методическая разработка на тему Роль нетрадиционных уроков в обучении профессии Повар, кондитер


Департамент образования и науки Брянской области

Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Почепский механико-аграрный техникум»

Рассмотрена методической комиссией

Председатель ______Г.Н.Дробкова

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора
по УВР «ПМАТ»
_______Т.Н.свистунова






Разработала:
Дробкова Г.Н,
мастер п/о










2012 год
Аннотация


Роль нетрадиционных уроков в обучении по профессии «Повар, кондитер» - рекомендована к практическому применению в работе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по профессиям «Повар, кондитер» и специальности «Технология продукции общественного питания».

Разработчик:
Дробкова Г.Н. – мастер п/о



В разработке обобщен опыт работы преподавателя специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по использованию нетрадиционных форм обучения по профессии «Повар, кондитер» и специальности «Технология продукции общественного питания», как средства повышения эффективности учебного процесса. Предложены методические рекомендации мастерам производственного обучения относительно подготовки и проведения уроков – по особенностям их деятельности в целях успешного овладения ими профессиональными умениями и навыками

















Содержание:

Введение
стр. 4 -5

Урок как основная единица учебного процесса
стр. 6

Нетрадиционные уроки
стр. 7

Конспект урока «Кулинарный поединок»
стр. 8 - 10

Урок-сказка по теме: «Блюда из круп»
стр. 11 - 13

Конспект урок-лекция по теме:
«Пищевая ценность плодов и овощей»
стр. 14 - 15

Выводы
стр. 16 - 17

Список используемой литературы
стр. 18

Приложение (с фотографиями)
стр. 19 - 22











Введение

В основу методической разработки положено исследование возможностей использования проведения нетрадиционных уроков по изучению предмета Кулинария. Для повышения теоретического уровня преподавания спецдисциплин необходимо усиление познавательной активности учащихся, развитие абстрактного мышления в учебно-воспитательном процессе.
Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к предмету является проведение уроков в нетрадиционной форме.
Проведение нетрадиционных уроков позволяет разнообразить процесс обучения, сделать процесс обучения по профессии менее утомительным, разнообразным и интересным для учащихся.
В данной методической разработке подробные приложения и образца уроков по предмету Кулинария.
Данный материал может быть использован преподавателями спецдисциплин для проведения уроков теоретического и практического обучения.
Время, в котором мы живем, выдвинуло перед начальным профессиональным образованием задачу обучения свободной, творческой, образованной, культурной, активной личности, которая формируется не только спецдисциплинами, но и производственным обучением.
Вопреки устоявшемуся мнению, что учащиеся приходят на занятия кулинарии, чтобы поработать руками, результаты их опроса свидетельствуют, что более 60 % из них хотят получить и достаточные теоретические знания. Это оказалось неожиданным результатом для самих учителей и мастеров производственного обучения. Довольно высоко стремление учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Вместе с этим учителя озадачены тем, как поддержать интерес у учащихся к учебному материалу, повысить качество обучения.
Именно поэтому перед учителем стоит важная задача совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях спецдисциплины каждый учащийся работал головой и руками и активно и увлеченно и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.
Необходимо смелее использовать на своих уроках игровые ситуации, особенно на I курс обучения, поскольку предмет является новым для первокурсников, начиная знакомство с предметом, на учащихся обрушивается большой поток новой терминологии, незнакомых понятий, которые трудно сразу усвоить учащимся.
Большинство преподавателей и мастеров производственного обучения с удовлетворением отмечают, что использование дидактических игр на различных этапах урока заметно стимулируют учебный процесс. Нетрадиционные формы проведения уроков я пробирала по окончанию темы по прохождению ее по примерной учебной программе, разработанную мною.
Такие уроки значимы для личностей деятельности. Деятельность учащихся превращается в общественно-значимую, что имеет большую ценность для становления и развития активности, самостоятельности, инициативы.
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетентности учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний.
На занятиях все учащиеся имеют равные права и возможности принять самое активное участие, проявить собственную инициативу.
Применяю активную форму обучения. Для создания на уроке ситуацию успеха и формирование положительной мотивации применяю различные методы стимулирования учащихся.
Для учащихся такие уроки как переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущения себя в новом качестве (это распределение видов деятельности, обязанности и ответственность).
Проведение таких занятий дает возможность развивать личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Такие занятия помогают лучше узнать и понять учащихся, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей.



