Рабочая программа по истории Курского края 7-8 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по курсу «История Курского края» составлена на основе авторской программы «История и современность Курского края» группы учителей Хомутовского района: Тимониной Л.И., Квасова А.И., Нагорных Т.В., Иванникова С.Е.
Актуальность изучения истории родного края в государственных муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций школы в современных социокультурных условиях.
Школьное краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному понимаю материала, к самостоятельной исследовательской работы. Вместе с тем историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируется гражданственность, гордость за малую Родину.
Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно полезного характера. Оно способствует развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности, при изучении и использовании местного исторического материала и установлении взаимосвязи между историей страны и края.
Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а так же путем поисково-исследовательской работы.
ЦЕЛЬ: изучение курса краеведения Курского края, направленного на воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, его традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное участие в их развитии.
По истории Курского края предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения.
ЗАДАЧИ:
Приобретение знаний об историческом пути Курского края с древности до наших дней в единстве общества, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса;
Знаний о важнейших событиях, процессах истории родного края и отечественной истории их взаимосвязи в хронологической последовательности.
Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
Освоение:
Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками в поиске необходимых знаний.
Познавательной компетенции; сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач;
Коммуникативной компетенции: владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Ведущими принципами обучения по краеведению являются научность, последовательность, сбалансированность теории и практики.
Структура интегрированного учебного курса 7 класса определяется тем, что краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, исторические, культурологические элементы.
На изучение курса «История Курского края » в 7 классе выделяется 35 часов в год (1 час в неделю).
Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные , комбинированные и повторительно-обобщающие уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы , уроки-экскурсии , уроки-конференции. В преподавании курса реализуется этнографические, лингвистические умения
В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов);  практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Формирование целостных представлений об истории Курского края осуществляется в ходе творческой деятельности обучающихся на основе личностного осмысления исторических фактов и явлений. Особенное внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает широкое использование ролевых игр. Решение проблемных учебно-познавательных задач, моделирование исторических ситуаций. Программа учебного курса по истории Курского края ориентирована на воспитание школьника гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания. В процессе обучения у обучающихся формируется уважение к историческому наследию Курского края, гражданские и патриотические качества..
Учебный курс рассчитан на два года обучения ( 7 – 8 классы) и состоит из нескольких разделов:
Раздел 1. История Курского края с древнейших времен до конца 16 в.
Наш край в период первобытнообщинного строя. Ранние славяне и Курский край. Киевская Русь и наш край. Возникновение города Курска. Феодосий Печерский – один из подвижников христианской православной религии, основоположник Киево-Печерской лавры. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве». Курский край в период феодальной раздробленности. Древние города Курского края. Курск как порубежный город России. Курский край в 16 в, Занятия и быт курян. Курские слободы. Народные традиции Курского края.
Раздел 2. Курский край в 17 – 18 вв.
Курский край в конце 16 – начале 17 в. Социально-экономическое развитие нашего края в 17 в. Положение народных масс края и их борьба против крепостного гнёта и с внешними врагами. Культура и быт курян в 17 в. Социально-экономическое развитие Курского края в эпоху Петра 1. «Птенцы гнезда Петрова» и Курский край. Экономическое развитие во втор. пол. 18 в. История Коренной ярмарки. Управление Курским краем в 18 в. Борьба трудящихся против крепостничества в 18 в. Культура края в 18 в. Шелихов - «Колумб Российский». Возникновение литературного гнезда и драматического театра в Курской земле. Известные люди Курского края.
Раздел 3. Курский край в 19 в.
Экономическое развитие Курского края на рубеже 18-19 вв. Курск как административный центр. Курские губернаторы. Социальный состав населения Курского края. Куряне – участники Отечественной войны 1812 г. Куряне – участники освободительного движения пер. четв. 19 в. Отмена крепостного права в Курской губернии. Экономическое развитие Курского края во втор. пол. 19 в. Культура Курского края в 19 в.
Раздел 4. Наш край в 20 в.
