Учебно-тематический план кружка по спортивному ориентированию


Учебно-тематический план кружка
по спортивному ориентированию


Учитель физической культуры
Д. М. Бугаев
МАОУ Лингвистическая гимназия №23 г. Владимира
Пояснительная записка
Программа подготовки по спортивному ориентированию для занятий в кружке разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «о физической культуре и спорте Российской Федерации» и приказа «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных программ в области физической культуре и спорта и к срокам обучения по этим программам» от 12 сентября 2013 года № 730.
Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса должны пройти заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на местности.
Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу.
При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок, быстрая реакция.
Для успешной работы тренер и его ученики должны видеть результат своего труда. Тренер - для определения эффективности применяемых средств и методов, ученик - как стимул для дальнейшего продвижения вперед.
В ходе выполнения программы совершенствуются психологические, физические, морально-волевые качества.
Главной задачей программы является формирование здоровой, всесторонне-образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием. Спортсмен - ориентировщик в процессе занятий спортивным ориентированием совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, математики, физкультуры
Программа позволяет решать ряд образовательных и воспитательных задач:
-привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
-соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;
-укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиена тренировки, четкая организация врачебного контроля;
-повышение уровня общей и специальной физической подготовки;
- совершенствование технической и тактической подготовки обучающихся;
-охрана окружающей среды;
-пропаганда спортивного ориентирования среди населения как средства для активного отдыха;
-обучение правильному катанию на лыжах
-формирование представлений о межпредметных связях и получение дополнительного образования по дисциплинам: Анатомия, ОБЖ, гигиена, топография и картография, география, краеведение, экология, психология.
Комплексность программы, основывается на цикличности и круглогодичное учебно-тренировочного процесса. В образовательно-воспитательном процессе «педагог -ребенок - родители - общеобразовательное учреждение» особое место занимает деятельность педагога и воспитанника. Принцип реализации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования и воспитания.
Результатом реализации Программы является:
На этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение техники передвижения по пересеченной местности бегом, на лыжах и велосипеде
-стратегии и тактики ориентирования в разных условиях;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышение уровня общей и специальной физической, технической,
тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления наофициальных спортивных соревнованиях по виду спорта спортивноеориентирование;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
На этапе совершенствования спортивного мастерства:
- повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
-совершенствование общих и специальных физических качеств, технической,
тактической и психологической подготовки;
- стабильность демонстрации высоких спортивных результатов нарегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
- поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
- сохранение здоровья спортсменов.
Особенности осуществления спортивной подготовки в спортивных дисциплинах вида спорта спортивное ориентирование определяются в Программе и учитываются при:
- составлении планов спортивной подготовки, начиная с тренировочного этапа
-составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом.
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки
осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства.
Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного
мастерства, кроме основного тренера (тренера-преподавателя) по виду спорта спортивное ориентирование допускается привлечение дополнительно второго тренера (тренера-преподавателя) по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.
Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки, подготовки кспортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с перечнем тренировочных сборов.
Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим
предъявляемые Программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки.
Учебно-тематическое планирование

Наименование темы занятия и элементов содержания Количество часов Дата проведен.
1 Вводное занятие. История возникновения и развития спортивного ориентирования. Охрана природы. 1 2 Понятие о гигиене спорта. Общие требования к режиму дня, питанию, отдыху, одежде и обуви, сну. 1 3 Гигиенические основы закаливания. Средства закаливания и методика их применения. Питание. 1 4 Понятие об основном обмене и энергетических тратах при физических нагрузках. Питьевой режим. Контроль за весом тела. 1 5 Постановка дыхания в процессе занятий. Влияние занятий на организм человека. 1 6 Снаряжение спортсменов-ориентировщиков. 1 7 Правила поведения и техники безопасности на занятиях и соревнованиях 1 8,9 Упражнение на развития равновесия. Упражнения на гимнастическом бревне и перекладине. 2 10 Упражнение на развитие гибкости. Упражнения на перекладине, гимнастической скамейке и матах. 1 11 Упражнение на развитие силы. 1 12 Скоростно-силовые упражнения. 1 13,14 Круговая тренировка. 2 15 Упражнения на развитие быстроты. Бег с ускорением по 30 м. 1 16 Равномерный и попеременный бег в условиях пересеченной местности 1 17 Бег по песку, по кочкам, ходьба и бег по мелководью. 1 18 Соревнование по ориентированию в парке «Дружба» в номинации классика 1 19 Соревнования по ориентированию на полигоне тракторного завода в номинации «выбор» 1 20,21 Длительная езда на велосипеде в различных условиях местности и по шоссе. 2 22 Ориентирование на велосипеде в загородном парке 1 23,24 Упражнения на развитие выносливости. Бег 10- 15минут. 2 25 Кросс 3 км 1 26 Кросс-поход : 5 мин бег+5 мин быстрый шаг 1 27 Челночный бег 5х10 м 1 28 Темповые прыжки с ноги на ногу через линейку 1 29 Максимально быстрый бег на дистанцию 60м. Возвращение назад шагом. 1 30 Темповые прыжки из круга в различных направлениях. 1 31 Горная подготовка. Бег в гору. 1 32 Бег с препятствиями. 1 33 Соревнования по ориентированию на полигоне тракторного завода в номинации «выбор» 1 34 Подвижные игры: 4 мяча, перестрелка 1 35,36 Имитация лыжного хода 2 37 Одновременный бесшажный классический лыжный ход. Повороты на лыжах на месте 1 38 Одновременный одношажный классический лыжный ход. 1 39 Торможение плугом на лыжах 1 40 Торможение упором на лыжах 1 41 Спуск с горы в разных стойках на лыжах 1 42 Подъем в гору елочкой 1 43 Попеременный классический ход 1 44,45 Коньковый одновременный двухшажный ход 2 46,47 Коньковый одновременный одношажный ход 2 48 Преодоление дистанции в 5 км на лыжах по равнинной местности 1 49 Преодоление дистанции в 3 км на лыжах по пересеченной местности 1 50 Лыжный поход 1 51 Ориентирование на лыжах в номинации «спринт» 1 52 Ориентирование на лыжах в номинации «эстафета» 1 53 Ориентирование на лыжах в номинации «классика» 1 54 Ориентирование на лыжах в номинации «выбор» 1 55 Преодоление полосы препятствий 1 56 Туризм и его виды 57 Подготовка к походу 58 Снаряжение необходимое при водном походе
Инструктаж по технике безопасности
№ Ф.И. учащегося класс Дата провед. Подпись ин-
структируе-
могоПодпись инструк-
тирующего
1 Шапашнокив Денис
10-а 2 Белокуров Максим
10-а 3 Мажаров Кирилл
10-б 4 Пономарев Ярослав
10-б 5 Бубело Никита
10-а 6 Давиденко Никита
8-а 7 Парфенов Кирилл
8-в 8 Верхоканкин Максим
8-в 9 Грачев Илья
10-б 10 Соколов Артем
8-в