Рабочая программа по предмету Общая физическая подготовка для 1 класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют спортивные часы.
Программа по предмету «Общая физическая подготовка» для учащихся  первых классов начальной школы разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, примерной программой начального общего образования и основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры (А.П.Матвеев, 2001). При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации. В программе нашли свое отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных учреждений, требования учителей и методистов о необходимости обновления содержания образования, внедрения новых методик и технологий в образовательно-воспитательный процесс.
Курс «Общая физическая подготовка» осваивается на принципах:
- реализации потребности детей в двигательной активности,
- учета специфики двигательных занятий,
- комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся,
- постепенном усилении физической и мышечной нагрузки,
- разнообразной физической деятельности учащихся,
- преемственности урочных и внеурочных работ
             Целью учебной программы «Общая физическая подготовка» является  снятие у учащихся первых классов утомляемости, повышение умственной работоспособности, формирование основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием предмета дисциплины «Общая физическая подготовка», в качестве которого выступает двигательная деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач: 
         - комфортная адаптация первоклассников в школе;
         - устранение мышечной скованности;
         - снятие физической и умственной усталости;
         - удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;
         - формирование установок здорового образа жизни;
         - ведение закаливающих процедур;
         - укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям;
- формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья;
- воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Базовым результатом освоения предмета «Общая физическая подготовка» является не только активное развитие физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.
В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета «Общая физическая подготовка» с общеразвивающей направленностью, входят:
– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа основного начального образования по предмету «Общая физическая подготовка» составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Общая физическая подготовка» изучается в первом классе начальной школы в объеме 165 ч ( 5 уроков в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Общая физическая подготовка» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих различные формы двигательной активности для укрепления и длительного сохранения   собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета
По окончании изучения курса «Общая физическая подготовка» в первом классе  начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении двигательной активности для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
По окончании первого класса начальной школы учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– характеризовать  роль и значение двигательной активности в жизни человека;
– использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство под руководством учителя;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– применять технические действия из базовых видов спорта в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Список литературы:
А.П. Матвеев. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.   1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва Просвещение 2011  
Лях В.И., А.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания  учащихся 1-11 классов (общеобр.),  Москва, Просвещение, 2011
А.В. Печенкин, Н. В. Киселева. ОФП (ежедневные динамические паузы) как фактор сохранения здоровья учащихся в учебном процессе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (165ч).
№раздела Тематическое
планирование Часы Деятельность
учащихся Формирование УУД
1. Подвижные игры 165 Игровая Познавательные УУД:
- структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные УУД:
- Ориентация на партнера по общению.
- Умение слушать собеседника.
- Умение договариваться, находить общее решение,
- Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
- Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
- Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
- Эмоционально -позитивное от ношение к процессу сотрудничества;
- Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Регулятивные УУД:
- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
- Составление
последовательности действий.
- Сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока Тема
урока Изучаемые
понятия
план факт Подвижные игры 1-5 Вводный урок.
Игры с элементами ОРУ "Класс, смирно!" 02.09-06.09 Команды, перестроения.
6-10 Игры с элементами ОРУ: "Запрещенное движение" 09.09
-13.09 Запрещенное движение.
11-15 Игры с бегом: "Конники - спортсмены", "Гуси - лебеди" 16.09
-
20.09 Конники.
16-20 Игры с прыжками  "Попрыгунчики-воробушки". Разучивание и закрепление 23.09
-27.09 Попрыгунчики.
21-25 Игры с элементами ОРУ:
"Перемена мест", "День и ночь! - разучивание. 30.09
-04.10 Перемена мест.
26-30 Игры с прыжками:
"Попрыгунчики-воробушки" – повтор.
"Прыжки по полоскам"- разучивание 07.10-11.10 Полоски.
31-35 Игры с бегом: "Два мороза" – разучивание.
"Конники-спортсмены"- повтор. 14.10-18.10 36-40 Игры с мячом: "Перемени мяч", "Ловушки с мячом"- разучивание 21.10-25.10 Ловушка.
41-45 Игры с обручами:
"Упасть не давай",
"Пролезай - убегай" - разучивание 28.10-01.11 Обруч.
46-50 Игры с мячом:
"Кто дальше бросит",
"Метко в цель" 11.11-
15.11 Метание в цель.
51-55 Игры с бегом: "Салки",
 "К своим флажкам!", 18.11-22.11 Салки.
56-60 Игры в снежки:
"Защитники крепости",
"Нападение акулы" 25.11-29.11 Нападение, защитник.
61-65 "Быстрые упряжки" 02.12-06.12 Упряжка.
66-70 Игры на санках.
"На санки",
"Гонки санок" 09.12-13.12 Гонки.
71-75 Игры на санках
"Трамвай"
 "Пройди и не задень" 16.12-20.12 Трамвай.
76-80 Игры у гимнастической стенки:
"Альпинисты", "Невидимки"- разучивание 23.12-27.12 Альпинисты, гимнастическая стенка.
81-85 Эстафета с лазаньем и перелезанием. 13.01-17.01 Эстафета.
86-90 Игры у гимнастической стенки -повтор 20.01-24.01 91-95 Игры с прыжками: "Удочка", "Прыгающие воробушки"- повтор 27.01-31.01 96-100 Игры с лентами (веревочкой):
Поймай ленту", Удав стягивает кольцо-разучивание 03.02-07.02 Стягивать кольцо.
101-105 Игры с элементами прыжков в длину: "Через ручеек". 17.02-21.02 106-110 Игры у гимнастической стенки – по выбору детей. 24.02-28.02 111-115 Игры с бегом:
 "К своим флажкам", "Пятнашки"- разучивание 03.03-07.03 Пятнашки.
116-120 Игры с бегом:
"Два Мороза", "Гуси-лебеди" 10.03-14.03 121-125 Игры с мячом
 (с элементами футбола и пионербола): "Обведи меня", "Успей поймать"- разучивание 17.03-21.03 Обвести предмет.
126-130 Игры с мячом:
"Играй, играй - мяч не теряй",
"Мяч водящему 01.04-04.04 131-135 Игры с мячом:
 "У кого меньше
мячей",
"Мяч в корзину" 07.04-11.04 Мяч в корзину.
136-140 Игры-эстафеты с бегом и мячом 14.04-18.04 141-145 Игры с прыжками:
"Попрыгунчики-воробушки" – повтор.
"Прыжки по полоскам"- повтор. 21.04-25.04 146-150 Игры с бегом:
 "К своим флажкам", "Пятнашки"- повтор 28.04-02.05 151-155 Игры с обручами:
"Упасть не давай",
"Пролезай - убегай"-повтор 05.05-08.05 156-160 Игра-соревнование "Веселые старты" 12.05-16.05 161-165 Игры с элементами прыжков в длину: "Через ручеек"- повтор. 19.05-23.05 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Общая физическая подготовка»
для 1 класса


Составитель: учитель начальных классов Довгань С.И.
2013 – 2014 уч. год