Игра Поле чудес Великие математики

























Автор разработки: учитель математики I категории
МАОУ СОШ №2 п. Новоорск
Оренбургской области
Королькова Наталья Петровна






ИГРА Поле чудес
«Великие математики»
(математическая игра для 8-ых классов)



Цели: Формирование у учащихся интереса к математике и ее истории (познакомить с историческими фактами), повышение творческой активности учащихся, развитие логического мышления, развитие навыков общения.

Оборудование: барабан, карточки с буквами, магниты, шкатулки.

Ход мероприятия:

I ведущий:
В зал зашел – не хмурь лица
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
Ты программы нашей гвоздь.
Не ломайся, не кривляйся,
Всем законам подчиняйся.

Наша сегодняшняя игра «Поле чудес» посвящена великим математикам.

II ведущий:
Математика – царица всех наук. Её возлюбленная – истина, ее наряд – простота и ясность. Дворец этой владычицы окружён тернистыми зарослями, и, чтобы достичь его, каждому приходится пробираться сквозь чащу. Случайный путник не обнаружит во дворце ничего привлекательного. Красота его открывается лишь разуму, любящему истину, закаленному в борьбе с трудностями, свидетельствующему о незаурядности и непреодолимой склонности человека к необычайно запутанным, но неиссякаемым и возвышенным наслаждением ума, свойственным самой природе людей.
Снядецкий Ян

Стих о математике, читает ***

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. Ты нам, математика, даешь, Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.

I ведущий:
Итак, наша сегодняшняя игра посвящена великим ученым, тем кто так или иначе связан с точными науками.
А теперь правила игры: Чтобы выбрать игроков для каждой тройки, вы должны ответить на наши вопросы. Отгадавший становится участником игры.

II ведущий (задает вопросы залу) 1) Что находится внутри квадрата? (площадь)
2) У Зины денег ровно на один пирожок. На два пирожка ей не хватает
5 копеек. Сколько денег у Зины? (5 копеек)
3) Вы зашли в тёмную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (спичку)

I ведущий:
Итак, начинаем 1-ый тур игры.

Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен,
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошла столетий вереница
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает кто убийца,
Но знают все. Кто был убит.

Внимание! Вопрос: «Кто из ученых древности погиб от меча врага (римского солдата), гордо воскликнул: «Отойди, не трогай моих чертежей.
(Архимед)

Да, это греческий ученый Архимед, основатель гидростатики, создатель мощных катапульт, защитник Сиракуз.
Это он определил приближенное значение числа пи. А еще известны спираль Архимеда, закон Архимеда, аксиома Архимеда и т. д.

Поздравляем игрока, вышедшего в финал.

II ведущий: (зрителям)А сейчас- музыкальная пауза. Вы должны будете вспомнить песни, содержащие числительные и другие математические слова.
Ребята исполняют песни. Можно зал разделить на группы и т. д.)

Выбираем вторую тройку игроков.
Внимание:
В комнате горело 7 свечей, три потушили. Сколько свечей осталось?
(три)
2. Петух, стоящий на одной ноге, весит 5кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5 кг.)
3. Мороженое стоит 9 копеек. У покупателя только десятикопеечные монеты, а у продавца, только трехкопеечные. Как им произвести расчет?

I ведущий: Уважаемые игроки, слушайте задание:
У этого крупнейшего ученого- математика XIX века рано проявилось математическое дарование. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он заметил ошибку в расчетах отца. В7 лет пошел в школу. В то время в одной комнате занимались ученики разных классов. Чтобы занять первоклассников, учитель им предложил сложить все числа от1 до 100. Не успев отойти от них, он увидел, как маленький мальчик положил свою грифельную доску с записанным числом 5050 без всяких вычислений. Учитель был поражен, а вы сейчас назовете имя маленького гения и будущего великого математика.
(Карл Гаусс- король математики)
Аплодисменты второму финалисту.

II ведущий: А теперь проведем аукцион пословиц и поговорок с числительными.

Ну а теперь выбираем III тройку игроков.

