Конспект урока по русскому. Школа России 3 класс. Тема урока:«Отличие предлогов от приставок. Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с другими словами».


МБОУ «СШ № 12 г. Ельца»
Урок русского языка
по программе «Школа России» в 3 классе.
Тема урока: «Отличие предлогов от приставок. Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с другими словами».
Разработала и провела
учитель первой категории
МБОУ «СШ № 12 г. Ельца»:
Иванцова И.А.
6.12.2016 г.
Цели.
1. Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и письме.
2. Продолжать работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности уч-ся;
3. Воспитывать интерес к предмету русского языка.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Планируемые результаты.
Личностные:
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Метапредметные:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные:
ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания;
осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую
задачу урока.
Коммуникативные: участвовать в работе пары, группы: распределять роли, договариваться друг с другом.
Ход урока
I.Организационный этап. Эмоциональный настрой на урок
-Какое у вас настроение?
-Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Не забудьте подарить свои улыбки нашим гостям.
2.Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности.
Итак, у нас сегодня урок русского языка. Но урок не совсем обычный. Мы сегодня займёмся исследовательской работой. Ну, а что будем исследовать, вы мне скажите позже.
А кто же такой исследователь? (ответы детей). Прочитайте. «Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями». (Словарь Сергея Ивановича Ожегова). Как и во всех лабораториях в нашей будут проводится различные опыты.
Все научные исследования проходят в научных лабораториях – в нашем случае наша лаборатория – это наш класс. Все результаты исследований в лаборатории заносится в исследовательский дневник. В нашем случае – это тетрадь. Все записи должны вестись аккуратно и красивым почерком. А для этого подготовим наши руки к письму. (Пальчиковая зарядка. Проверка посадки.) Чистописание.
Перед вами буквенное полотно. Пожалуйста, найдите букву, которая повторяется в каждой строчке только 1 раз.
Это буква п. Вспомните правильное написание заглавной и строчной буквы к и пропишите, выполняя закономерность: Пп Ппп … (контроль посадки). Дайте характеристику звуку (п).
-Посмотрите внимательно на слайд. Что написано?
до по о над под за при у на от в с (спишите, обратите внимание на соединения букв)
-Так приставки или предлоги?
Кто сможет поспорить с….? (включение уч-ся в активное восприятие речи одноклассников).
- Где приставка? Где предлог? Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!
Итак, мы сегодня на уроке должны:
Вспомним, что такое предлог.
Вспомним, что такое приставка.
Будем учиться различать предлоги и приставки.
Выясним правила правописания предлога и приставки.
Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.
3. Актуализация знаний.
Внимание, у нас эксперимент! А что такое эксперимент (синоним слова опыт).
На ваших лабораторных столах находятся карточки со словосочетаниями (работа в парах).
(До)ехал (до)деревни. В этом словосочетании есть и приставка и предлог.
Проведём наш опыт. Но сначала вспомним, что же мы уже изучали поданной теме. (Беседа по вопросам.)
– А что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)
– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.)
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении, словосочетании.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.) Можем ли мы добавить к этому глаголу предлоги? Попробуйте это выполнить. (Не можем, так как предлог с глаголами не употребляется).
Значит предлог с глаголами не употребляется.
- Что такое словосочетание?   (Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу  и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога  или только по смыслу) .4. Первичное усвоение новых знаний.
(Работа в парах.) У вас на столах находятся карточки со словосочетанием. Проведём наш эксперимент.
1 способ.
(До)ехал (до)деревни. Закройте первое до. Получилось:
Ехал (до)деревни. (Слова связаны по смыслу, значит первое до – приставка).
Закройте второе до. Доехал деревни. (Связь нарушилась, значит вторая до – предлог).
2 способ.
(До)ехал (до)деревни.
(До)ехал– что сделал? - это глагол, до –приставка, вставить другое слово нельзя.
Доехал до большой деревни. Между до и деревни мы можем вставить слово. Значит до - предлог.
Итак запишите: Доехал до деревни. А какой же вам способ понравился больше? Сейчас и проверим удался ли наш эксперимент?
5. Первичная проверка понимания.
Словарно-орфографическая работа. (Продолжается работа в парах.)
На доске словосочетания: (слайд)
(По)бежал (по)дороге;
(про)читал (про)завод;
(под)полз(под)машину;
(на)кричал (на)собаку;
– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) Можно разделить на слова из словаря и не из него. (Назови слова, в которых безударные гласные надо запомнить.)
2) На глаголы и существительные.
3) На слова с приставками и слова с предлогами.
-Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания. Какие еще орфограммы «спрятались» в словах с приставками? (безударный гласный звук в приставке и в корне)
-А как написать такие слова без ошибок, что для этого нужно знать? (если безударн. глас. в приставке, нужно вспомнить как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное с ударным гласным).
-Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
-Подчеркните предлог и выделите приставку. (Обмен тетрадями, знак на полях ) (Взаимопроверка по слайду).
Эксперимент закончен. Работа прошла успешно. Лаборанты устали. Пора отдохнуть.
Физкультминутка. -Представьте себе, что у вас в руках разноцветные шарики. Вы надуваете воздушный шарик: медленный вдох через нос, надуваем щеки, выдох. (несколько раз). Следите, что бы шарик не «лопнул». Теперь представьте и изобразите, что вы как – будто завязываете шарик. Завязывайте крепко. А теперь давайте поиграем с ними. Бросайте их друг другу. Пора отпустить наши шарики высоко в небо. Пусть они и другим принесут наше хорошее настроение.