Политические партии, революционные движения в Курске и Курском крае. Установление Советской власти. Наш край в годы гражданской войны и интервенции. Восстановление народного хозяйства после гражданской войны.
Индустриализация и коллективизация в Курском крае. Начало Великой Отечественной войны. Установление оккупационного режима. Борьба курян против фашистской оккупации. Партизанское движение в Курском крае. Освобождение г. Курска от немецких захватчиков.
Курская битва. Куряне – герои Курской битвы. Вклад курян в победу. Развитие экономики края в 1945 – 1965 гг. Куряне - выдающиеся и известные политические деятели. Хрущёв. Кулаков, Фурцева. Н.С. Хрущёв – уроженец Хомутовского района. Социально-экономическое развитие Курской области во втор. пол. 20 в.: промышленность, с/х, социальная сфера. Развитие народного образования в 20 в. Курские писатели 20 в. Художники- куряне 20 в. Выдающиеся музыканты Курского края. Современное развитие курского театрального искусства. Возрождение храмовой культуры. Курские народные промыслы.
Учебно-тематическое планирование составлено на два года обучения, 7-8 классы.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В системе педагогического мониторинга по краеведению используются различные виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, оценочные практические работы), промежуточный контроль (контрольная работа). На основании решения педагогического совета МБОУ « СОШ№3 г.Щигры Курской области» оценка по краеведению выставляется по полугодиям.
Годовая контрольная работа проводится по контрольно-измерительным материалам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ КУРСКОГО КРАЯ»
7 класс
№ п/п Тема урока Количество часов Из них
Экскурсии Проверочные работы
1 Топонимика и геральдика Курского края и Щигровского района. 1 2 Наш край в период первобытнообщинного строя. 1 3 Ранние славяне и Курский край. 1 4 Киевская Русь и наш край. Возникновение г. Курска. 1 5 Феодосий Печерский – основоположник Киево-Печерской лавры. 1 6 Курские мотивы в «Слове о полку Игореве» 1 7 Курский край в период феодальной раздробленности. 1 8 Древние города Курского края. 1 1 9 Курский край как порубежье России. 1 10 Курск в 16 в. 1 1
11 Занятия и быт курян. 1 1 12 Курские слободы. 1 13 Народные традиции Курского края. 1 14 Курский край в конце 16 – нач. 17 вв. 1 15 Социально-экономическое развитие Курского края в 17 в. 1 16 Положение народных масс Курского края и борьба против крепостного гнёта и с внешними врагами. 1 17 Культура Курского края в конце 17 в. 1 18 Быт курян в 17 в. 1 1
19 Социально-экономическое развитие Курского края в эпоху Петра 1. 1 20 «Птенцы гнезда Петрова» и Курский край. 1 21 Экономическое развитие во втор. пол. 18 в. 1 1
22 История возникновения г. Щигры. 1 1 23 Население Курского края во втор. пол. 18 в. Дворянские роды Щигровского уезда. 1 24 Управление Курским краем в 18 в. 1 25 Борьба трудящихся против крепостничества в 18 в. 1 1
26 Образование курян в 18 в. Г. Шелихов - Колумб Российский. 1 27 Возникновение литературного гнезда в Курске 1 28 Возникновение Курского драматического театра. М.С. Щепкин. 1 29 Планировка г. Курска. 1 30 Архитектурные памятники Курского края во втор. пол. 18 в. 1 1 31 Иконописание в Курской губернии. 1 32 Серафим Саровский один из известных подвижников христианской православной религии. 1 33 Памятные места на территории Щигровского района. 1 1 34 Архитектурные памятники Щигровского района. 1 35 Край былинный – урок обобщения. 1 1
Всего: 35 5 5
УЧЕБНОНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ КУРСКОГО КРАЯ»
8 класс
№ п/п Тема урока Количество часов Из них
Экскурсии Проверочные работы