Можно ли так бросить мяч, чтобы он пролетел некоторое расстояние, остановился и затем начал двигаться обратно?
(вверх)
2. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 часов утра)
3. Даны весы, гири, пробка, свеча, спички, две дощечки, ножницы. Как сделать так, чтобы весы минуту находились в равновесии, не прикасаясь к ним? (уравнять весы и зажечь свечу)

I ведущий: А теперь задание III тура.

Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали все планы испанцев. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре, но он не был выдан инквизиции.
Так кто же из математиков был на волосок от костра?
(Франсуа Виет),
теорему которого нам вскоре предстоит изучить
Основоположник буквенной символики. Его называли отцом современной алгебры.
Мы поздравляем III финалиста.
А теперь, друзья, игра со зрителями.
Приз получит тот, кто скажет, кому принадлежит знаменитая фраза, в какой-то мере относящаяся к математике: «Ослов и ученых- на середину!»
(Наполеон),
когда совершал поход в Египет, его армию сопровождали историки, археологи, математики, изучавшие захваченные ценности. Армию Наполеона нередко беспокоили мамелюки, и тогда Наполеон восклицал именно эту фразу, считая, что важнее всего сохранить обоз и ученых.

Финал.
Великий древнегреческий математик увековечил свое имя в названии метода, с помощью которого можно находить простые числа в их естественном порядке. Назовите это имя.
(Эратосфен)
Аплодисменты победившему в финале.
А вам мы предлагаем суперигру.

Задача Диофанта:
На памятнике древнегреческому математику Диофанту имеется надпись: «Прохожий, под этим камнем покоится прах Диофанта, умершего в старости. Шестую часть его жизни заняло детство, двенадцатую- отрочество, седьмую- юность, затем протекла половина его жизни, после чего он женился. Через пять лет у него родился сын, а когда ему минуло четыре года, Диофант скончался.»
Сколько лет жил Диофант?
(восемьдесят четыре года)

В это время II ведущий предлагает софизм: 4=5
Рассмотрим уравнение
5x-25+20=4x
5(x-5)=4x-20
5(x-5)=4(x-5) \(x-5)
5=4
Где ошибка? (на 0 делить нельзя)

Софизм- умышленное ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного.

Слушаем решение задачи Диофанта.
Ну что ж, игра завершена. До новых встреч.

Дополнительные вопросы.


1. Найди число, 1/3 которого составляет 12. (36).
2. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг, сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5 кг).
3. Какое целое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля? (0)
4. Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов? (3).
5. К семи прибавить пять. Как правильно записать «адиннадцать», или «одиннадцать»? (12).
6. Три разных числа сначала сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными, какие это числа? (1,2,3).
7. Чему равно произведение всех цифр? (0)
8. Сколько будет, если полсотни разделить на половину? (100).
9. На пруду росли кувшинки. Каждый день их число удваивалось, и на 18-й день зарос весь пруд. На какой день заросла половина пруда? (на 17-й).
10. Десять солдат строились в ряд,
Десять солдат шли на парад.
Девять десятых было усатых.
Сколько там было безусых солдат? (1).
11. Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч, одновременно из Петербурга в Москву вышел другой поезд со скоростью 70 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? (оба одинаково).
12. Шоколадка стоит 6 рублей и еще полшоколадки. Сколько стоит шоколадка? (12)
13. Если в одиннадцать часов ночи идет дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода? (нет, ночь)
14. По столбу высотой 10 м взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 м, а ночью опускается на 4м. За сколько дней она достигнет вершины столба? (6)
15. Несколько друзей встретившись, поздоровались каждый с каждым. Сколько было друзей, если известно, что число рукопожатий равняется числу друзей? (3)
16. У мальчика сестер столько же, сколько и братьев, а у девочки, братьев в три раза больше, чем сестер. Сколько в семье братьев и сколько сестер? (3б и 2с)
17. К Айболиту пришли на прием животные. Все, кроме двух – собаки, все, кроме двух – кошки, все, кроме двух – зайцы. Сколько всего животных? (3)
18. Шесть рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков (за 6)
19. Когда делимое и частное равны между собой? (когда делитель – «1»)
20. Найдите 2 таких числа, произведение которых равно 63, и частное от деления большего числа на меньшее также равно 63? (63 и 1)




ИГРА Поле чудес
«Великие математики»