Технологическая карта урока географии географическое положение Курской области. Административно-территориальное деление








Технологическая карта урока географии 9 класс
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ.





Учитель географии
МБОУ «Павловская СОШ»
Бацаев Леонид Евгеньевич




Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: традиционный урок
Образовательная цель урока: способствовать формированию представления о физико-географическом положении Курской области и ее административно-территориальном делении, познакомить учащихся с историей открытия и исследования территории
Деятельностная цель урока: формирование способности учащихся к работе с различными источниками географической информации
Планируемые результаты деятельности учащихся: выбирать источники географической информации;
ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
Предметные:сформировать знания о географическом положении Курской области, административно-территориальном делении
Метапредметные (УУД): научить учащихся сравнивать географические объекты, устанавливать причинно-следственные связи, составлять таблицы, схемы, формировать умение работать в парах и группах, ставить цели, оценивать свою работу и работу одноклассников;

Личностные: использовать географические знания в повседневной жизни

Межпредметные связи: история
Обеспечение урока: атласы, раздаточный материал (приложение №1 – 6), Попкова Л.И., Попков В.А., Гаврилов О.В. учебное пособие «Учебные материалы по географии Курской области» СПОРТАКАДЕМПРЕСС, презентация «Достопримечательности Курской области», проектор, ноутбук




Дидактичская структура
(этапы урока), время
Смысловой блок
(содержание)

Методы и формы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемый результат

Организационный момент
1- 2 мин
- Здравствуйте, ребята!
-Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра:
я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рад, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Диалог:
учитель - класс
Приветствие. Привлечение внимания учащихся к предстоящей работе Пожелание плодотворной работы на уроке, создание благоприятной рабочей атмосферы в классе.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.



Сформирована мотивация к получению новых знаний на уроке

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока
5 – 7 мин.
Учитель держит в руках книгу «Слово о полку Игореве» и спрашивает детей:
-Ребята, какой у нас урок?
-А почему у меня в руках художественная книга?
-Это книга, в которой упоминается о Курске в 1095 году. Курск - древнейший город Киевской Руси, защитник её земель от набегов кочевников.
- Сообщение учащегося
«История Курского края»


- А еще Курск является областным центром Курского края.
- С чем у вас ассоциируется Курская область? (антоновка, курский соловей, Центрально-Черноземный заповедник, Коренная Пустынь, Курская битва и т.д.)
- Что вы знаете об этих достопримечательностях Курского края?
- Скажите, мы с вами сможем побыть исследователями нашей области и узнать о ней то, что еще не знаем?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Исходя из темы, поставьте цель урока.
- Чтобы достичь цели урока, какие задачи мы перед собой поставим?
Беседа, сообщения учащихся, работа в тетрадях, составление кластера
Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.














Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.









Предлагает самостоятельно сформулировать тему и цель урока, затем называет тему и правильную формулировку цели









Формулируют ответы, слушают других, дополняют ответы одноклассников.







Знакомятся с историй г. Курска, записывают основные даты в тетради



Составляют кластер «Достопримечательности Курского края»










Самостоятельно формулируют тему урока.
Записывают тему урока
в тетради.
Пытаются самостоятельно сформулировать цель урока.



Умение выслушивать одноклассников и объективно их оценивать;
умение ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя;
умение составлять схемы

Актуализация знаний.
5-7 минут





























- Чтобы начать изучать неизвестное давайте продолжим вспоминать то, что знаете о Курской области.
- вы умеете работать с контурными картами и атласам.
- По карте определите, с какими областями граничит Курская область. Сделайте обозначения на контурной карте. Данные запишите в рабочие тетради.

- определите и запишите географические координаты города Курск



- Делится ли Курская область на более мелкие административно-территориальные единицы?
- как они называются? (районы)
- Вы знаете, сколько районов входит в состав Курской области?




Беседа, индивидуальная и групповая работа учащихся с картами атласа

















Задаёт вопросы, корректирует ответы.


Предлагает работу с картами атласа






Предлагает выполнить работу по определению географических координат г. Курска.


Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний.
Задаёт вопросы, корректирует ответы, подводит к формулированию учащимися темы и цели урока.