1 Экономическое развитие Курского края на рубеже 18 – 19 вв. 1 2 Села Щигровского уезда в период крепостничества. 1 3 Курск как административный центр губернии. Курские губернаторы. 1 4 Социальный состав населения г.Курска. 1 5 Куряне – участники Отечественной войны 1812года. 1 1 6 Куряне – участники освободительного движения первой половины XIX века. 1 7 Отмена крепостного права в Курской губернии, Щигровском уезде. 1 8 Экономическое развитие Курского края и Щигровского уезда во второй половине XIX века. 1 9 Культура Курского края в XIX веке. 1 10 Политические партии, революционное движение в Курске и Курском крае. 1 11 Установление советской власти в Курске и Щигровском уезде курской губернии. 1 12 Курский край в годы гражданской войны и интервенции. 1 1 13 Образование Щигровского района 1 14 Индустриализация и коллективизация в Курском крае 1 15 Начало великой Отечественной войны. Установление оккупационного режима на территории Курской области 1 16 Борьба курян против фашистской оккупации. 1 1 17 Партизанское движение в Курском крае. 1 18 Курская битва. Куряне – герои Курской битвы. Жители района – участники Курской битвы. 1 19 Вклад курян и жителей Щигровского района в победу. 1 1
20 Развитие экономики Курского края в 1945 – 1965 годах. 1 21 Куряне – выдающиеся и известные политические деятели. Н.С.Хрущев – уроженец Хомутовского района. 1 22
23 Социально – экономическое развитие в Курской области во второй половине XX века: промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера 1 24 Общественно политическое развитие в Курске и Курской области. 1 25 Развитие народного образования в Курской области. 1 1
26 Курские писатели ХХ века. Писатели – уроженцы Щигровской земли. 1 27 Художники – куряне ХХ века. 1 1 28 Выдающиеся музыканты Курского края 1 29 Современное развитие курского театрального искусства. 1 30 Возрождение храмовой культуры Курского края. 1 31 Курские народные промыслы. Сохранение и продолжение народных традиций. 1 32 Куряне – видные деятели науки. Таланты Щигровского района. 1 33 Социально – экономическое положение Щигровского района на современном этапе. 1 34 Повторительно-обобщающий урок: «Край соловьиный». 2 1
Всего: 35 4 4
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

пп Дата проведения
Тема урока Тип урока Требования к уровню подготовки обучающихся Оборудование Домашнее задание Примечание
1 Топонимика и геральдика Курского края и Щигровского района. Изучение нового материала Знать: основные положения урока.
Уметь: работать со справочной литературой. тетрадь, карта, презентация Записи в тетради, ТЗ 2 Наш край в период первобытнообщинного строя. Изучение нового материала Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации. тетрадь, карта Записи в тетради 3 Ранние славяне и Курский край. Изучение нового материала Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации. Умение анализировать источник. тетрадь, карта Записи в тетради 4 Киевская Русь и наш край. Возникновение г. Курска. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: работать со справочной литературой. тетрадь, карта, справочная литература Записи в тетради, сообщение 5 Феодосий Печерский – основоположник Киево-Печерской лавры. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: использовать языковые средства для создания образа. тетрадь, карта, материалы СМИ, справочная литература Записи в тетради, ТЗ 6 Курские мотивы в «Слове о полку Игореве». Урок -практикум Знать: основные положения урока.
Уметь: использовать языковые средства для создания образа. тетрадь, «Слово о полку Игореве» Записи в тетради, ТЗ 7 Курский край в период феодальной раздробленности. Урок -исследование Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации тетрадь, карта Записи в тетради 8 Древние города Курского края. Урок -практикум Знать: основные положения урока.
Уметь: работать со справочной литературой. тетрадь, карта, презентация Записи в тетради, ТЗ 9 Курский край как порубежье России. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации тетрадь, карта Записи в тетради 10 Курск в 16 в. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации. Умение анализировать источник. тетрадь, карта г. Курск Записи в тетради 11 Занятия и быт курян. Урок -практикум Знать: основные положения урока.
Уметь: использовать языковые средства для создания образа. тетрадь, презентация Записи в тетради, ТЗ 12 Курские слободы. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: работать со справочной литературой. тетрадь, карта Записи в тетради, сообщение 13 Народные традиции Курского края. Урок -практикум Знать: основные положения урока.
