Рекомендации по формированию адекватной самооценки обучающихся


Рекомендации по формированию адекватной самооценки обучающихся:
1.Принимайте ученика таким, какой он есть, учитывая его индивидуальные особенности (тип темперамента, характер, темп деятельности и др.), тип семейного воспитания, соматический статус.
2.Создайте ребенку ситуацию успеха, в которой он может проявить себя.
3.Стимулируйте познавательную активность ребёнка положительными подкреплениями.
4.Поощряйте ребенка в высказывании своих мыслей, желании задавать вопросы. Наберитесь терпения, чтобы понять вопрос ученика и обязательно ответить. В этом проявляется уважение к ученикам, и они это очень ценят.
5.Формируйте у ребёнка критичное отношение к своим поступкам, прививайте ему ответственность за свои действия.
6. Учитывайте зону ближайшего развития ребёнка.
7.Поощряйте и стимулируйте ученика за реальные, пусть даже небольшие достижения.
8.Помните, ребёнок верит взрослому, постарайтесь стать для него значимым, дайте ему возможность поверить в свою ценность и уникальность.
Педагоги - гуманисты Д. Джайнотта, К. Роджерс и А. Адлер рекомендуют:
• поддерживать в ученике его чувство достоинства и позитивный образ «я»;
• говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
• отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
• не применять негативных оценочных суждений, ярлыков, отрицательного программирования;
• не навязывать ребенку вопреки его желанию способов деятельности и поведения;
• принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества и т. д.
Игры и упражнения направленные на повышение самооценки:
«Ладошки» 
Цель: повышение самооценки.
Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. В случае если ребенок не может найти у себя положительных качеств, педагог предлагает варианты таких качеств или просит помощи у других участников. После этого педагог собирает «ладошки», читает их или показывает группе, а дети угадывают, где, чья ладошка. Упражнение может выполняться и с одним ребенком. Нарисованная ладошка может быть раскрашена, прокомментирована автором. Устраивается выставка ладошек.
«Комплименты»
Цель: осознание ребенком своих положительных сторон и понимание  того, что его ценят другие дети.
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. 
После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.
«Назови себя»
Цель: осознание детьми своих положительных качеств.
Дети сидят на стульях. В руках педагога мяч. Он поочередно кидает его участникам. Каждый ребенок, поймавший мяч, называет свое имя и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву своего имени. Например,  «Антон — аккуратный, активный…», «Саша — смелый, самостоятельный…».
Иногда детям бывает сложно подобрать необходимые слова на заданную букву. Поэтому на помощь приходят группа и педагог.
«Волшебные очки»
Педагог торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, педагог называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, то можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.
«Я это умею!»
Когда мы ощущаем, что что-то умеем, когда выполняем данное нам задание, решаем проблему, самоуважение наше возрастает. Невозможно быть одинаково успешными во всех областях. Признав этот факт и попытавшись определить, что именно нам нравится делать (и в чем соответственно мы достигаем больших успехов), мы сможем существенно облегчить себе жизнь. Выполняя это упражнение, дети получают возможность продемонстрировать другим, то, что они умеют хорошо делать. Кроме того, оно помогает сформировать позитивное отношение к умениям других ребят.
Инструкция. Каждый участник выбирает какое-нибудь действие, которое ему хорошо удается. Возможно, он хорошо рисует, поет, катается на скейте и др.
Участники по очереди выходят вперед, представляются и без слов, с помощью пантомимы, показывают, что они умеют. Группа пытается отгадать, что показывает участник.
Обсуждение.
Почему важно знать свои умения?
Является ли хвастовством демонстрация того, что мы умеем?
Есть ли люди, которые одинаково хорошо умеют все?
Есть вещи, которые нам особенно нравится делать, и мы достигаем при этом наибольших успехов. Почему?
Могу ли я порадоваться за других, если им что-то хорошо удается?
Как избавиться от зависти и ревности?