Создание здоровьесберегающей среды на уроке


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 г. ТОМСКА
634526, г. Томск, д. Лоскутово, ул. Ленина, 27а, тел.(3822) 943-562, тел/факс 943-400

Создание здоровьесберегающей среды на уроках
Автор: О.Н. Макарова,
учитель английского языка
Томск, 2016
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно. Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.
Педагогические принципы являются важнейшими механизмами регулирования педагогического процесса в любой форме его организации. Принципы - это не просто требования, которые необходимо выполнить при построении и реализации педагогического процесса на уроке. Это идеи, которые должны стать мировоззренческими убеждениями. В определенном смысле принципы являются показателем уровня развития всего педагогического сообщества в целом и школы в частности. Нередко идеи того или иного принципа зарождаются в противовес парадигмальным, общепринятым и не дающим эффекта. К таким принципам относится и здоровьеформирующее обучение. Сущность педагогического принципа здоровьеформирующего обучения и воспитания состоит в насущной необходимости делать физическое, психическое и духовное здоровье ребенка одной из важнейших целей и показателем качества образования как его непременного результата. Школа, класс, учитель должны отвечать морально и материально за нарушение здоровья ребенка.
Как и всякий педагогический принцип, здоровьесберегающее обучение имеет свои правила реализации. Вот некоторые из них:
развитие физических, психических и духовных сил ребенка как цель и результат обучения;
отбор содержания, методов и средств, не разрушающих здоровье ребенка, а напротив, способствующих здоровьесбережению;
помощь в развитии самосознания и разработке программ для тех, кто не способен самоопределяться;
введение показателей роста здоровья детей в качестве критериев качества обучения;
создание в школе зон экологического благополучия и здоровьесберегающего пространства;
обучение детей способам психологической защиты от агрессии друг друга и взрослых;
недопущение сравнения детей друг с другом, а только по темпам собственного развития;
недопущение деятельности педагогов, инициирующих конфликты с детьми;
определение возможностей ребенка в учении и диагностика состояния его здоровья.
Функции принципа здоровьеформирующего обучения по отношению к педагогическому процессу на уроке таковы:
восстанавливает святое отношение к человеку вообще и, в первую очередь, к ребенку, его физическому, психическому и духовному здоровью
задает меру влияния на ребенка и определяет границы возможного
обязывает к пониманию единства и взаимозависимости всех видов здоровья между собой
обязывает принимать приоритеты того или иного вида здорового развития в определенном возрасте при сохранении всех других
Пространство урока и здоровьесберегающее обучение.
Пространство урока - это часть окружающей среды, наполненная взаимодействующими друг с другом участниками педагогического процесса, в том числе находящимися на определенном расстоянии друг от друга.
При этом под «участниками педагогического процесса» мы имеем в виду прежде всего обучающихся и учителя. Пространство урока может раскрепощать обучающихся, а может подавлять, угнетать и даже вызывать болезни.
Жизненное пространство - это пространство движений, перемещений обучающихся и учителя в пределах которых совершаются действия учения и преподавания. Оно также называется физическим пространством урока и определяется степенью свободы действий, двигательной активностью детей. Для ученика чаще всего это место за партой или у доски. Но проблема в том, что распоряжается этим пространством в основном учитель. Только он может сидеть, стоять, свободно передвигаться по классу. При этом любой учитель знает, что растущий и развивающийся организм ребенка имеет органическую потребность в движении, не выносит длительной неподвижности. Но она, эта потребность, усмиряется уроком на протяжении всех лет обучения. Будь она удовлетворена, у детей не было бы сколиоза, гипертрофии суставов, падения зрения и многого другого.
Мыслительное пространство - пространство познания, пространство мысли. На уроке оно определяется учебным предметом и изучаемой темой. Нередко оно сужается до границ параграфа в учебнике или текста рассказа учителя. Но оно может и расширяться, если учебный материал включает в себя личный опыт учащихся, окружающую реальную жизнь, воображение и т. д. Мыслительное пространство, реально организуемое на уроке, и пребывание в нем существенным образом влияет на развитие и здоровье детей. Оно способно удовлетворить естественные познавательные потребности или убить их. Не зря у некоторых детей возникает информационный голод.
