Обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр на занятиях по физической культуре


Обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр
на занятиях по физической культуре
Слепко Антонина Ивановна,
инструктор по физической культуре
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
детский сад № 69 «Ладушки», г. Старый Оскол
Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений
Для повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста особое значение приобретает использование игр с элементами спорта и спортивных игр. Эти игры обеспечивают гармоничное – личностное, физическое и психическое – развитие дошкольника.
Обучение таким играм обеспечивает всем детям равные возможности в овладении физической культурой и даёт каждому ребёнку право выбора, что очень важно при работе с детьми, так как предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений, полученных на занятиях.
В работе с детьми достичь положительных результатов  в обучении спортивным играм можно лишь при условии ненасильственного стимулирования моторного развития. Тогда спортивные игры обогатят эмоциональную сферу детей.
Обстановка соревнований побуждает детей к движению и, таким образом, повышает двигательную активность детей, подталкивает к общению. При этом малоактивные дети так увлекаются движением, что забывают об усталости, о том, что что-то не умеют делать, о своей неуверенности, что способствует формированию у малоподвижных детей силы воли и организационные умения. Участникам игры просто необходимо договориться о порядке действий, соблюдении правил и таким образом учатся самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность.
У дошкольников ещё не развито чувство ответственности за свои действия перед товарищами, но возникающие переживания придают эмоциональную окраску действиям, отношениям с другими участниками, так как в процессе соревнований участники переживают радость победы или горечь поражения, что способствует развитию внутренних мотивов для совершенствования движений.
Работая по программе Л.Н. Волошиной «Играйте на здоровье!», я знакомлю детей со спортивными играми: бадминтоном, баскетболом, городками, настольным теннисом, футболом, хоккеем, обучаю элементам техники этих игр, играм по упрощённым правилам.
Спортивные игры рекомендуется осваивать с детьми со старшей группы, так как спортивные игры:
это игры команд, соревнующихся между собой, следовательно, дети должны обладать «чувством команды»;
это игры, требующие подчинения правилам, довольно жёстким и не всегда подчиняющимся желаниям играющих;
каждая спортивная игра требует конкретной техники.
Освоение спортивных игр происходит в следующих взаимосвязанных этапах.
первый этап: подводящие игры и упражнения;
второй этап: специальные упражнения (техника игры);
третий этап: игры по упрощённым правилам.
Однако в связи с тем, что детский организм очень чувствителен ко всякого рода воздействиям, спортивные упражнения и игры следует подбирать и проводить исходя из научно обоснованных рекомендаций.
Я хочу познакомить вас с некоторыми рекомендациями и правилами обучения детей элементам спортивных игр.
Игра в мини-баскетбол способствует развитию выносливости, глазомера, координации, согласованности действий между партнёрами, прыгучести, ловкости, умения поймать, удержать, бросить мяч, рассчитав при этом направление броска, быстроты реакции, способности хорошо ориентироваться на площадке.
Основная игровая задача в мини-баскетболе – забросить мяч в корзину соперника.
Рекомендуемая последовательность обучения детей игре в мини-баскетбол следующая:
обучение движениям, выполняемым без мяча и с мячом в руках без передачи его партнёру: основная стойка баскетболиста (ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперёд), остановки, повороты, прыжки;
обучение технике удержания; передаче мяча;
обучение броскам мяча в корзину;
игры с элементами баскетбола («Передача мяча», «Гонка мячей»).
обучение игре в мини-баскетбол.
Дошкольники старшего возраста, да и младшего любят выполнять некоторые элементы игры в футбол, подражая настоящим футболистам. Такие упражнения с мячом развивают глазомер, координацию, укрепляют мышцы ног, туловища.
Главная игровая задача в футболе – забить мяч в ворота соперника.
Обучать детей дошкольного возраста двигательным умениям футбола следует в следующей последовательности:
подготовительные упражнения без мяча и с мячом без передачи мяча партнёру (подкидывать мяч ногой, ловить его руками; подкидывать мяч ногой вверх несколько раз подряд, отбивая его верхом стопы, внутренней её стороной и т.д.);
передача мяча партнёру (отбивая его ногой с ходу; останавливать катящийся мяч внутренней частью ступни и посылать его обратно);
игры с элементами футбола («Мяч между кеглями», «Попади в центр».
После того, как дети овладеют некоторыми навыками игры, можно создавать команды для игры в футбол по упрощённым правилам. Чтобы игра проходила организованно, детей заранее надо познакомить с ними.
Дети дошкольного возраста играют в футбол два периода по 5 минут с перерывом 5 минут. Участники ведут мяч ногами, передают товарищам, бьют по воротам противника. Побеждает команда, забившая больше голов.
Городки. Старинная народная игра. Система и правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. По правилам игры соблюдается определенное количество и порядок фигур. В игре дошкольников это не имеет значения.
Эта игра доступна детям старшей и подготовительной группы. Перед игрой дети договариваются о количестве фигур (3—4) и их порядке. Каждый играющий получает две биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки за пределы квадрата («города»). В начале игры биты бросают с кона, а когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющий бросает биты с полукона. После того, как будут выбиты все городки, ставится новая фигура. 
Выигрывает тот (или та группа), кто выбьет большее количество городков, совершив меньшее количество бросков. Дошкольникам не рекомендуется играть более 2—3 партий подряд.
Чтобы правильно бросить биту, правую ногу нужно отставить назад. При замахе нужно откинуться назад и перенести тяжесть тела на правую ногу. В момент броска нужно резко выпрямиться и правой ногой сделать шаг вперед. Бита должна лететь, вращаясь и падать плашмя. Бросок выполняется двумя способами:
Правая рука согнута в локте, бита находится выше пояса.
Рука выпрямлена полностью, бита находится внизу.
Первый бросок называется – локтевой, второй – плечевой.
Детей обучают обоим способам, и в процессе игры они пользуется любым из них.
Чтобы не было длительного ожидания в игре, в каждую группу включают по 3 ребенка. При определении выигрыша учитываются правильность техники выполнения броска, сила удара и т. д. Роль судьи сначала выполняет педагог, а в дальнейшем дети.
Настольный теннис.  Сначала дети учатся держать ракетку, выполняют подводящие упражнения: поворот кистей рук влево и вправо, вверх и вниз. Затем упражнения усложняются: жонглирование ракеткой и мячом (подбрасывать вверх, о пол, о стенку), ходьба, бег с ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его. Когда дети освоят эти упражнения, можно предложить им почеканить шарик ракеткой. В подготовительной к школе группе почти все дети довольно хорошо справляются с этим упражнением. Занятия настольным теннисом положительно влияют не только на физические качества ребенка: координацию движений, точность, внимание, но и на укрепление зрения детей.
Бадминтон.
Подготовительные упражнения:
1.Обучение детей способу правильно держать ракетку.
2.Подбрасывание волана.
3.Жонглирование воланом.
4.Техника удара ракеткой справа, слева, над головой.
5.Подача волана.
6.Игра вдвоем.
   Овладев элементарной техникой и правилами игры в бадминтон, дети могут играть в неё через веревку или сетку в помещении и на участке.
Игра может состоять и из нескольких партий. Играют один на один, два на два или с большим составом команд, но каждому игроку очерчивают зону, за которую он не должен выходить, чтобы не мешать другим.        
Но с понятием «баскетбол», «хоккей», «футбол», «теннис» в детском саду не должна связываться ранняя спортивная специализация и тренировка. В обучении и проведении любой спортивной игры основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок для успешного обучения спортивным играм в школе.