Уметь: использовать языковые средства для создания образа. тетрадь, презентации Записи в тетради, ТЗ 14 Курский край в конце 16 – нач. 17 в.в. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации тетрадь, карта Записи в тетради 15 Социально-экономическое развитие Курского края в 17 в. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации. Умение анализировать источник. тетрадь, карта Записи в тетради 16 Положение народных масс Курского края и борьба против крепостного гнёта и с внешними врагами. Урок конференция Знать: основные положения урока.
Уметь: работать со справочной литературой. тетрадь, справочные материала Записи в тетради, 17 Культура Курского края в конце 17 в. Урок -практикум Знать: основные положения урока.
Уметь: использовать языковые средства для создания образа. тетрадь, карта Записи в тетради, ТЗ 18 Быт курян в 17 в. Урок -практикум Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации Тетрадь, материалы СМИ Записи в тетради, ТЗ 19 Социально-экономическое развитие Курского края в эпоху Петра 1. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации. Умение анализировать источник. тетрадь, карта Записи в тетради, доклад 20 «Птенцы гнезда Петрова» и Курский край. Урок -практикум Знать: основные положения урока.
Уметь: работать со справочной литературой. тетрадь, справочные материалы Записи в тетради, ТЗ 21 Экономическое развитие во втор. пол. 18 в. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации. Умение анализировать выступление, умение вести полемику тетрадь, карта Записи в тетради 22 История возникновения г. Щигры. Заочная экскурсия Знать: основные положения урока.
Уметь: составления коллективного рассказа, составление заметки для газеты тетрадь, карта Записи в тетради, ТЗ 23 Население Курского края во втор. пол. 18 в. Дворянские роды Щигровского уезда. Урок -практикум Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации. Умение анализировать выступление, умение вести полемику тетрадь, карта Записи в тетради, сообщение 24 Управление Курским краем в 18в. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: самостоятельно планировать работу, выстраивать доказательства. тетрадь Записи в тетради 25 Борьба трудящихся против крепостничества в 18 в. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: работать со справочной литературой. Умение анализировать выступление, умение вести полемику тетрадь, карта Записи в тетради 26 Образование курян в 18 в. Г. Шелихов - Колумб Российский. Урок -практикум Знать: основные положения урока.
Уметь: использовать языковые средства для создания образа.Умение анализировать ответ одноклассника тетрадь, презентация Записи в тетради, ТЗ 27 Возникновение литературного гнезда в Курске. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации тетрадь, материалы СМИ Записи в тетради, сообщение 28 Возникновение Курского драматического театра. М.С. Щепкин. Заочная экскурсия Знать: историю возникновения театра
Уметь: работать со справочной литературой, анализировать выступление, вести полемику тетрадь, материалы СМИ Записи в тетради, ТЗ 29 Планировка г. Курска. Урок -практикум Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации тетрадь, карта города Записи в тетради 30 Архитектурные памятники Курского края во втор. пол. 18 в. Комбинированный урок Знать: основные положения урока, главные памятники архитектуры края.
Уметь: Объяснять значения терминов архитектура, тектоника, реконструкция. тетрадь, презентация Записи в тетради, ТЗ 31 Иконописание в Курской губернии. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: использовать языковые средства для создания образа. тетрадь, презентация Записи в тетради, ТЗ 32 Серафим Саровский один из известных подвижников христианской православной религии. Комбинированный урок Знать: основные положения урока.
Уметь: использовать языковые средства для создания образа. тетрадь, материалы СМИ Записи в тетради, ТЗ 33 Памятные места на территории Щигровского района. Урок -практикум Знать: основные положения урока.
Уметь: использовать языковые средства для создания образа. тетрадь, презентация Записи в тетради, ТЗ 34 Архитектурные памятники Щигровского района. Урок -практикум Знать: основные положения урока.
Уметь: Объяснять значения терминов архитектура, тектоника, реконструкция. тетрадь, презентация Записи в тетради, ТЗ 35 Край былинный – урок обобщения. Защита проектов Знать: основные положения урока.