Пространство отношений - это эмоциональное пространство, характеризующее межличностные и деловые отношения между обучающимися и учителем и между самими обучающимися. Еще это пространство можно было бы назвать пространством любви, поскольку именно от него по большей мере зависит и удобство парты, и состояние у доски, и терпение в неподвижном сидении на уроке и многое другое. Не секрет, что учитель оказывает влияние и на успех учения, и на здоровье обучающихся. Его внимание к учебным проблемам учеников, учет их индивидуальных способностей, терпимость, тактичность в отношениях с ними способствуют установлению благоприятного микроклимата на уроке и соответственно благоприятствуют расширению пространства познания. Несколько слов о речи, которой пользуются учителя и ученики в школьном пространстве. Если в школе и в классе допускается сленговая речь и, что особо опасно, сквернословие, то о здоровье надо молчать. И то и другое, по мнению специалистов, портит здоровье даже на генном уровне, что передается из поколения в поколение, поскольку в сленге и в сквернословии из слов уходит моральный компонент. Слова перестают нести смыслы, они превращаются в команды или осуждения и все.
Учебное пространство - это внутреннее личное пространство учения и развития ученика, зависящее от его психологических особенностей. Оно определяется тем, как обучающиеся пользуются пространством урока, создаваемым учителем. В классе всегда есть дети, которые наиболее успешно развиваются в одном из пространств урока и менее успешны - в других. Одному нужно больше двигаться, другому - думать, третьему - изливать свои эмоции. Все три пространства должны быть на уроке и задача учителя поместить каждого ученика в свое пространство, распределяя поручения, задания, методы контроля.
Таким образом, требования к организации пространств урока являются вполне выполнимыми. Разнообразие пространств, их трансформация, взаимозаменяемость - вот, что сегодня должен делать учитель, если забота о здоровье его учащихся становится его заботой.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.
От правильной организации урока зависит во многом то состояние, в котором пребывает ребенок, зависит длительность его умственной работоспособности и возможность своевременного предупреждения утомления.
В этой связи нельзя забывать о важности гигиенических условий урока (температура воздуха, свежесть воздуха, освещение, внешние раздражители).
По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е  иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности обучающихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.
Специфика предмета иностранный язык  требует от технологии обучения специфических технологических операций: ознакомление, тренировка, применение. Доминирующие принципы призваны раскрыть качественные характеристики здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.  К ним относятся:
    доступность и посильность;
    учет возрастных особенностей обучающихся;
    направленность обучения на развитие обучающихся;
    активность обучающихся;
    опора на сильные стороны личности обучающихся;
    индивидуализация обучения;
    деятельностный характер обучения;
    оздоровительная направленность обучения.
Как известно, эффективность усвоения знаний обучающимися в течение урока различается:
1. 5 – 25-я минуты – 80%,
2. 25 – 35-я минуты – 60-40%,
3. 35 – 40-я минуты – 10%.
С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа урока, которые характеризуются:
продолжительностью,
объемом нагрузки,
характерными видами деятельности.
Соответственно, учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения обучающихся чередовались с периодами эмоциональной разгрузки, необходимо учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Количество видов деятельности на уроке должно быть оптимальным с учетом особенностей изучаемого предмета (опрос, чтение, монологические высказывания, составление диалогов, изучение грамматических тем, творческие задания). В связи с этим чередоваться должны и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа). Смена различных видов деятельности должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда уже появились признаки утомления). 
С целью создания благоприятного психологического климата на уроке в младшем и среднем звеньях я использую зарядки-релаксации, физкультминутки или динамические паузы с использованием различного рода движений, игровые задания, пение, которое предоставляет возможность обучающимся не только отдохнуть, но и служит средством формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. В старших классах широко применяются элементы  аутогенной тренировки, элементы драматизации. По времени это занимает 3-5 минут, но при этом позволяет снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения учебного материала.
Таким образом, анализируя все выше перечисленные важнейшие аспекты здоровьесбережения, можно выделить 4 основных правила построения  урока:
ПРАВИЛО № 1. Правильная организация урока, организация пространств урока.
ПРАВИЛО №2. Использование различных каналов восприятия (аудиальное, визуальное, кинестетическое).
ПРАВИЛО № 3. Учет работоспособности обучающихся.
ПРАВИЛО № 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.