6. Первичное закрепление.
Работа по учебнику с.132
-Откройте учебники на с.132.
Упр. 259. Разноуровневые задания. Спишите без скобок. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.
3 уровень. 1-2 предложение. (1 предложение дать характеристику, разобрать).
2 уровень. 3-4 предложение. Разобрать по составу слово: муравьишка, доченька, маленький.
1 уровень. 5 предложение.
Одновременно у доски работают ребята по двум уровням. (Индивидуальная работа). Проверка заданий, выводы.
Итак, подведём итог нашего исследования. (Составление кластера. Работа в группах, у доски работает пара обучающихся).На доске находятся опорные слова:
Часть слова
Самостоятельная часть речи
Раздельно
Слитно
Для связи слов в предложении
Для образования новых слов
С глаголом не употребляется
Между предлогом и словом можно вставить слово
Указать опорные слова, которые относятся к приставке и предлогу.

Предлог
Самостоятельная часть речи
Раздельно
Для связи слов в предложении
С глаголом не употребляется
Между предлогом и словом можно вставить слово
Проверка заданий и выводы. Приставка
Часть слова
Слитно
Для образования новых слов
Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Эти опорные слова помогут вам не допускать ошибок при написании предлогов и приставок.
Итак, наше исследование закончено. Лаборатория прекращает свою работу по исследованию приставки и предлога. Лучшие лаборанты сегодняшнего дня это:
Информация о домашнем задании.
Домашнее задание: с. 133 упражнение № 261. ( 3-е задание по желанию).
7. Рефлексия. Подведение итогов.
Продолжи фразу.
Сегодня я на уроке:
Я запомнил (а)…
Я теперь знаю, как…
Полученные знания я смогу применить …
Самоанализ урока по русскому языку учителя Иванцовой И.А.
Класс: 3 б
Тема урока: «Отличие предлогов от приставок. Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с другими словами».
Раздел: «Правописание частей речи».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний. Я считаю, что структура соответствует типу урока. Она включает в себя:
1. Организационный этап – эмоциональный настрой на урок.
2. Постановка цели и задач урока: мотивация учебной деятельности.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное усвоение знаний (работа в парах).
5. Первичная проверка понимания.
6. Первичное закрепление.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия).
В 3 б классе – 28 обучающихся, на уроке присутствовало ___. По всем критериям оценивания познавательных способностей класса он находится на среднем уровне. (В классе – 2 отличника, неуспевающих нет).
В процессе урока формировались следующие УУД.
Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью; корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные: ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания; осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока.
Коммуникативные: участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом.
На уроке были поставлены следующие цели:
1. Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и письме.
2. Продолжать работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности уч-ся;
3. Воспитывать интерес к предмету русского языка.
Для реализации этих целей и мотивации обучающихся я выбрала форму урока-исследование.
Были использованы следующие виды работ:
Фронтальная (словесная, наглядная, обмен информацией между учителем и обучающимися).
Индивидуальная работа (работа с учебником, ответ у доски).
Групповая и парная работа.
Дифференцированная работа.
Методы работы:
организация повторения;
организация обобщения;
организация систематизации;
частично-поисковый (открытие нового знания – эксперимент).
В организации урока старалась использовать новые технологии: информационно-коммуникативные (презентация использовалась на уроке минимально, в необходимых рамках урока);
здоровьесберегающие (выполнение пальчиковой зарядки и физкультминутки); личностно-ориентированные (создание комфортных условий для сотрудничества учителя и ученика);
зона ближайшего развития (от того, что умеет делать самостоятельно к тому, что он умеет делать в сотрудничестве).
Я считаю, что каждый этап работы на уроке был продуман, имел логическое продолжение. Все этапы носили элементы исследований (Даже чистописание имело элемент исследования, выбери необходимую букву по определённому заданию, найди закономерность и т .д.) Словарно-орфографическая работа была тесно связана с темой урока. И, хотя, на словарную работу не выделалась отдельное время, она была проведена. Все задания были направлены на достижение главной цели урока: научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и письме.
Считаю, что главный этап урока – это первичное усвоение новых знаний. Этот этап был организован в виде эксперимента. Ребята, работая в парах, нашли и доказали 2 способа проверки нахождения предлогов и приставки. Одновременно они могли зрительно контролировать все выполняемые ими действия и на интерактивной доске. Сделали вывод и смогли для себя выбрать более лёгкий способ.
Контроль усвоения знаний был организован:
на этапе актуализации знаний: фронтальный опрос, по изученным орфограммам;
на этапе первичной проверки понимания: самопроверка, взаимопроверка;
на этапе первичного закрепления: взаимопроверка, индивидуальная работа у доски; групповая работа – самопроверка.
На каждом этапе урока регулировала и корректировала знания обучающихся, следила за речью, за активностью каждого ребёнка на уроке.
Урок прошёл на хорошем эмоциональном фоне, дети работали активно. Усвоение новых знаний они показали при выполнении дифференцированных заданий и при составлении кластера по теме «приставка» и «предлог». Они провели систематизацию знаний, полученных на предыдущих уроках и при изучении новой темы.
Я считаю, мне удалось реализовать все поставленные задачи урока.