Технологическая карта урока физической культуре на тему Обучение техническим элементам прыжков через нарты


Технологическая карта (конспект) 2-го урока (занятия)
Основные характеристики 2-го урока (занятия)
Тема урока (занятия) Обучение техническим элементам прыжков через нарты. Техника выполнения специальных упражнений. Использование здоровьесберегающих технологий.
Тип урока (занятия) Комбинированный.
Место урока (занятия) в учебной программе Содержание занятиявключает перечень физических упражнений, игр в национальных видах спорта, направленных на комплексное развитие физических качеств, при этом учитываются этнические особенности коренного народа. Основу двигательных умений и навыков составляют исторически сложившиеся и устоявшиеся системы физических упражнений. К ним относятся, прыжки через нарты. Данные упражнения создают нужный человеку фонд двигательных умений и навыков, поэтому традиционные упражнения национальных видов спорта, национальных игр заслужили право быть в учебной программе предмета «Физическая культура» в МАОУ «Обдорская гимназия».
Продолжительность урока (занятия) 40 минут
Цель - укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие учащихся посредством занятий северным многоборьем;
- привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- воспитание высоких волевых качеств, мужества и выносливости, готовности к труду и обороне России;
- формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к традициям и культуре коренных народов североа.
Задачи Образовательные:
- дать базовые знания по разделу национальные виды спорта;
- способствовать формированию интереса к культуре народов (ненцев, коми) через занятия северным многоборьем;
- разучить технику прыжков через нарты;
- развитие точности при приземлении и повороте.
Развивающие:
- повысить уровень физической подготовленности учащихся средствами северного многоборья для сдачи норм ГТО;
- развивать координацию движений, силу, быстроту реакции.
Воспитательная:
- развития навыка сотрудничества со сверстниками;
- умение не создавать конфликта в спорных ситуациях;
- воспитание трудолюбия и чувства коллективизма.
Основные понятия Северное многоборье - технически сложный вид спорта, возникший на основе особенностей, труда и обитания коренных жителей севера.
Физические упражнения - двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития.
Прыжки через нарты – прыжки выполняются с одновременным отталкиванием двумя ногами с места.
Междисциплинарные связи Связь со следующими учебными дисциплинами: математика, физика, биология, анатомия и физиология человека, химия, английский язык (виды спорта).
Междисциплинарные связи позволяют овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности; прививать интерес к физической культуре через любознательность, творчество, постоянное развитие тела, отношений и характера. Работая в группах, учащиеся уважительно относятся друг к другу, мальчики помогают девочкам, сильные помогают слабым.Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) 1. Предметный: Обучение и совершенствование навыков и умений в северном многоборье: технические элементы тройного национального прыжка, техника прыжка через нарты.
2. Метапредметные:
- познавательные/обучающиеся научатся: применять правила; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
- коммуникативные/обучающиеся научатся: взаимодействовать в группе, находить общие рациональные способы прыжков. Способствовать развитию у учащихся критического мышления (способность оценить свои действия при выполнении упражнений).
3. Личностный: использовать полученные практические знания в своей деятельности.
Принципы обучения - сознательность и активность;
- наглядность и доступность;
- научность, логичность и последовательность.
- индивидуализация.
Место проведения урока (занятия) Спортивный зал МАОУ « Обдорская гимназия»
Формы организации образовательной деятельности Основной формой организации образовательной деятельности является урок.
Средства обучения Средства, применяемые в обучении - физические упражнения.
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие средства: физические упражнения; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.
Технологии, методы, приемы обучения Для реализации рабочей программы используются следующие педагогические технологии:
- теория личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская);
- теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.);
- технологии группового и индивидуального обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
- здоровьесберегающие технологии – технологии сохранения здоровья, технологии обучения здоровью (Г.В. Бородкина, И.И. Зубарева);
- дифференцированное обучение (Г.К. Селевко).
К специфическим методам физического воспитания относятся:
- методы строго регламентированного упражнения;
- игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
- соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
Используемые методические разработки и дидактические материалы Занятия с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих занятий является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Занятие с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
Занятия с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В основной школе такие занятия проводятся преимущественно как целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих занятиях необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма.
Кадровое обеспечение Право проводить физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность предоставляется специалистам, которые имеют специальное образование и соответствующий образовательно-квалификационный уровень. Тренеры и спортивные судьи проходят обязательную аттестацию в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта.
Требования, особые условия и ограничения при реализации урока (занятия) 1. Научить каждого ученика самостоятельно выполнять физические упражнения. Показать, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
2. Выполнять главные требования к овладению техническим элементам прыжков через нарты.
3. Формировать навыки безошибочного выполнения техники прыжков через нарты.
4. Формировать умения и знания подготовительных упражнений, которые обеспечивают успешное выполнение прыжков на результат.
Методы и механизмы оценки результативности Учебные  нормативы   северного  многоборья
Мальчики
Класс Оценка Тройной
прыжок (см) Бег 1,2, 3км.
(мин) Прыжки  через  нарты
(кол-во  раз) Метание тынзяна на  хорей
(кол-во попаданий) Метание  топора  надальность (метров)
5
5
4
3 550
530
500 4.20
4.30
4.40 50
40
30 3
2
1 50
40
30
Девочки
Класс Оценка Тройной
прыжок (см) Бег 1,2, 3км.
(мин) Прыжки  через  нарты
(кол-во  раз) Метание тынзяна на  хорей
(кол-во попаданий) Метание  топора  надальность (метров)
5 5
4
3 460
450
430 4.50
5.00
5.20 15
12
10 Не оценивается Не оценивается
Список литературы 1. Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта. - С-Петербург.: Просвещение, 2004.
2. Единая Всероссийская классификация по национальным видам спорта северного многоборья /Под редакцией Г.В.СысолятинаМ.: Вектор Бук, 1994.
3. Зуев В.Н. Национальные виды спорта северного многоборья. Актуальные проблемы эффективного управления. М.: Вектор Бук, 2002.
4. Зуев В.Н. Национальные виды спорта северного многоборья. Правила соревнований. М.: Вектор Бук, 2003.
5. Зуев В.Н. Управление системой соревнований в Северном многоборье. Омск: Сиб ГАФК, 1996.
6. Кузнецов В.С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. М.: Владос, 2004.
7. Национально-региональный компонент в школах Крайнего Севера /Н.В.Подшивалова, Н.В. Алсуфьева и др.- Н-М.: НТ,1995.
8. Прокопенко В.И. Игры и национальные виды спорта народностей севера - нивхов. М.: Просвещение,1988.
9. Сагалаков Н.У. О национально - региональном компоненте //Физическая культура в школе. 2004. №4.