Уметь: работать с различными источниками информации Проектор, компьютер, презентации ТЗ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ППРОГРАММЕ
Обучающиеся должны знать/ понимать:
- основные факты, ключевые процессы и явления, характеризующие краеведческую направленность;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформулированные в краеведении;
- памятники истории, природы Курской области и Щигровского района;
- даты основных событий;
- термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников;
- результаты и итоги событий истории родного края, истории Отечества; важнейшие достижения культуры Курского края и России;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- проводить поиск краеведческой информации в источниках различного типа и уметь анализировать её;
- участвовать в групповой исследовательской работе и представлять её результаты в различных формах: конспектах, сочинениях, проектах, презентациях;
- объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям, происходящим в Курской области и Щигровском районе;
- сравнивать исторические явления, события, объяснять важнейшие исторические понятия;
- самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное мнение, читать историческую карту;
- группировать исторические события и явления по указанному признаку;
- сопоставлять однотипные процессы истории родного края и отечественной истории;
- сравнивать оценки исторических событий, данные в учебном пособии, дополнительной литературе, документах;
- умело использовать знания об историческом пути и традициях народов России и родного края в общении с людьми другой культуры, национальной, религиозной принадлежности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:
Проведения самостоятельных поисков краеведческой информации из разных источников.
Чтение карт различного содержания
Решения  практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий  и техногенных катастроф.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
История и современность Курского края. Региональное учебное пособие под редакцией профессора Б.Н.Королева. Курск 1998
Курская область. Информационно-статические материалы для учителей и учащихся образовательных учреждений. Курск 1998 г.
Очерки культуры Курского края. Краеведческие заметки в помощь школьному учителю. Курск 1993 г.
Материалы Щигровского краеведческого музея.
Материалы музея МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Щигры Курской области»
Курский край: история и современность. Рабочая тетрадь по краеведению .О.А. Печурин.
ООО «Учитель» Курск.2002, Ч. 1, 2, 3.
7. В связи с тем, что не имеется специального учебного пособия «Тетрадь юного краеведа», используется дополнительная краеведческая литература, а также цифровые образовательные ресурсы, в том числе мультимедийные презентации, подготовленные учителем.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯОБУЧАЮЩЕГОСЯ:
История и современность Курского края. Региональное учебное пособие под редакцией профессора Б.Н.Королева. Курск 1998
2. Курская область. Информационно-статические материалы для учителей и учащихся образовательных учреждений. Курск 1998 г.
3. Материалы музея МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Щигры Курской области»
4. Курский край: история и современность. Рабочая тетрадь по краеведению .О.А. Печурин.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
История курского края.http://www.rkursk.ru/other/history/main_hist.htmlИсторики Курского края. http://www.archaeology.ru/Download/Schchavelev/Schchawelew_2009_Istoriki.pdfРецензия на рабочую программу по курсу «История Курского края»
учителя истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Щигры Курской области» Сливнюк Елены Алексеевны
Программа имеет теоретическое обоснование, которое отвечает требованиям методики преподавания гуманитарных дисциплин, дидактическим и психологическим принципам обучения. В ней чётко поставлены цели и задачи курса с учётом компетентностного подхода, патриотического воспитания.
В программе подробно расписано содержание предмета на два года. Оно отражает многие грани действительности, не имеет излишеств. В данном курсе представлен материал общеобластного характера, наработанного несколькими поколениями курских исследователей, охватывающий различные стороны жизни края. Особое внимание обращено на события, происходившие на территории нашей области, имеющие российское и даже мировое значение. Многие вопросы регионального звучания рассматриваются в контексте общероссийской истории, современной политической, экономической и культурной жизни.
Достоинством программы является то, что в неё в достаточном объёме представлен сугубо местный материал, касающийся истории Щигровского района с ориентировкой на изучение истории г. Щигры.
С учётом вышеизложенного можно рекомендовать данную программу курса «История Курского края» к использованию в образовательных целях.
Руководитель МО учителей
истории и обществознания
г. Щигры ______________________ Н.М. Маслова