Статья Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся


Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще. И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна.
В ФГОС второго поколения духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в нашей школе интегрировано в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где урочной и внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Расширение образовательного пространства для реализации образовательной потребности обучающихся происходит через систему внеклассной работы по предметам: предметные декады, олимпиады, тематические праздники, интеллектуальные марафоны, а так же конференции, Ломоносовские чтения, которые стали традицией школы. Приобщение детей к исследовательской деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одарённых детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Такие исследовательские работы учащихся начальных классов презентуются как в школе, так и в конкурсах различного уровня.
Решая образовательные задачи, школа обеспечивает различные виды деятельности в большом спектре внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований ФГОС. Выбор внеурочных форм обоснован запросами родителей и задачами работы образовательного учреждения. Одним из направлений является духовно-нравственное. Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Такой идеал обоснован — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации (ФГОС).
Цель: Создание условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания лежат следующие принципы:
Принцип ориентации на идеал.
Принцип следования нравственному примеру.
Принцип идентификации (персонификации).
Принцип диалогического общения.
Принцип полисубъектности воспитания.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Основные направления :Воспитание гражданственности, патриотизма;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания ; Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Школа активно сотрудничает с большинством учреждений и организаций посёлка: школа искусств (музыкальное и художественное отделение), детская юношеская спортивная школа, дом культуры, студия «Палитра», пожарная часть, налоговая инспекция, центральная районная больница, ж/д станция, ГИБДД, полиция.Большое внимание уделяется работе с семьёй: изучение семей будущих первоклассников, посещение опекунских и неблагополучных семей, оказание помощи: «Акция милосердия», санаторно-курортное лечение и оздоровительные лагеря Забайкальского края, пришкольный лагерь «Солнышко».
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования. Родители (законные представители) так же, как и педагог, подают ребёнку пример нравственности.Собрания, родительские лектории – одна из форм работы с родителями. Тематика различна.
Обозначим новые требования ФГОС к ДНВ, которые проявляются :в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;
в целостности направления ДНВ (охватывает все направления воспитательного процесса);
в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
в просветительской работе среди родителей;
в интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
ДНВ – сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и   внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства);
ДНВ   предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;
в интеграции усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта,  тр. религиозных  организаций,  общественных  объединений;
при планировании любого воспитательного мероприятия необходимо сначала отбирать формы работы, а потом наполнять их содержанием;
духовность и нравственность развивают и воспитывают не сами проведённые мероприятия, а испытанные эмоциональные переживания ребёнка, душевные порывы.
Важную роль  в системе воспитательной работы ОУ играют школьные традиции, которые необходимо обновить и взять с собой в «новую школу», т.к.  каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции: День знаний; праздники: «Посвящение в первоклассники и 5кл», «Папа, мама, я – спортивная семья»,  «Алло, мы ищем таланты!», «Лучше всех на свете – мамочка моя!»; спортивные соревнования, смотр песни и строя, походы, акции милосердия, урок мужества и др.Формирование базовых ценностей школьников происходит и через реализацию следующих социальных проектов:
  проект взаимодействия с пожилыми людьми дома-интерната;
проведение экологических проектов и мероприятий по очистке территории школы и посёлка;
 «Встречи с интересными людьми» — проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий  как средство воспитания учащихся на личных примерах;
«Школьный дворик» — проект предполагает реализацию программы по благоустройству школьного двора: озеленение, уборка, оформление клумб;
программы посещения музеев, концертных программ школы искусств, выставок художественной школы и т.д.
Таким образом, основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые ценности (патриотизм, гражданственность, человечность, семья, искусство, природа и т.д.). Они должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Для реализации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьёй, общественных объединений, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации.
Новая российская школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать
тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся
и  беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».(В.А. Сухомлинский)