Урок по русскому языку «Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами», 2 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

План урока
по русскому языку по теме
«Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами»
(2 класс)
Составил: Наумова С.Н., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Набережные Челны
2013
ТЕМА: «Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами».
ЦЕЛИ:
1. Рассмотреть функции предлогов – употребление в устной и письменной речи.
2.Учить мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать.
3. Воспитывать культуру учебного труда, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, смену различных видов деятельности.
Демонстрационный материал: таблица с предлогами и междометиями, карточки со словами.
Раздаточный материал: карточки со словами.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Организационный момент.
Сигнал тишины: «ХАЙ ФАЙВ»
Я тетрадочку возьму,в уголочек положу,а теперь ее открою.Ручку я вот так держу.Сяду прямо, не согнусь –за работу я возьмусь.
Минутка чистописания
яяземляника заяц язык
- Какая орфограмма спряталась во всех словах?
Запись числа с комментированием.
Запись сам-но: Классная работа.
- Непроверяемая безударная гласная в корне.
2. Актуализация знаний, постановка цели. На доску вывешивается табличка:
Ай, по, про, ох, на, ух, к, у, эй, от, до, за, ой, из, с.- Внимательно посмотрите и запишите в паре, поочерёдно на одном листе бумаги, на какие две группы можно разделить записанное в таблице.
- Объясните свой выбор. Отвечает участник стол №3, партнёр по плечу А.
- Что это за особенные слова?
- Что они выражают?
- Какие?
- А кто знает, как называется вторая группа слов?
- А что вы о них уже знаете?
- Какова же будет тема урока?
- Какую цель поставим?
«РЕЛЛИ ТЕЙБЛ»
Ученики в паре поочерёдно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги
- К первой группе относятся слова: ай, ох, ух, эй, ой.
- Это междометия.
- Чувства.
- Поощрение, похвалу, восхищение, запрет, благодарность, возмущение, упрёк и т.д.
- Предлоги.
- Предлоги со словами пишутся отдельно.
- Предлог.
- Познакомиться с предлогами и научиться их правильно употреблять в речи.
3.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Создание проблемной ситуации (на доске слова: белочка, ветку, ветки, рыжая, прыгает). - Используя слова на доске, составьте и запишите предложение. Форму слов менять нельзя.
- Почему? Что вызвало у вас затруднение?
- Каких?
- Сможете ли вы без них составить предложение?
Решение проблемы
- Используя слова второй группы, составьте предложение.
- Своё предложение зачитает стол №5, партнёр по лицу Б.
Учащиеся стараются выполнить задание, но испытывают затруднение.
- У нас не может получиться предложение.
- Нам не хватает слов.
- Предлогов.
- Нет.
Дети составляют и записывают в тетради.
- Рыжая белочка прыгает с ветки на ветку.
4. Первичное закрепление материала. Самостоятель -ная работа. - Укажите предлоги, которые употребили.
- Укажите слово, обозначающее признак предмета.
- От этого слова образуйте слово-предмет, слово-действие (на доске по ходу действий появляется запись):
рыжая – рыжик – рыжеть
- Почему слово-предмет рыжик можно написать со строчной или с заглавной букв.
- Используя одно из слов, запишите самостоятельно составленное предложение, обязательно используя какой- либо предлог.
- Проверьте работу в группе. Первым начинает отвечать участник, у которого самые длинные волосы.
- Своё предложение прочитает стол № 3 , участник 2 (спросить несколько ребят).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Устали? Давайте вместе поиграем, а заодно и повторим то, о чем говорили. (Проводится игра “Правда это или шутка?”).
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.
- Встаньте те, кто считает, что это шутка (правда). (Во время физкультурной паузы дети исправляют ошибки.)
- с, на
Дети устно выполняют задание.
- Значение этого слова можно объяснить так: рыжик – это гриб, Рыжик – это кличка животного.
Учащиеся самостоятельно составляют предложения, записывают в тетрадь.
СИНГЛ РАУНД РОБИН
Учащиеся проговаривают свои предложения по кругу один раз.
Ребята вслух читают свои предложения.
ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН Дети встают и садятся в зависимости от выбранного ответа.
5. Развитие учебно-языковых и правописных умений. Работа с учебником
- Откройте учебники на с. 80, найдите упр.108. Прочитайте задание.
- Кто понял задание? Что нужно сделать?
- Выполняем работу самостоятельно, один на обратной стороне доски.
- Изменилось ли что-либо со словом при употреблении предлогов?
- Какие значения помогает выразить предлог? Дети открывают учебник, находят упражнение, читают задание.
Ответы детей.
Дети пишут в тетрадях, один на обратной стороне доски для проверки.
- Да, окончание слова.
- Направление движения, место.
6. Итог урока. Рефлексия. - О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Какая была цель?
- Как пишутся предлоги со словами?
- Можно ли к предлогам поставить вопрос?
- Испытывали ли вы затруднения на уроке? Если да, то в чём?
- Оцените свою работу. - О предлогах.
- Научиться употреблять предлоги в речи.
- Предлоги со словами пишутся отдельно.
- Нет.
Дети оценивают свою деятельность на уроке.
7. Домашнее задание. Дид. мат.: с.41. упр. 92