Конспект вводного занятия по спортивному ориентированию и туризму

Методическая разработка
Сценарий вводного занятия
по программе спортивное ориентирование и туризм

Знакомство с учащимися.
Сегодня мы с вами собрались не случайно. Я пришла к вам сюда, чтобы рассказать об одном очень интересном моем увлечении. Мне оно показалось настолько интересным, что я посвятила ему уже 9 лет своей жизни. И мне хотелось, чтобы кто то из вас нашел в этом увлечении, что то занимательное и интересное для себя, а называется мое увлечение спортивное ориентирование и туризм.
Это виды спорта, которые тесно связаны с путешествиями, природой и в первую очередь с лесом. Поскольку мы сейчас не можем пойти с вами в лес, мы отправимся в путешествие прямо здесь в классе. Согласны? Сначала мы посмотрим видео фильм, рассказывающим об ориентировании как о виде спорта
ВИДЕО ФИЛЬМ – 3 мин.
Итак, вы познакомились с ориентированием как с видом спорта. Увидели ориентировщиков и совсем юных и достаточно опытных.
И теперь вы сможете ответить на мой вопрос. Чем пользуются ориентировщики в лесу?
Компасом, картой.
Посмотрите, у вас на столах лежат спортивные карты и компасы. Вы уже знаете что компас и карта – важнейшие атрибуты ориентировщика.
А теперь обратите внимание на компас. Кто мне ответит, куда всегда показывает стрелка компаса? Молодцы вы и это уже знаете.
А сейчас мы с вами попробуем составить простейшую карту, а если точнее, то план. План нашего класса, в котором мы с вами сейчас находимся. План это условное изображение местности.
Подумайте, как бы вы увидели наш класс, если бы посмотрели на него сверху, в виде какой геометрической фигуры.
-прямоугольник, квадрат.
Рисуем карту.
Скажите пожалуйста, все ли мы с вами нарисовали? Может быть, что-нибудь забыли?
А теперь давайте вспомним фильм. Что ищут ориентировщики при помощи карты и компаса в лесу, и очень радуются когда находят. (правильно КП)
Здесь у нас в классе спрятаны КП, давайте мы с вами попробуем их найти.
1 КП ищем все вместе.
А теперь задача по командам. 1 команде – КП, 2 команде – КП.
Молодцы, с этим заданием вы справились. Ну вы почувствовали себя ориентировщиками?
Давайте представим, что мы находимся в лесу, на соревнованиях по спортивному ориентированию. Вот мы нашли КП. (попросить нарисовать его на карте)
Вы уже знаете, что ориентировщики в лесу с помощью карты и компаса ищут КП, а когда находят делают отметку в карточке.
Правила наших соревнований.
Итог эстафеты.
А теперь вы сами сможете сказать, что берет с собой ориентировщик, выходя на старт?
Раз вы ответили на этот вопрос, то значит сможете отгадать мои загадки, то же связанные с ориентированием. За правильный ответ я буду давать приз.
Загадки.
Через речку лег, пробежать помог. (мост)
Шагаешь - впереди лежит, оглянешься назад бежит. (тропинка, дорожка)
Все меня топчут а я все лучше. (дорога)
Лесной SOS. (АУ)
Любит кусать бумагу. (компостер)
Верный помощник, который укажет на север. (компас)

Молодцы, я вижу, что вы не зря пришли сегодня на урок и прекрасно справляетесь со всеми моими заданиями. Мы сегодня много говорили об ориентировании. А как вы думаете, кому нужны знания и умения ориентироваться.
-летчикам, военным, морякам, геологам, туристам.

Туризм и ориентирование идут бок о бок.
Ориентировщики и туристы по натуре путешественники, им приходится много ездить на соревнования, ходить в походы в разные уголки нашей страны. И сейчас мы продолжим наше путешествие уже как туристы.
А для того, чтобы отправится в дорогу, туристам нужно собрать . . . рюкзак. И взять необходимые в походе вещи.
Посмотрите, вот это рюкзак, в нем размещается и стол и дом туриста.
Спальник. В нем турист спит, он очень теплый и легкий. А вот это коврик, его кладут под спальник, чтобы было теплее и не промок спальник в сырую погоду.

Перед вами список вещей из которых вы должны выбрать то, что вам пригодится в походе в лес с ночевкой. Подчеркните то, что вы хотите взять с собой.
А теперь выходят по 2 человека от команды и по списку собирают рюкзак.
А мы посмотрим, что же вы возьмете с собой в поход.
Итак, мы взяли с собой, что необходимо настоящим туристам в походе.
Путешествие было долгим и интересным. И вот мы пришли на берег реки. Нам нужно остановиться на ночлег, установить, палатку, развести костер.
Как выдумаете, где нам лучше расположиться?
Покажите это место на картине.

Но чтобы пойти в настоящий поход к нему нужно готовиться, это не только собрать снаряжение, как мы уже научились делать. Но и научится преодолевать различные препятствия, которые встречаются на пути туриста.
Давайте посмотрим в фильме, как это делают ребята из моего кружка.

КОММЕНТАРИЙ ФИЛЬМА.

В фильме вы увидели, что при помощи вот таких веревок натягиваются различные переправы, по которым при помощи вот такого снаряжения (обвязки, карабины) туристы преодолевают любые препятствия.
Где бы вы не были, на соревнованиях, в походе, всех объединяет туристский костер и конечно же песня.
Сейчас мы с вами познакомимся с одной из таких песен.
Мы ее послушаем, а потом все вместе споем.

Итоги:
Спасибо вам за прекрасную работу на занятии. Вы были сегодня и быстрыми и сообразительными, умными и внимательными. Все эти качества нужны и туристу и ориентировщику, и всем нам.
Желаю вам никогда не теряться в любых жизненных ситуациях и преодолевать любые препятствия.