Работа в парах Работают с атласами и контурными картами, данные записывают в тетради



вспоминают алгоритм определения географических координат.


Формулируют ответы, слушают других, дополняют ответы одноклассников.







Умение описывать по карте положения и взаимоположения географических объектов; умение групповой работы


























Первичное усвоение новых знаний.
14 мин.
Географическое положение
- сообщение учителя о крайних точках Курской области
- Задание учащимся: найдите эти точки на карте, покажите их
- по картам атласов определите географическое положение Курской области. Какое влияние оно оказывает на природу и хозяйственную деятельность?
Рассказ учителя с элементами беседы об экономико-географическом положение
- нанесите на контур «Географическое положение Курской области» города: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Новороссийск, Астрахань, Мурманск, Калининград, Воронеж, Киев, Сумы, Севастополь (приложение №1)

Административно-территориальное деление – рассказ учителя с элементами беседы
- перечислите районы Курской области?
- назовите самые большие по площади районы (приложение №2), самые маленькие?
- назовите районы с самой высокой численностью населения (приложение №2), с самой низкой численностью населения.
- назовите площадь и численность населения Обоянского района (приложение №2)
- сравните территорию и численность населения Курской области с некоторыми областями России и зарубежными государствами (приложение №3)

Рассказ, беседа, работа с таблицами, картами, самостоятельная работа
- предлагает учащимся вместе определять крайние точки нашего региона









- формулирует задание









Задаёт вопросы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.

Работа с картами атласа












Работают с контурными картами








изучают карты, , формулируют высказывания, слушают высказывания одноклассников.

Умение выслушивать одноклассников и объективно их оценивать;
умение ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя;
умение составлять схемы
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач

Первичная проверка понимания
5-7 мин.
- используя различные источники информации, подпишите на контуре «Географическое положение Курской области» Восточно-Европейскую равнину, Баренцево, Белое, Балтийское, Черное и Каспийское моря, Уральские горы (приложение №1). Сделайте вывод о физико-географическом положении нашей области
- Заполните таблицу «Расстояние от Курска до отдельных городов России» (приложение №1)
-. Сделайте вывод об экономико- и политико-географическом положении Курской области.
- нанесите на контур «Административно-территориальное деление Курской области» (приложение №4) Обоянский район, отметьте свой населенный пункт и населенные пункты Курской области в которых вы бывали.
Самостоятельная работа учащихся, работа с различными источниками географической информации
Формулирует задания, развивает пространственное мышление, умение показывать объекты на карте у доски.






Самостоятельная работа по заданиям, проверка выполнения у доски







Самостоятельно заполняют таблицу, взаимопроверка
выполняют работу.

Формирование умений работать с географическими источниками информации

Первичное закрепление
5 мин.



Используя знания о Курской области полученные на уроке подготовьте сообщение о географическом положении Курской области и о административно-территориальном делении Курской области (класс делится на 2 группы)

Работа в группах









Задаёт задания на закрепление изученного материала. Делит класс на две группы и предлагает задание.
Выполняют работу в группах. Оценивают работу, выполненную группой


Формирование умений работать в группах







Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению
2 мин.
Стр. 1 – 5 из Учебных материалов по географии Курской области.
Заполнить таблицу «Основные сведения о моем административном районе и населенном пункте» (приложение № 4),
Зарисовать герб Обоянского района, что обозначают изображения на гербе
Составить кроссворд по пройденной теме
Объяснение учителя
Каждому раздаёт листочек, с заранее написанным на нём домашним заданием (задание объёмное, не поместится в дневник) и проводит инструктаж по его выполнению
Записывают домашнее задание в дневник
Формирование умений слушать

Рефлексия.
1 мин.
Сегодня я узнал.
Было интересно
Я научился
Я понял, что
Меня удивило
Диалог:
Учащиеся -учитель
Побуждает оценить свою работу на уроке. Учит давать объективную оценку, аргументировать свою точку зрения.

Выбирают начало фразы и формулируют ответ. Делают вывод о достижении цели и задач на уроке.

Формирование умений выделять главное, делать выводы








15