной; третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.Деление на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи. Методика проведения отдельных этапов урока физической культуры в школе1. Вводная часть урока. Хорошая организация учащихся – необходимое условие полноценного проведения урока. Поэтому подготовка школьников к уроку начинается еще на перемене. По звонку на урок дети должны быть построены.Вводная часть урока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчета, со свободных действий учащихся, с упражнений типа заданий и игр. Это зависит от плана урока и состояния детей. В начале урока надо стремиться создать у занимающихся бодрое настроение и подготовить их к лучшему выполнению упражнений. В начале вводной части учитель знакомит школьников с задачами урока. 2. Основная часть урока. Резкой границы между вводной и основной частью урока нет. Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной. Само название, хотя и является условным, определяет значение этой части. В ней решаются основные педагогические задачи урока. В основную часть урока можно включить любой программный материал. В основной части урока проводятся игры, требующие большой подвижности участников (с бегом, прыжками, метаниями, лазаньем и д.р.). Для разностороннего воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большего количества движений в основную часть урока включается от двух до четырех видов физических упражнений. 3. Заключительная часть урока. Правильно проведенная основная часть урока вызывает у детей некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания.Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности, организм школьников необходимо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окончанием урока. Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путем применения простых построений, ходьбы, ритмических и глубоких дыхательных упражнений, спокойных игр. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры:1. Обстановка на уроке и поведение учителя;2. Использование игрового и соревновательного метода;3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний. Подготовка учителя к урокуХорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения.Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много внимания учитель уделяет планированию программного материала в соответствии с конкретными условиями школы и климатическими условиями. В процессе подготовки к урокам учитель знакомится с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе. - Готовясь к очередному уроку, учителю надо учесть итоги предыдущих уроков и в связи с этим решить, какой материал повторить, а какой изучить.- Составляется план, и определяются конкретные образовательные задачи урока, которые должны быть сформулированы четко и ясно.- Планы уроков по форме записи могут быть различными, но в каждом должны отражаться: дата и номер урока, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание, дозировка. Физическая нагрузка на урокеПри подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями.Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения. Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и д. р. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса. Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой.Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.Физическая нагрузка на уроке регулируется:а) изменением количества упражнений и игр;б) различным количеством повторений упражнений;в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;г) применением различного темпа выполнения;д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;ж) применением в упражнениях различных предметов. Основы техники безопасности на уроках физической культурыПроблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности.Учителя физкультуры обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культуры и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинение вреда здоровью детей [9, С. 43]. Общие требования по технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю по физической культуре, включают в себя следующие обязательные компоненты: 1. Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда. 2. Учитель физкультуры или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре и спорту, несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников. 3. Учитель физкультуры должен:  - проходить курсы (не реже 1 раза в 5лет) по охране труда;  - принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;  - вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;  - организовывать изучение обучающимися воспитанниками правил по охране труда в быту и т.д. 4. Учитель физкультуры должен знать:  - подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося;  - медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены по результатам медицинского осмотра;  - учащихся, освобожденных врачом от физических упражнений после болезни, и отмечать учащихся, отсутствующих на уроке [10, С. 33]. Педагогические технологии физического воспитанияПедагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми,производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика. Таким образом:- развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;- характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;- педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям;- взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания. Выводы:Урок физической культуры в школе является достаточно сложным учебно-воспитательным процессом, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание. Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту. Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность учащихся, формирует у них различные мотивы к занятиям физическими упражнениями, которые в некоторой степени влияют на проведение урока в целом. На качество проведения урока непосредственно влияет и сама подготовка учителя к нему, его способности организовать детей и вызвать у них интерес к занятиям. Глоссарий:1. Физическое упражнение – это такое двигательное действие, которое направлено на реализацию задач физического воспитания;2. Физическая нагрузка – степень интенсивности и продолжительности мышечной работы;3. Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия на обучающихся;4. Игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где обучение идет через игру;5. Соревновательный метод – это один из методов физического воспитания, в котором обучение идет через проведение соревнований;6. Планирование программного материала – это составление плана и конспекта занятия, и подбор дидактического материала; 7. Техника безопасности – это система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на занимающихся опасных факторов;8. Спортивное оборудование - изделия (инвентарь) для занятий физической культурой и спортом, изготовленные в соответствии со стандартами; Список использованной литературы:Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Под ред. В. А. Сластенина. – 3-изд. исп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы)/ А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 2006.Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2004.Кузин В.В., Полиевский С.А./ Баскетбол. Начальный этап обучения, - М.: Физкультура и спорт, 2003.-133с.Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно – педагогический аспект./ Ю.А. Янсон. Книга для педагога. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624с. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе./А.П. Матвеев. Учеб. пособие для студентов ССУЗов.-М.:Владос-пресс,2003.-248с.Физическая культура в начальной школе./ Учебная программа для учащихся 1-4 классов. А. П. Матвеев М.В.Малыхина. - М.:Дрофа,2000. П.Янсон Ю.А.Физическая культура в школе. Книга для педагога. Ростов н/Д: Феникс,2004-624с.Безруких М.М. Возрастная физиология./М.М. Безруких. Учебник для ВУЗов-М.: изд. Центр Академия,2001 -520с.Бальсевич В.К., Болышенков ВТ., Рябин уев Ф.П. Концепция, физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательныхшкол //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2. – С. 42-46.Залетаев И.П, Муравьев В.А. Анализ проведения урока физкультуры: М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 92 с. 11. Теория и методика физического воспитания. Учеб.вузов физ.культуры./ под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д.Новикова. Изд.2-е испр. И доп.(в 2-х.).М. «Физкультура и спорт»,2001-530 с.12. Психофизиология ребенка, Учебник для ВУЗов-М.: изд. ЦентрВладос,2000-144с.13. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта:/Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Изд.центр «Академия»,2001.-480с.