Презентация на тему История проведения школьных предметных олимпиад в России: проблемы и подходы


История проведения школьных предметных олимпиад в России: проблемы и подходы Предметные олимпиады школьников в СССР начались с олимпиад по математике. Первая такая олимпиада прошла в 1934 г. Вообще говоря, идея формирования интеллектуальной элиты в советском обществе считалась идеологически сомнительной. Тем не менее математические Олимпиады школьников явились несомненным порождением социально-экономической реальности 30-х гг. XX в. Профи очень хорошо знает, что, когда и как он должен делать, но  склонности к творчеству лишен, а творческие способности у него подавлены. Ас все время пытается искать в своей деятельности что-то новое. Он творит и развивается.Хрестоматийным примером профи является инспектор Лестрейд, хрестоматийный ас – Шерлок Холмс. Начиная с XVIII в. перед Россией встал серьезный вопрос: на каких специалистов ей разумнее опираться: на профи или на асов. Этот вопрос был очень жестко поставлен в произведениях и практической деятельности основоположника русской педагогики, великого полководца Александра Васильевича Суворова. Главным идеологом ставки на профи был директор Института труда, талантливый инженер и поэт А.К. Гастев. Он стремился найти оптимальные приемы труда в любой сфере деятельности и обучить им рабочих. Негласным оппонентом А.К. Гастева был народный комиссар тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. Он понимал, что воспитать из вчерашнего крестьянина профи западного образца невозможно. А вот воспитать аса – вполне реально. В 1930-х гг., по-видимому, в значительной степени с подачи Орджоникидзе, в СССР возник настоящий культ асов во всех сферах деятельности. Его вершиной стало Стахановское движение, с помощью которого власть показала трудящимся, что рабочий, который не только вкалывает, но и думает, может стать национальным героем.       Математические олимпиады формировали у школьников психологию асов, для которых поиск решения сложных проблем был стилем жизни. Ведь наилучший способ воспитания аса – предложить ему для решения интересную и сложную задачу. Именно поэтому Математические олимпиады школьников органично вписались в советский политический курс 1930-х гг. В начале 1970-х гг. Биологическая олимпиада школьников в Московском Государственном университете объявила решительную войну экзаменационному подходу к проведению олимпиад. На олимпиаде в МГУ стали предлагаться вопросы, ответы на которые нельзя было найти ни в одной книжке – их можно было найти лишь путем серьезных самостоятельных размышлений, используя имеющиеся знания, почти не выходящие за пределы школьной программы, и собственные наблюдения в природе. В конце 1970-х гг. возникла Всероссийская биологическая олимпиада, проводимая по линии Министерства просвещения РФ. Она существует в настоящее время и является главной официальной Биологической олимпиадой в нашей стране. Какие качества поощряет и воспитывает такая Олимпиада? Прежде всего, конечно, исключительную целеустремленность и исключительное трудолюбие. Качества эти, безусловно, полезны, но для современного специалиста недостаточны. Ему нужен ум и творческие способности. А эти качества Всероссийская олимпиада не поощряет. Из ныне существующих Биологических олимпиад школьников у Багоцкого наибольшие симпатии вызывает Межпредметная олимпиада школьников стран СНГ и Балтии, проводимая Министерством иностранных дел РФ для школьников из стран, образовавшихся из республик бывшего СССР. Вместе с его коллегами по Московскому институту открытого образования он участвовал в составлении заданий для этой олимпиады и проверке их выполнения. Основную концепцию Олимпиады можно сформулировать следующим образом. «Прекрасно, если участники нашей олимпиады станут в будущем высококвалифицированными специалистами в избранной ими области. Но в первую очередь мы хотим, чтобы они стали друзьями России и друзьями друг другу и помнили, что Советский Союз – это наша общая Родина». 1. Обмен (непрерывное обновление) веществ свойственен:а) скелету в школьном кабинете биологии;б) реке; в) токарному станку;г) вермишели.2. Понятие «функция» неприменимо к:а) шине грузовика «ЗИЛ-130»;б) челюсти тигровой акулы;в) сосульке, свисающей с крыши; г) начальнику охраны банка «Менатеп».3. В темновых реакциях фотосинтеза на одну образовавшуюся молекулу глюкозы:а) расходуется 12 молекул воды;б) расходуется 6 молекул воды;в) образуется 6 молекул воды; г) образуется 12 молекул воды.4.  У грузового автомобиля «КамАЗ» аналогом генотипа организма можно считать:а) мотор;б) руль;в) приборы, на которые смотрит водитель;г) чертежи и техническую документацию.5. Яйцеклеток не бывает у:а) сирени; б) папоротника орляка;в) речного рака;г) гриба подосиновика.6.  На территории Москвы кислорода:а) выделяется больше, чем поглощается;б) выделяется столько же, сколько поглощается;в) выделяется меньше, чем поглощается; г) совсем не выделяется. 7. Парасимпатическая нервная система кота Василия активно работает, когда он:а) убегает от собаки Полкана;б) мурлычет после сытного обеда; в) истошно кричит в марте;г) дерется с котом Обормотом. 8. В жарком и сухом климате лучше всего ходить в:а) одних трусах;б) белых одеждах; в) черных одеждах;г) одних трусах, но в черной шляпе.9. Рядом с донником лекарственным можно встретить:а) ландыш майский;б) плаун булавовидный;в) чернику;г) бодяк полевой.