Урок как основная единица учебного процесса

Урок – это основная организационная форма обучения.
Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а так же основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач.
Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Хороший урок - дело непростое. Искусство проведения уроков зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований. Немаловажным условием проведения урока являются грамотная постановка задач урока и успешная их реализация.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в тоже время эффективными.
Что же такое нетрадиционный урок?













Нетрадиционные уроки

Что такое нетрадиционный урок?
Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, формы, которые вызывают прежде всего интерес учащихся, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию.
Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей.
Классификация нестандартных уроков:
Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками.
Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить материал нескольких предметов;
Театрализованные уроки, которые проводят в пределах учебной программы;
Уроки с различным составом учащихся (деление на подгруппы).
Виды нестандартных уроков:
Урок - деловая игра;
Пресс-конференция;
Лекция;
Бинарный урок;
Уроки – экскурсии;
Театрализованные уроки;
Уроки типа КВН;
Уроки с групповыми формами работы.
Почему же нестандартные уроки получили такое распространение?
Учитель постоянно ищет пути усовершенствования своих уроков, занятий. Такие поиски направлены на решение цепи обучающихся и воспитывающих заданий. Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор не хватает совершенных учебников. Еще одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнения учащимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Конспект урока «Кулинарный поединок»

Цель мероприятия:
Способствовать объединению других групп параллели.
Содействовать проявлению творческих качеств учащихся.
Выявление лидерских качеств учащихся.
Развитие умений работать в команде и коллективе.
Установление тесных дружеских связей коллектива групп.

Ход мероприятия:

Конкурс № 1 «Если звезды зажигают»

Конкурс – представление команд.
В этом конкурсе оценивается выступление команд по следующим критериям:
Мобильность по изготовлению эмблемы команд
Оригинальность
Сплоченность команды
Артистизм
Знания спецдисциплин
Оценка конкурса – 10 баллов.

Конкурс № 2 «Это мы не проходили»

Конкурс интеллектуальной разминки знатоков пословиц и поговорок о профессии.
На доске таблица из двух колонок, в первой начало пословицы или поговорки, во вторую необходимо вписать ответы. За каждую неверно собранную карточку – штраф 1 балл.

1.
Чай пить
Не дрова рубить

2.
Хлеб везде хорош
И у нас за морем

3.
Ужин не нужен
Был бы обед

4.
Сама испекла пирожок
Сама и кушает

5.
Не котел варит
А стряпуха

6.
На чужой каравай
Рот не разевай

7.
Мешай сметану
Масла дождешься

8.
Добрая слава
Лучше мягкого пирога

9.
Хлеб
Всему голова

10.
Не красна изба углами
А красна пирогами


Оценка – 1 балл за каждый ответ.
Конкурс № 3 «Что? Где? Когда?»

В этом конкурсе задаются вопросы, связанные с профессиональными, историческими знаниями по профессии.

Вопрос № 1.
Французы, американцы и др. не представляют новогоднего стола без традиционной, жареной индейки, а вот в Венгрии и Австрии считается, что птицу есть в этот вечер нельзя. Почему?
Ответ: есть поверие, что в новом году от них улетит счастье.

Вопрос № 2.
Как называется полный комплект столовой посуды?
Ответ: Сервиз.

Вопрос № 3.
Без рук, без ног, а в гору лезет. Что это?
Ответ: Тесто.

Вопрос № 4.
Что сырым не едят, а вареным выбрасывают?
Ответ: Лавровый лист.

Вопрос № 5.
А. С. Пушкин дал герою своего произведения прозвище «толоконный лоб». Что на Руси называлось толокном? И какое кулинарное изделие любил герой из данного сырья, в честь чего и получил прозвище?
Ответ: Овсяная крупа.

Вопрос № 6.
Персонаж русской сказки Колобок не знает группу изделий и классификацию вида теста. К какому он относится?
Ответ: группа пряники. Пряничное тесто.

Вопрос № 7.
Сформируйте закон бутерброда.
Ответ: падает маслом вниз.

Вопрос № 8.
Из какой муки раньше пеклись русские блины?
Ответ: из гречишной.




Конкурс № 4 «Выбери меня»

Участникам команды № 1 предлагается выбрать продукты, которые Вам больше по вкусу. А второй команде охарактеризовать нрав человека по избранному вкусу.

Список продуктов:
Яблоко.
Клубника.
Земляника.
Капуста.
Картофель.
Лимон.
Соленые огурцы.
Торт.

