Обобщение опыта по теме Параллельно-раздельное обучение в классе мальчиков.


Параллельно-раздельное обучение в классе мальчиков.

Я работаю третий год с мальчиками. И могу сказать, что воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах.
Поэтому для осуществления поставленных задач, я как учитель, работающий с мальчиками, обязана понять их уникальный мир, как бы окунуться в него, чтобы помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если желаю воспитать мужчину, а не бесполое существо.
Поэтому выстраивая учебную деятельность, а главное желание получения результата, обратной связи надо было понимать некоторые закономерности, характерные для мальчиков:
# им важно понять принцип, смысл задания; и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”; (после показа образца поделки, будут стараться сами сделать, даже не зная алгоритма выполнения, не будут слушать объяснение пока сами не попробуют, обратятся к учителю, только в случае неудачи. Но если получилась похожая, аналогичная работа, ни за что не будут переделывать как в образце – это их конструкция, создание, произведение. Поэтому достаточно объяснить принцип и цель работы)
#с интересом и лучше девочек выполняют задания на сообразительность;
# мелкая моторика развита хуже, почерк, неровный, некрасивый, оригинальный.
(Но ко второму классу у многих выравнился, стал разборчивым, аккуратным, красивым.)
# Важно отметить, что математика является любимым предметом у мальчиков, а работать с мальчиками, когда они заинтересованы содержанием происходящего, одно удовольствие. У большинства из них множество идей, гипотез (самых невероятных) по поводу дальнейшего развития событий. Конечно, это создаёт шум в классе, ведь каждому хочется не отстать, сказать своё слово. Часто складывается ощущение, что им просто хочется сказать хоть что-нибудь, лишь бы сказать. Не важно что, но дать свой вариант ответа. Что же мы делаем чаще всего в этой ситуации? Пытаемся прервать их выкрики, успокоить, а может быть даже просто дать свой вариант ответа. А ведь одна из самых распространенных педагогических ошибок - установка на послушность мальчика, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. Но мальчики, как правило, совсем другие. Они более шумные, подвижные, активные. Находясь же в ситуации педагогического давления, когда нужно сорок минут просидеть в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс.
Задача педагога - используя, данные природой особенности мальчиков, направить их во благо обучения и приобретения знаний и сделать уроки интересными и продуктивными.
# При подготовке любого урока в классе мальчиков важно учитывать, принципы работы с мальчиками и подбирать задания не требующие длительного и многоэтапного решения. Задания должны иметь четкую линию, без лишних деталей. Хорошо воспринимается наглядная, схематично-знаковая информация, задания на логику и сообразительность.  Мальчикам требуется постоянная смена заданий, они не любят повторения, им нужен высокий темп урока, они не терпят однообразия, жаждут нового. Ни один урок в классе мальчиков не проходит так, как задумано, они сами активно влияют на ход урока. Для мальчиков очень важен конечный результат их работы, а не промежуточные этапы.
#.Чтобы их увлечь, необходима проблема, которую надо решить, соревнование, игра, ребусы, шифровки. Им нравится быть учеными, исследователями, космонавтами, путешественниками.
# Поскольку мальчики включаются в урок не сразу, то вводить новый материал целесообразно к середине урока, а на начальном этапе можно предложить ребятам несколько нестандартных интересных заданий или заданий, с которыми ребята справятся. Важно создать ситуацию успеха, чтобы ребенок почувствовал желание продолжить урок дальше. Мальчики любят сложные задания, чем труднее задание, тем им интереснее. У них лучше получается придумывать сюжеты, но им трудно построить фразы. В познавательной деятельности мальчики идут от сложного к простому, а не наоборот. Их решения часто носят нестандартный характер.
Т.к дети с различным темпом работы, на уроках я учитываю дифференцированный подход к каждому ребенку. Для этого существуют задания разной степени сложности. Для мальчиков с высоким темпом работы можно дополнительно брать инвариативные задания, использовать всевозможные, заранее подготовленные карточки . Хотелось бы отметить, что мальчики, получив определенное задание и включившись в работу, не видят и не слышат то, что происходит вокруг. И, прежде чем дать ученику новую работу, необходимо дождаться пока он выполнит предыдущую.
# в речевых навыках, тоже уступают девочкам, говорят только главное, существенное, без подробностей и описаний.
# мало реагируют на эмоциональную окраску голоса, быстрее реагируют на любую информацию о действиях, (пишем, читаем, играем, танцуем, отдыхаем)
#Вопросы задают только для получения точного и конкретного ответа.
#Лучше развиты визуально- пространственные способности. Им хорошо дается геометрический материал. Они легко ориентируются в пространстве, в тетради.
# Мальчики испытывают колоссальную потребность в активном движении. Большую роль в проведении уроков с мальчиками играет смена динамических поз, двигательная активность, поэтому целесообразно проводить всевозможные физминутки. Мальчикам нравятся электронные физминутки, где присутствуют знакомые им персонажи из мультфильмов и современная популярная музыка. Также лучше включать изучение каких-либо понятий, тем через движение. Например, определение живых и неживых предметов, хлопают, топают, различный ритмический счет с движениями, построение для определение первого и последующего, высокого и низкого и др.
#Если говорить об оценках, что немало важно для школьников, так же можно проследить интересные моменты. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки. Им важно, что оценивается в их деятельности. Когда мы оцениваем деятельность мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Тогда становится понятным, почему мальчики могут и не реагировать на оценку «я тобой недоволен». Она не имеет для него смысла. Мальчик обязательно должен знать, чем вы недовольны и как бы вновь «проиграть» в мозгу свои действия.
#Для мальчиков также важно, чтобы оценивали его в присутствии важных для него лиц.
(В присутствии мамы, папы, бабушки, друга.)
#К девочкам негативного отношения, нет. Играют с ними, но чтобы привлечь внимание могут применить физическую силу: толкнуть, дернуть за волосы, причем не имея никакой на них обиды.
# Мальчики быстро снимают эмоциональное напряжение ( в случае их обиды) и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Через несколько минут забудут, что были обижены и будут тут же играть, бегать, прыгать, или сменят вид деятельности, уйдут подальше от обидчика.
Итог:
Любому учителю хочется расти на своем творческом пути в школе. Но это никак не будет происходить без любви к детям. Постараемся понять и принять наших мальчишек такими, какие они есть, такими разными, по-своему прекрасными, интересными какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами.





15