Методическая разработка О структуре и содержании дополнительной общеразвивающей программы


Методическая разработка
«О структуре и содержании дополнительной
общеразвивающей программы»

1. Пояснительная записка:
Наименование программы, на основании которой разработана рабочая программа (статус, авторы, издательство, год)
Актуальность программы (ссылка на нормативно-правовую базу системы образования и ДО; учет образовательных запросов..)
Современные нормативные требования:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г 306-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказ МОиН РФ от 29.08.2013г
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г
Письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 14.04.2015г «О структуре и содержании дополнительных общеразвивающих программ»
Практическая значимость
Новизна
Цели и задачи программы с учетом направленности и специфики учреждения
Цель - предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности, «создание возможностей для творческого развития детей, удовлетворение образовательных потребностей, и т.д. такие формулировки не отражают специфики Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Примеры оформления цели образовательной программы
Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.
Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.
Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.
Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.
Профилактика асоциального поведения.
Возрождение интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
ЦЕЛЬ ПИШЕМ С ОДНИМ ДЕЙСТВИЕМ!



Примеры оформления задач программы (начинаем с глагола)
Воспитательные задачи
Способствовать формированию гражданской идентичности обучающихся.
Содействовать воспитанию чувства товарищества и личной ответственности школьников.
Формировать социальную среду развития обучающихся в системе образования
Приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Формировать общую культуру (или духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное) развитие обучающихся.
Обучающие задачи
Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения.
Обучить навыкам танцевального мастерства.
Формировать музыкально-ритмические навыки.
Научить правильному дыханию.
Сформировать начальные навыки актерского мастерства
Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.
Развивающие задачи
Развить умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
Развить артистические, эмоциональные качества у детей средствами вокальных занятий.
Содействовать развитию артистических способностей.
Развить координацию, гибкость, пластику, общую физическую выносливость.
Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазии через этюды, шарады, упражнения.

направленность дополнительной общеразвивающей программы;
Направленности в учреждениях ДОД
(Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
1.Техническая
2. Естественно-научная
3. Физкультурно-спортивная
4.Художественная
5.Туристко-краеведческая
6.Социально-педагогическая

отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих образовательных программ с обязательной ссылкой на использованные программы, педагогическая целесообразность программы;

возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

формы и режим занятий;
ожидаемые результаты и способы определения их результативности;



Варианты формулировок ожидаемых результатов:
К концу первого (второго, третьего) года обучения ребёнок:
- будет знать
-будет уметь
-будет иметь представление
- будет стремиться

Будет обучен
- овладеет понятиями
-получит навыки
-расширит представления
- научиться делать

ИЛИ

К концу первого (второго, третьего)года обучения у ребенка:
- будет сформирована устойчивая потребность,
-- будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества,
- будет развита устойчивая потребность к самообразованию,
- будет сформирована активная жизненная позиция,
- будут развиты творческие способности
- будет воспитано уважение к нормам коллективной
- формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

2. Учебно-тематический план:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий
Тема
Количество часов


Всего
Теория
Практика


12
4
8






В нижней части таблицы часы суммируются:
Итого:
216
72
144

ВАЖНО
Если по профилю объединения необходимы индивидуальные занятия с детьми, их следует зафиксировать отдельной колонкой.
Следует иметь в виду, что традиционно расчёт часов имеет объём 72, 144 или 216 часов в год, соответственно 2, 4, 6 часов занятий в неделю.
Если педагог создаёт программу с другой временной нагрузкой, это следует обосновать.


3. Содержание программы:
Краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
В содержании тема, лишь обозначенная в учебно-тематическом плане, раскрывается достаточно полно с указанием всех основных вопросов, прежде всего в теоретической части.
Такого же полного раскрытия требует и практическая часть, причём необходимо указать названия практических работ и формы их проведения. Содержание бесед можно привести в виде тезисов. Если по теме планируется экскурсия, желательно указать, где она проводится и по возможности её содержание.
Для обучающихся второго, третьего и более года обучения, вероятно, следует продумать темы рефератов, докладов, проектов и других форм самостоятельной работы (в том числе исследовательской) для сообщений на общем занятии с целью их защиты или обсуждения.
В каждом разделе программы, по каждой теме определяются ожидаемые диагностируемые результаты обучения (образования), достижения, которые могут быть сформулированы в виде возможных эталонов заданий для выполнения и контроля. Намечаются варианты оценки обученности (исходной, текущей, итоговой), варианты изучения изменений личностных качеств обучающихся, варианты коррекции усвоения и развития
4. Календарно-тематический план
ОБРАЗЕЦ
№ занятия
сроки
Тема занятий
Количество часов




Всего
Теор.
Практ.

1
сентябрь
1.Вводное занятие. Техника безопасности
3
3




2.Общее устройство карта:
12
6
6

2
октябрь
Классификация картов

3


3

Основные части карта, их назначение, расположение, взаимодействие

3


4

Рамы двигатели, узлы трансмиссии, колёса, механизмы управления


6



3.Общее устройство мотоциклетного двигателя
18
3
15

















Итого:
216
54
162


5. Методическое обеспечение программы :
обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
методика контроля усвоения учащимися учебного материала;
методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся;
рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

6. Список использованной литературы.
При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:
- фамилию и инициалы автора (авторов) или наименование а авторского коллектива;
- название;
-сведения о месте издания, издательстве и годе издания;
- сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.
(Пример: Фамилия И.О. Название издания. - Место издания: Издательство, год-количество страниц.)
Список рекомендуемой литературы для детей.
Данный список составляется либо общим ко всей программе, либо по отдельным её разделам. Можно в списке также указать обязательную литературу и источники для дополнительного чтения, а также отметить книги, подлежащие реферированию, и т.п.



Список рекомендуемой литературы для педагога.
Требования аналогичные. Наряду с рекомендуемой литературой этот список может содержать перечень дидактических материалов, программных и нормативных документов, инструкций и т.п.

Приложения к программе
Иллюстративный материал по тематике занятий;
Словарь специальных терминов с пояснениями
Контрольные вопросы и задания,
Конспекты, описание занятий,
Технологические карты,
Готовые изделия, образцы.









13 PAGE 14515




15