Любите яблоки – вы усердны в учебе.
Любите клубнику – у вас утонченный вкус.
Любите землянику – у вас часто душевные переживания.
Любите капусту – вы покладисты в споре.
Любите картофель – вы уравновешены.
Любите кислое - вы эгоистичны.
Любите сладкое – вы романтик.

Оценивают артистизм в ответе по 1 баллу.

Жюри подводит итоги, награждают победителей.





Урок-сказка по теме: «Блюда из круп»

Цели:
Научить учащихся варить манную кашу, дать представление о взаимосвязи продуктов.
Развивать связную речь учащихся, память, мышление.
Продолжать развитие гигиенических навыков во время приготовления пищи.

Наглядность:
Различные виды круп;
Молоко;
Соль;
Сливочное масло;
Технологическая карта блюда «манная каша»;
Плакат «химический состав различных круп».

Ход урока

Организационный момент.
Изучение и усвоение нового материала.

Сказка «Про кашу»:

Давным-давно существовал городок, где жили не люди, а блюда. Всем здесь жилось хорошо, кроме каши. Все любили и суп, и компот, и котлеты, и даже картофельное пюре, не любили только кашу. Да и как ее любить, то соленая, то сладкая, то жидкая, то пригоревшая, то полусырая.
Горевала, горевала каша и решила она пойти по свету счастье искать. Вот идет – идет каша по дороге, и наткнулась она на посудную лавку. Обрадовалась каша, что здесь можно отдохнуть и зашла в нее. А там видано – не видано посуды – и алюминиевая, и чугунная, и эмалированная, какой хочешь. Стала каша рассказывать посуде о своем горе, а посуда и говорит: «Мы тебе поможем! Для тебя не вся посуда подходит, только та, которая с толстым дном и ты в ней пригорать не будешь, выбери себе в друзья чугунную посуду, и будете друзьями».
Отдохнула каша и пошла дальше, шла-шла и увидела огонь, поздоровалась с ним. Каша и ему рассказала о своем горе, а огонь и говорит: «Со мной тебе дружить надо и будешь всегда вкусной – ни горелой, ни сырой. Ведь я тоже хитрый. В начале я должен быть тихим – тихим до полного приготовления. И лучше бы тебе после меня укутаться в теплое одеяло и посидеть там до полного набухания».
Посветлела каша от слов огня и пошла дальше. Шла-шла, увидела домик, а в нем жили вода и молоко. Зашла к ним каша и спрашивает, кого из них ей лучше в друзья взять. А они и отвечают: «Как посмотреть. Если варить вязкую и жидкую кашу, бери молоко и воду, а если хочешь получить рассыпчатую, которая идет в гарнир, лучше воду. Можно конечно и одно молоко, но не забудь перед тем, как меня наливать в котел, на дно налей немного воды и дай ей закипеть, а затем налей молока и ты никогда не пригоришь».
Поблагодарила каша и их. Пошла дальше, шла-шла, и увидела крупяную лавку. Зашла она туда, а там и рис, и пшено, и перловка, и даже крупа «Артек». Усадили они кашу и стали расспрашивать про ее горе. Рассказала им все каша, а они ей говорят: «От нас многое зависит, какой тебе быть. Засыпать нас надо только в кипящую воду, засыпать строго по норме для каждого вида каш». – И подарили ей на память таблицу нормы закладки круп, да показали, чтобы она не забыла: манку перед варкой нужно подсушить на листах в духовке, а гречку обжарить на сковороде без жира: «И ты будешь намного вкуснее».
Попрощалась с ними каша и решила пойти домой, а впереди видит- висит теремок, а живут там сахар, соль и сливочное масло. «А» - думает каша – «зайду туда, авось они что-нибудь посоветуют». Зашла к ним в терем, обрадовались там гостье. Не знают, куда посадить ее, а потом и спрашивают какое у нее к ним дело. Выслушали кашу и говорят: «К нам-то тебе и надо было. Мы - последний штрих в твоей вкусноте. Сахар и соль клади в жидкость, после закипания, да смотри, строго по норме. А уж масло клади в готовую кашу, да не бойся, не зря в народе говорят: «Кашу маслом не испортишь».
Вышла от них каша счастливая и направилась домой. Говорят, с тех пор отбоя у нее не стало от клиентов.
Полюбили они ее. Да и не зря говорят на Руси: «Щи да каша - пища наша!».

