Методические рекомендации по организации и проведению открытых уроков в старших классах на тему: «История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы»

Методические рекомендации
по организации и проведению открытых уроков в старших классах
на тему: «История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы»
В 2006 году исполняется 100 лет со дня создания первой Государственной Думы в России. В связи с этим рекомендуется проведение открытых уроков в старших классах общеобразовательных школ на тему: «История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы».
Опыт парламентаризма в царской России необычайно актуален. Он учит нынешних парламентариев умению отстаивать народные интересы, высокому профессионализму и активности.
В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было создано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума. Государственную Думу дважды разгоняли, но она просуществовала вплоть до падения самодержавия в 1917 году в 4-х созывах (первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы). Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от вече, Боярской думы и Земских Соборов до современных форм парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского парламентаризма - значит, определить какие периоды спада и подъема прошла российская государственность с точки зрения ускорения конституционных учреждений в политико - правовой культуре и практике государственного строительства. Главная задача педагога - помочь учащимся разобраться в этих сложных проблемах. На это направлена система уроков по теме "История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы".
Целью данных уроков является:
- обращение к историческому опыту эволюции политической системы России;
- обобщение опыта функционирования Государственной Думы в самодержавной России;
- анализ сущности «периода конституционализма» (1906 – 1917 гг.).
В ходе урока необходимо решить следующие задачи: углубить знания учащихся об уровне и характере политического развития российского общества периода социальной революции начало 20 века, через изучение и осмысление механизмов формирования народного представительства, а также о функционировании системы выборов в Государственную Думу, о деятельности русского парламента, его характере и особенностях, о месте Государственной Думы в системе высших органов власти России, проследить историческую перспективу развития российского парламентаризма до его реставрации в конце 20 века в форме современной Государственной Думы, показать ее особенности и проблемы развития.
Форма проведения занятий может быть разнообразна: различные виды дискуссии (дебаты, диспут), «круглый стол», «пресс-конференция» и т.п. В связи с этим рекомендуется обратиться к методическим изданиям, в которых содержится описание технологии проведения подобных занятий (см. список методической литературы).
Обсуждение различных аспектов темы должно носить проблемный, дискуссионный, диалоговый характер. На обсуждение можно вынести следующие проблемные вопросы:
1. Организационно-правовые основы деятельности первой Государственной Думы в России начала ХХ века.
2. Первая и Вторая Государственная Дума в зеркале проблем первой русской революции – несостоявшийся дебют парламентской деятельности.
3. Третья Государственная Дума – инструмент третьеиюньской политической системы.
4. Четвертая Государственная Дума и кризис Российской империи.
5. Межфракционные объединения в Государственной Думе.
6. Национальный и конфессиональный вопросы в Государственной Думе: противостояние власти и общества.
7. Аграрный вопрос в Государственной Думе России начала XX века.
8. Природа российского парламентаризма (1906 – 1917 гг.) в свете исторического опыта государственного строительства в России в начале ХХ века.
9. Этапы возникновения и развития законодательной власти в новейшей России.
10. Парламентаризм в современной России: уроки прошлого.
Учитель вправе предложить на обсуждение и другие проблемы, тематически связанные с процессом становления парламентаризма в России.
Список рекомендуемой дополнительной литературы
1. Источники:
Конституция РФ. - М., 1993.
2. Литература
Аврех А.Я. Распад третьеиюньской системы.- М., 1985.
Аманжолова Д.А. Дума и этнические конфликты (1906-1917) // Из истории России. XX век. М., 1997.
Аманжолова Д.А. К вопросу о формах разрешения межнациональных отношений в Российской империи (1906-1916). // Армагеддон Кн.1. М., 1999.
Аманжолова Д.А. Зорин В.Ю., Кулешов С.В. Национальный вопрос в Государственных Думах России: опыт законотворчества.- М., 1999.
Голубева Е. И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ) - М. Изд-во РАГС,1995.
Горылев А.И. Становление парламентаризма в России. - Н. Новгород, 2000.
Гранкин И.В. Парламентаризм России – М.,2001.
Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917). Механизм функционирования. М.: РОСПЭН, 1996.
Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского вече до Федерального Собрания - М.., 1995.
Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. - М.., 1998.
Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет.- М., 1992.
Каппелер А. Россия - многонациональная империя. - М., 1996.
Кирьянов И. К., Лукьянов М.П. Парламент самодержавной России. Государственная Дума и ее депутаты. 1906-1917 гг. Пермь, 1995.
Козбаненко В.А. Государственная дума как опыт представительной демократии в России: краткий очерк истории. Ред. Беляев А.С. Ростов - на – Дону, 1994.
Кошкидько В.Г. Представительская власть в России: формирование и функционирование (1905-1917). МГУ, 2000.
Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995.
Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм. Российский конституционализм в сравнительной перспективе.- М. 1997.
Рыбкин И.П. Государственная дума: пятая попытка. - М., 1994.
Селунская Н.Б., Бородкин Л.О., Григорьева Ю.Г., Петров А.Н. Становление российского парламентаризма начала XX века.- М., 1996.
Сидельников С.М. Аграрная политика самодержавия в период империализма. М., 1980.
Слонимский А.Г. Катастрофа русского либерализма. Прогрессивный блок накануне и во время Февральской революции 1917 г. Душанбе, 1975.
Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия: Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. 1906-1911.- М., 1991.
Черменский Е.Д. IV Государственная Дума и свержение царизма в России.- М., 1976.
3. Справочные издания:
Государственная Дума 1906-1917 гг. т.1. - М., 1995.
Манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании гос. порядка". История России с древнейших времен до наших дней. Хрестоматия. - М., 2000.
Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 48. Ст. 5969
Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. Ст. 3178
4. Периодические издания:
Камышев Д. Паркетное соглашение. Коммерсанть-Власть. - 2000. - № 3.
Новикова Л. Истоки Русского парламентаризма. Власть. - 2004. - № 3.
Смирнов А. С новой Думой! Итоги. - 2003. - №49.
Холодковский К.Г. Бюрократическая Дума // Полис. - 2004. - № 1.
Павельева Т.Ю. Польская фракция в Гос. Думе России 1906-1914 гг. Вопросы истории 2000. - № 3.
Братолюбова М. "Чисто кадеты ..." // "Родина", 2004 №5.
4. Список рекомендуемой методической литературы
История и обществознание в школе: Сборник научных и методических трудов. – Н.Новгород, НГЦ, 2003.
Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков по курсу отечественной и зарубежной истории ХХ века. Пособие для учителей. - М.: ЦГО, 1999.
Методика преподавания истории в общеобразовательной школе: Учебное пособие. -Н.Новгород, НГЦ, 2000. - С. 140-155.
Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. Материалы областного научно-методического семинара. Н.Новгород, НГЦ, 2001








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


13PAGE 15


13PAGE 14115