Урок по истории Казахстана в 8 классе на тему:Развитие национально-демократического движения в Казахстане


Предмет: история Казахстана
Класс: 8
Автор: учитель истории КГУ СШГ №11 г.Кокшетау, I категории , Успанова Куляш Нуртаевна.
Тема: Развитие национально – демократического движения в Казахстане.
Цель: Показать, усиление реакции, роль казахской интеллигенции в общенационально-
демократическом движении в пробуждениии национального самосознания, первые
печатные издания;
Задачи:
Образовательная: Объяснить главенствующую роль политических групп и партий в петициях и их значениях;Развивающая: Привить учащимся навыки анализа, самооценки предстоящим событиям и политике в то время;
Воспитательная: Воспитать у учащихся гуманность, любовь к родной земле
Тип урока:комбинированныйМетоды: наглядный, словесный, практический.
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная
Наглядные пособия:карта, учебник, карточки.
Ход урока
1.Организационный момент.
- приветствие учащихся;
- проверка их явки и готовности к уроку;
- положительный настрой на работу на уроке
2.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях. Класс делится на группы.
Задание I: «Историческая мозаика»
Объясните историческую дату:
1902-1903 гг. –
Июнь 1905 г. –
22 июля 1905 г.
Задание II: «Историческая мозаика»
Дайте определение понятиям:
Петиция –
Депозит –
Забастовка –
Самодержавие –
Задание III: «Верные неверные утверждения»: (верно,неверно)
Петиции были адресованы уездным начальникам, военным губернаторам,
генерал-губернаторам, министру внутренних дел и даже российскому
императору Николаю II(…)
Основное содержание Каркаралинской петиции состояло в том, чтобы не
допустить казахов к работе в Государственной Думе (…)В петиции предлагалось надолжности волостных управителей, аульных
старшини писарей назначать исключительно российских чиновников(…)
Одним из прогрессивных пунктов петиции можно отметить требование
о необходимости перевода делопроизводства на родной язык(…)
В петиции проблеме земельного вопроса особое внимание не уделялось (…)Задание IV: «Соотнесите исторического деятеля с его деятельностью»
АкбаевЖакыпБайтурсыновАхметНиколай II
БокейхановАлиханКопейулыМашхур-ЖусупВидный казахский поэт
Организатор партии «Алаш»
Последний российский император
Видный деятель партии «Алаш»
Видныйобщественныйдеятель, юрист, участник формирования партии «Алаш» и
Правительства Алша-Орда3. Объяснение нового материала
План
Усиление реакции
Деятельность казахской интеллигенции и ее представители
Сподвижники и единомышленники А.Букейхана.
Первые печатные издания Казахстана.
В 1907г. казахи были лишены избирательных прав, запрещали митинги и собрания, профсоюзные организации, распространяли необоснованные штрафы, выступления пресекались воинскими командами, понижен статус казахского языка ----- недовольство народов русских и казахских----подавление.
Вклад в развитие общественной – политики каз общества внесла интеллигенция: Букейханов, Байтурсынов, Дулатов, Тынышпаев, Шокай, Досмухамедов и др. Деятели публиковали статьи, в которых критиковали политику царской администрации по изгнанию казахов с земель.
Официально зародилась каз печать. В 1870г. в г. Ташкент вышел первый номер издания газеты «Туркестан уалаятынын газеты», в 1888г. 2 газета «Дала уялатынын газеты» в г. Омске степным генерал-губернатором. Вгазета публиковались лидеры каз интеллигенции.
1911г.- 1915г. Троицк Оренбургской губернии издал газету «Айкап». Его редактор поэт, журналист – МухамеджанСералин. Затрагивались вопросы перехода казахов к оседлости, повышение уровня знаний в крае. Журнал сыграл огромную роль в пробуждении у казахов национального самосознания. Активно финансировали издания татарские купцы и промышленники. С 1914-1918гг. в Омске работала каз культурно-просветительская организация «Бирлик» в которой участвовал поэт, писатель, просветитель Кошке Кеменгиров. Печатный орган этой организации журнал «Балапан»(1914-1918). В Уфе издавался рукописный журнал «Садак» выпускали которыйМайлин, Тилепбергенов.
1907г. – Санкт-Петербург первая каз общественно-политическая газета «Серке».
1913г. издательство газеты «Казах» в Оренбурге. Руководитель А. Байтурсынов, его помошники А. Букеханов, М. Дулатов. Тираж составлял 3 тыс экземпляров. (влпросы обеспечения равноправия, свободы восточных женщин, народного образования. Выступала за сохранение кочевого и полукочевого скотоводства с сочетанием земледелия. Часть публикаций отводилась проблемам языка, литературы, истории и этнографии. Газета стала главным национально-политическим и научно-литературным изданием.
Начало 20 в. начальный период «книжного бума». 1900-1917гг. – издано около 400 книг на каз яз. Они печатались арабской графикой в Санкт-Петербурге, Оренбурге, Уфе, Троицке, Верном, Ташкенте. 19-н.20в перевод книг на каз язык. 1909г. в Петербурге вышли в свет книги со стихами поэта Абая и Байтурсынова «Сорок песен»,1909г. Дулатов издал сборник стихов «Оян казак», «Несчастная Жамал», сборники «Азамат» и «Терме». 1911г. поэт, мыслитель ШакаримКудайбердиев издает книгу «Родословная тюрков, казахов и ханских династий». Объктом его исследований были изучение истории, философии, музыки и религии тюркоязычных народов. Он б/членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела РГО. 1911г. Оренбург издание сборника «Маса»(Комар) А. Байтурсынова(бесправное положение каз народа). 1912г. каз поэт Магжан Жумабаев издает сборник стихов «Шолпан». 1914г. благодаря кружку «Бирлик»(Единство) С.Сейфуллин издает свою 1 книгу «Откенкундер» (Минувшие дни).
Т.о.выпускказ газет, журналов, книг сыграл значительную роль в просвещении и пробуждении национального самосознания каз народа и объединении каз интеллигенции. Казахи активно читали литературу на татарском и русском языках.
.
Вывод: Развитие национально-демократического движения в Казахстане начинается в начале 20 века. В этих сложных условиях для казахского народа интеллигенция Казахстана усилила работу по пробуждению национального самосознания казахов.
4.- Самостоятельная работа учащихся:
Составить тесты по изученному параграфу на уроке.
5.Проверка тестов, обмен вопросами.
6.Итоги урока. Выставление оценок.
7.Домашнее задание § 49-50.