Беседа с . Вопросы:
Из чего готовят каши?
Что такое крупа?
Какие продукты необходимы для приготовления каши?
Можно ли приготовить кашу из воды и крупы?
А почему берут другие продукты? Например, масло?
Назовите поговорки, сказки о каше.
Почему существует выражение: «С ним каши не сваришь»?

Грамзапись: отрывок из сказки Андерсена «Горшок каши»
Беседа с ...Вопросы:
О какой каше говорится в сказке?
Почему каша считается ценной пищей?
А вы, ребята, любите кашу? Ведь сегодня вы поучитесь сами варить кашу.


Практическая работа.
Ознакомление с инструкционно - технологической картой блюда «Манная каша».
Повторение санитарно-гигиенических правил при работе на кухне, охрана труда и техники безопасности.
Выполнение работы по-бригадно.

Закрепление изученного материала
Бригадиры отчитываются о работе своей бригады. Вопросы:
Какой посудой лучше пользоваться для приготовления манной каши?
Как приготовить кастрюлю, чтобы каша не пригорала?
Как следует варить кашу, чтобы не было комков?
Что следует знать и помнить при варке любой каши?
Когда и с чем подают кашу?

Задание на дом:
История происхождения крупы и блюд на их основе.
Приготовить интересные рецепты любой каши.












Конспект урок-лекция по теме: «Пищевая ценность плодов и овощей»

Цели урока:
Развитие у обучающихся самостоятельного мышления, познавательных интересов;
Закрепление полученных по теме знаний;
Развить умение планировать ответ, выделяя главное.

Задачи урока:
Развить умение сравнивать, анализировать;
Развить умение излагать мысли, культуру речи;
Привить интерес к профессии.

Методическое обеспечение:
Плакаты виды овощей, плодов;
Кроссворд;
Дидактический материал для игры «Лото».

Ход урока
I. Организованная часть урока:
- Присутствие учащихся на уроке
- Цели, задачи урока.

Конспект урока

Зачитывает стихотворение учитель, в котором просматриваются тема и цели.
Я садовником трудилась,
Не на шутку рассердилась:
Вдруг на грядках овощи
Меж собой поспорили –
«Кто» на свете всех важнее?
Чтоб сей спор быстрей решить,
Надо бы нам поспешить
Поваров бы расспросить.
Фрукты спорили в корзинах:
«Кто» содержит витамины,
И пектин, и каротин?
«Кто» поможет всем больным
Вывести холестерин?
Каждый зная наверняка-
Жить без него никак нельзя.

II. Повторение пройденного материала:
Прошу Вас вспомнить, на какие группы делятся овощи и плоды.
Давайте вместе повторим о том, какую роль играют овощи в питании организма человека.
После того, как мы повторим тему, учитель предлагает разгадать кроссворд по данной теме:

КРОССВОРД "ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ЯГОДЫ"
Здесь спрятаны названия, фруктов, овощей и ягод. Найди их! (читай по горизонтали или по вертикали) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Выводы

В целях выявления результативности применения нетрадиционных уроков и методов в учебном процессе разработано и проведено исследование в качестве «резюме». В резюме учащимся предлагалось ответить на вопросы, отражающие их отношение к учебному процессу и преподавателю.
Исследования проходили в конце I и II полугодия учебного года.

Обработанные данные исследования

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415




Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучающему предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
Однако хочу отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, а это, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.




















Список используемой литературы:

Основная:

В.А. Скакун «Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ», Издательство «Высшая школа», Москва, 1987 год;
В.В. Усов «Основы кулинарного мастерства», Образовательно-издательский центр «Академия», Москва, 2007 г.;
В.В. Усов «Русская кухня: Холодные блюда и закуски. Супы. Мясные и рыбные блюда», Образовательно-издательский центр «Академия», Москва, 2007 г.;
И.И. Потапова, Н.В. Корнеева «Блюда из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий», Образовательно-издательский центр «Академия», Москва, 2007 г.

Дополнительная:

Эрнст Бирснер «500 лучших рецептов от BURDA MODEN», ТОО «ВНЕШСИГМА», Москва, 1997 год;
Журнал «Питание и общество».


















(с фотографиями)






Открытый урок «Кулинарный поединок»









Урок-сказка по теме: «Блюда из круп»








Урок-лекция по теме: «Пищевая ценность плодов и овощей»












13PAGE 15


13PAGE 141915










Методическая разработка
на тему:
"Роль нетрадиционных уроков
в обучении по профессии
"Повар, кондитер""Times New RomanRoot Entry