Требования к структуре дополнительной общеразвивающей программы


Рекомендации по структуре и содержанию
дополнительной общеразвивающей программы
Барышникова Надежда Ивановна,
заместитель директора по УВР
МБОУДОД «Центр детского творчества»
Оханского района Пермского края
№ Структура программы Содержание структурных компонентов программы Рекомендации
1. Титульный лист вышестоящий орган образования (УМУ администрации Оханского МР);
название образовательного учреждения, в котором разработана программа
ФИО директора, утвердившего программу с указанием даты утверждения;
дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
название программы;
сроки реализации;
возраст детей, на которых ориентирована программа;
разработчик-автор программы (ФИО, занимаемая должность, категория);
название города и год разработки программы Название программы должно быть коротким, емким, отражающим содержание программы. Если название программы носит не предметный, а абстрактный, образный характер («Синяя птица», «Ассоль»), то требуется дополнительное указание на направление деятельности - «Свежий ветер» (спортивный туризм).
2. Пояснительная записка •актуальность (доказать, что она необходима современным детям;
•целесообразность именно данного содержания образования;
•направленность;
•вид (примерная, модифицированная, экспериментальная, авторская программа);
•новизна (особенности работы с детьми и содержания - для претендующих на авторство).
* Цель программы
*задачи программы (пути достижения цели)
*возраст детей, участвующих в реализации данной Программы;
*сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);
*формы и режим занятий;
*ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
*формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
*характеристика детского объединения Целесообразность с учётом поло-возрастных и социальных особенностей учащихся, социально-педагогической специфики обстоятельств образовательного процесса.
Направленности:
научно-техническая,
спортивно-техническая,
художественная,
физкультурно-спортивная,
туристско-краеведческая
эколого-биологическая
военно-патриотическая
социально-педагогическая
социально-экономическая
естестенно-научная
Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и обучающихся. Она может быть глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии и др.); дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение, организация полноценного досуга, создание новой методики).
Задачи бывают:
• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;
• воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, отработать, освоить, организовать и т. д.).
Характеристика детского объединения: состав группы, особенности набора детей, форма занятий, год обучения, психолого-педагогические особенности, количество занятий и учебных часов в неделю (на группу), количество учебных часов за год.
3. Учебно-тематический план (по годам обучения)
может содержать перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Если программа рассчитана более чем на год обучения, то тематический план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими Так как образовательная программа является не только внутренним документом, автор – составитель должен быть готов написать текст, понятный любому взрослому (родителям учащихся, коллегам педагогам, администрации организации). Успешным представляет подход, когда в тексте программы сформулирована образовательная идея, а затем тщательно разработаны и изложены в тексте программы механизмы ее воплощения.
Оформить тематический план рекомендуется в виде таблицы.
4. Примерное содержание занятий Содержание Программы, возможно, отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по разделам и темам.
Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описать тему означает:
указать название темы, тезис;
пояснения и уточнения (основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических). Обычно первая тема – введение в программу.
5. Предполагаемые результаты реализации программы требования к знаниям и умениям, критерии оценки. Здесь оценивается эффективность выполнения программы. В этом разделе необходимо дать характеристики знаний, умений, навыков по данному курсу; знание определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, умение - с практическими. Если программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определить критерии оценки результатов.
Принципиальное требование к данному разделу программы – разработка системы проверки результативности изучения обучающимися на основе описания планируемых результатов.
Результатом обучения обучающихся по программе является: определенный объем знаний, умений и навыков, развитие способностей, повышение престижа объединений, улучшение показателей адаптации в обществе, участие объединения и его членов в массовых мероприятиях различного уровня: выставки, конкурсы, фестивали, соревнования, публикации.
Контроль за реализацией образовательной программы может проводиться в разных формах: контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, собеседование, зачет, защита творческих работ и проектов, конференция, олимпиада, конкурс, соревнование.
Исходя из решаемых задач дополнительной образовательной программы (обучающих, развивающих и воспитательных), ожидаемые результаты могут быть представлены как
результаты обучения воспитанника (в предметной области);
результаты развития воспитанника;
результаты воспитания личности ребёнка.
6. Методическое обеспечение программы обеспечение методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендаций по проведению практических работ, дидактический и лекционный материалы, существующие методики. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются методы и технологии преподавания. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности учащегося. Методическое обеспечение должно быть представлено в форме таблицы со следующими разделами:
№ п./п. Тема Форма занятий Контроль усвоения знаний, умений и навыков Дидактические материалы
Первый год обучения
1 теория практика Основными формами проведения занятий могут быть: лекции, беседы, встречи, дискуссии, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др.
В данном разделе будут вполне уместны методические описания традиционных мероприятий, система стимулирования участников (иерархия почетных званий и наград, используемых педагогом).
7. Список литературы Должно быть приведено два списка:
литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе. Указываются: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, художник, место издания, издательство, год издания, иллюстрации.
При составлении списка литературы следует руководствоваться необходимостью включить в список работы, отражающие теоретические основы программы (теорию дополнительного образования и теорию изучения той сферы, на постижения которой будут направлены усилия учащихся.
Приложение примеры занятий (сценарии), раскрывается схема организации воспитательной работы с детско-подростковым коллективом, прописываются детали аттестационных испытаний (программа аттестации учащихся), в приложении могут быть помещены примеры наиболее удачных – эталонных работ и другое.
могут быть включены: правила техники безопасности, справочные таблицы, тесты, дидактические материалы, план методической работы педагога, план учебно-воспитательной работы в творческом объединении и т. д.
После утверждения дополнительной общеразвивающей программы в установленном уставом организации дополнительного образования порядке работа с этим документом не завершается, фактически все время реализации программы – это время внесения корректив, уточнения тех или иных позиций и конструкций.
Освоение дополнительной общеразвивающей программы сопровождается процедурами промежуточной и, возможно, итоговой аттестации учащихся, проводимой в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программе, и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования
Виды и типы программ:
По целевой направленности
досуговые;
учебно-познавательные (дополняющие основные образовательные программы);
прикладные и предпрофильные (формирующие практические навыки и умения в определённой сфере деятельности);
специальные (для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)
По характеру вносимых изменений
типовые (разработанные централизованно и не содержащие каких-либо изменений);
модифицированные (типовые, в которые учреждением внесены локальные изменения, сохраняющие образовательные цели, реализуемые типовой программой);
авторские (заново разработанные учреждением в рамках принятой образовательной концепции);
экспериментальные (проходящие апробацию согласно утвержденной исследовательской программе).