Конспект урока по русскому языку в 6 классе имена существительные общего рода


Конспект урока в 6 классе
Имена существительные общего рода Слайд 1
Цель: познакомить учащихся с понятием «общий род» имен существительных.
Слайд 2
Задачи:
обучающие: сформировать умения находить существительные «общего ода» в предложении; начать формирование правильного употребления в речи имен существительных общего рода.
Развивающие: развивать умения детей самостоятельно получать знания;
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, коммуникативные способности.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Microsoft Office PowerPoint
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Открываем тетради, записываем число и классную работу. Сегодня мы продолжаем изучать с вами имя существительное как часть речи. Тема нашего урока «Существительные общего рода». (слайд 3) Запишем ее в тетрадь.
Цель нашего урока познакомиться с существительными «общего рода» и в процессе урока мы научимся находить существительные общего рода в предложениях, грамотно писать и правильно употреблять их в речи. Но для начала выполним синтаксический разбор предложения, повторим орфограммы и пунктограмм.
Актуализация изученного материала. Фронтальный опрос в виде игры « Да-Нет».
- Прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, я хотела бы с вами немного поиграть. Игра называется «Да-Нет». Смысл игры заключается в том, что вы будете отвечать на вопросы. Если вы считаете ответ утвердительным - один хлопок. Если не согласны – тишина. Все поняли? (хлопок).
Имя существительное обозначает предмет? ( Да)
Большинство имен существительных изменяются по числам и падежам? ( да)
Слово Ессентуки – нарицательное? ( нет)
В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами? ( да)
Все эти слова существительные: дом, лес, зимний? (нет) -Какое слово лишнее? (зимний)
Человек – это одушевленный предмет? (да)
В русском языке все слова относятся к 1,2,3 склонению? (нет)
Имя существительное изменяется по родам? ( нет)
- Да, ребята, существительное не изменяются по родам, но обязательно относится к одному из них. Перечислите их.
( муж.род, жен.род, сред.род)
- Молодцы! Вы все верно ответили.
3. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, отвечая на вопросы игры, мы вспомнили о постоянных признаках имени существительного. Назовите их. Слайд 4
Однажды я услышала ответ одного ученика: «Все имена существительные изменяются по родам, числам и падежам». Оцените его ответ. Прав ли ученик в своем высказывании? (Нет).
- Все ли считают, что это так?
- Как мы можем помочь ему ответить на этот вопрос?
( П.О: имена существительные не изменяются, а относятся к муж.роду, женск.роду, сред.роду)
- Правильно. Для того чтобы быть полностью уверенным в наших ответах выполним следующее задание.
Слайд 5
Задание1. Выпишите слова в 3 столбика, определив род:
Сущ. жен.рода 2- сущ.муж.рода 3 – сущ.ср.рода
( дети зачитывают получившиеся ответы)
- Скажите, а какому роду вы отнесли слова: тихоня, умница, задира? Как вы думаете, есть ли в русском языке существительные ОБЩЕГО РОДА?
Для того чтобы ответить на этот проблемный вопрос, выполним ряд заданий:
Слайд 6 Задание 2.
- Как вы думаете можно ли сказать какого рода эти слова? (Нет)
- Почему? (неясно к кому обращаются?)
Слайд 7
- А так?( Да!!!)
Один ученик читает 1 предложение и отвечает на вопрос к какому роду отнесем слово «умница?»
Второй ученик читает слово «непоседа» и определяет род у него.
Третий ученик читает слово «соня» и комментирует его.
Слайд 8
- Сравните. Что мы можем сказать теперь?
Ученики делают вывод, что некоторые существительные, которые относятся к лицам мужского рода будут существительными МУЖСКОГО РОДА, а те существительные, которые обозначают лиц женского рода будут ЖЕНСКОГО РОДА.
! НО ПОМНИТЕ: РОД – ПРИЗНАК ПОСТОЯННЫЙ. Слайд 9
- Вернемся к нашим словам тихоня, умница, задира Слайд10, так к какому ж роду мы отнесем эти слова?
Ученики: - к существительным общего рода. Слайд 11
- Правильно. Эти существительные могут обозначать лиц мужского и женского рода.
Сейчас откроем наши учебники и посмотрим, правы ли мы? (Читаем правило вслух).
- Вы внимательно прочитали правило и сможете легко ответить на вопрос: какие существительные чаще всего бывают существительными общего рода?
Ученики: те, которые оканчиваются на – а- и –я-.
- А что еще нового вы узнали из правила? Зачитайте.
4. Закрепление изученного материала.
Самостоятельное выполнение упражнений.
(слайд 12,13,14)
Сверка с образцом.
Слайд 15 – творческое задание.
5. Рефлексия
-Сегодня мы с вами хорошо поработали и теперь вы можете оценить свою работу на уроке и ответить на вопросы:
- Чему я научился сегодня?
- С чем мне сложно было справиться…
-Мне понравилось….
- Я теперь знаю, что…
6. Домашнее задание Слайд16