Урок биологии. Одноклеточные и многоклеточные организмы


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя – Павлова Наталья Анатольевна
О.У. – МОАУ СОШ №1
Предмет – Биология
Класс – 5
Тема урока – «Колониальные и многоклеточные организмы»
Цель: узнать об общих чертах строения многоклеточных организмов, об отличиях колониальных организмов от многоклеточных растений, грибов и животных.
Задачи:
Образовательные: 
познакомить обучающихся прогрессивными чертами колониальных и многоклеточных животных и растений, с представителями этих групп организмов;
выявить общие черты в строении многоклеточных растений, грибов и животных, а также отличия между ними.
Развивающие: 
развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные: 
формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – формирование целостных представлений об колониальных и многоклеточных о организмах; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности многоклеточных растений, грибов и животных; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: колония, многоклеточность, низшие и высшие растения, мицелий, кишечных мешочек ; анализировать полученную информацию об многоклеточных организмах;
метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний, умения работать согласно инструкции; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;
личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
УУД:
Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Основные понятия: колониальные организмы, многоклеточные организмы, высшие и низшие растения, мицелий, губки, кишечнополостные, шляпочные грибы.Тип урока: комбинированный урок.
План изучения нового материала:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Изучение нового материала.
Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов урока).
Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, инструкция по выполнению лабораторной работы.
Домашнее задание: §20 – читать, письменно ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 53), подготовить сообщения-презентации на тему «Многоклеточные и колониальные о организмы»
Этап урока и цель Содержание (деятельность учителя) Деятельность учащихся Формирование УУД
Организационный момент
Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.
Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!
Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.Поднимают руки, кто готов к уроку. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Познавательные: слушают учителя.
Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
Актуализация знаний
Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы А. Индивидуальная работа.
Работа с карточками.
Выполнение тестов.
1. Выберите из предложенного перечня одноклеточный организм, не имеющий постоянной формы тела: а) инфузория –туфелька, б) амеба обыкновенная, в) хлорелла, г) хламидомонада
2.Органоид одноклеточных, выполняющий функцию хранения наследственной информации: а) оболочка, б) цитоплазма, в) ядро, г) сократительная вакуоль3.Способ передвижения инфузории-туфельки: а) псевдоподии, б) реснички, в) жгутики, г) ложноножки
4. Органоид клетки с помощью которого одноклеточные растения преобразуют свет в органические вещества: а) стигма, б) сократительная вакуоль, в) ядро, г) хроматофор
5. Выберите из предложенного перечня одноклеточный организм, не являющийся возбудителем заболеваний: а) дизентерийная амеба, б) лямблия. в) малярийный плазмодий, г) инфузории-туфелькаВставьте пропущенные слова в тексте.
Текст
Чтобы число хромосом в дочерних клетках было таким же, как и в материнской клетке, перед началом деления они _______. После удвоения каждая хромосома состоит из _______ частей. Оболочка ядра ________. Хромосомы располагаются _______ клетки. На противоположных концах клетки образуются тонкие нити, которые ________ к частям хромосом. В результате части хромосом _______ к разным концам клеток. Вокруг них образуется ________. В средней части клетки образуется _______, которая равномерно делит _______ между материнской и дочерней клетками. Каждая из образовавшихся клеток содержит ________ число хромосом.
Слова для справки: двух, ядерная оболочка, удваиваются, цитоплазму, одинаковое, по экватору, распадается, прикрепляются, перегородка, расходятся. Организация взаимопроверки. Выполняют индивидуальные задания по карточкам.
Самостоятельно выполняют тестовые задания.
Самостоятельно работают с текстом.
Осуществляют взаимооценивание. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока Учитель:
Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним, какие организмы существуют на нашей планете.
С этой целью составим схему:
Доска:
Организмы
161480527305007099302730500
251968015113000228155515113000243205151130007670801511300188150515113000 Одноклеточные Многоклеточные
Бактерии Простейшие Растения Грибы
Животные
Учитель:
Мы на прошлом уроке уже изучили одноклеточные организмы. Как вы считаете, с какие организмы мы будем изучать сегодня на уроке?
Сформулируем тему урока: Многоклеточные организмы.
Ка вы думаете, а есть ли промежуточные организмы?
Сформулируем цели и задачи урока: узнать о растениях, грибах и животных, тело которых множества клеток; узнать, где обитают многоклеточные организмы. Внимательно слушают.
С помощью учителя составляют схему.
Отвечают: Многоклеточные организмы.
Отвечают: Может есть, а может и нет.
Сообщение учащегося: «Колониальные формы жизни»
Еще раз формулируют тему «Многоклеточные и колониальные организмы», а также цели и задачи урока. Регулятивные: целеполагание.
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку.
Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)
Организация работы с приложением.
Одновременный рассказ учителя, демонстрация анимаций и видео по данной теме.
РАСТЕНИЯ
Учитель:
Что представляют собой многоклеточные растения?
Что такое водоросли?
Водоросли — низшие растения, одноклеточные, колониальные или многоклеточные. Тело не имеет органов и тканей, характерных для высших растений. У многоклеточных водорослей тело образовано талломом, который прикрепляется к субстрату выростами — ризоидами.
Демонстрация: Рисунок «Примеры многоклеточных зелёных , бурых, красных водорослей», интерактивная схема «Многообразие водорослей».
Учитель:
Познакомимся с представителями многоклеточных водорослей (спирогира, ламинария, хара, фукус)
Учитель:
Чем характеризуется спирогира? Найдите информацию об этой водоросли в учебнике. (Стр. 52)
Демонстрация: Рисунок 1 «Внутреннее строение спирогиры» (приложение), рисунок 2.22 (а) на стр. 52 учебника.
Используя словарь, дайте определение понятию многоклеточные организмы.
Многокле́точный органи́зм — организм, тело которых состоит из многих клеток, большая часть которых дифференцирована, то есть различна по строению и выполняемым функциям.
Это интересно: Использование ламинарии человеком.
Учитель:
Что представляет собой ламинария? Прочитаем об этом в учебнике. (Стр. 52)
Демонстрация: Рисунок 2.22(б) на стр. 52 учебника.
ГРИБЫ
Учитель:
Какие же грибы называют многоклеточными? Сейчас мы с вами это узнаем. (Учебник, стр. 53)
Используя словарь, дайте определение понятиям мицелий, плодовое тело.
Чем питаются грибы.
Учитель:
Прочитайте чем питаются грибы? (Учебник, стр. 53)
Демонстрация: Рисунок 2.25. (приложение).
ЖИВОТНЫЕ
Учитель:
На земле большинство животных, тело которых состоят из множества клеток.
Организация самостоятельного изучения данного пункта. (Приложение)
ЗАДАНИЕ. Изучите строение многоклеточных животных. Для этого выполните следующие задания:
Изучите рисунок 2.25. учебника
Найдите слои тела гидры: внешний и внутренний.
Чем они отличаются друг от друга?
Заполните таблицу
Название животного Местообитание Питание Строение
На странице 52 учебника находят информацию об многоклеточных растениях и читают вслух.
Используя «Словарь», дают определение термину « Многоклеточные водоросли». (Приложение)
Рассматривают рисунки. (Приложение)
Рассматривают схему.
На странице 52 учебника находят информацию о водоросли спирогира и читают вслух.
Рассматривают рисунки. (Приложение) (Учебник)
Используя «Словарь», дают определение термину «Многоклеточные организмы». Внимательно слушают.
Сообщение учащегося «Как человек использует ламинарию»
На странице 52 учебника находят информацию о водоросли ламинария и читают вслух.
Рассматривают рисунок. (Учебник)
На странице 53 учебника находят информацию о многоклеточных грибах и читают вслух.
Используя «Словарь», дают определение терминам мицелий и плодовое тело гриба (Приложение)
Записывают определение «мицелий».
На странице 53 учебника находят рисунок 2.25.
Используя «Словарь», дают определение терминам эктодерма и энтодерма. (Приложение)
Рассматривают рисунки.
Самостоятельно работают с приложением и учебником.
Заполняют таблицу Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение.
Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия.
Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний
Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания. А. Индивидуальная работа.
Поселяясь на пнях, опята используют их для:
1)получения энергии из неорганических веществ
2) защиты от болезнетворных бактерий
3) получения готовых органических веществ
4) привлечения насекомых-опылителей
2. Выберите верное утверждение.
 1) у одноклеточного растения нет способности к половому размножению
2) одноклеточные растения неспособны к активному движению
3) у многоклеточного растения не бывает дифференциации на органы и ткани
4) у многоклеточного растения объём тела потенциально не ограничен
Б. Устный опрос.
1.В чём принципиальная разница между многоклеточностью и колониальностью?
2.Среди многоклеточных организмов есть подвижные формы? А не подвижные?
3.Продающиеся в магазинах консервы морская капуста – это спрессованные одноклеточные животные ?4.Могут ли отдельные клетки многоклеточного организма жить самостоятельно? Почему?
5.Человек относится к многоклеточным организмам? Почему?
В. Организация взаимопомощи между учащимися. Выполняют индивидуальное задание.
Устно отвечают на вопросы.
Ответы учащихся: У колониальных организмов отсутствуют настоящие дифференцированные клетки, а следовательно, и разделение тела на ткани.
Осуществляют взаимооценивание и взаимную помощь в выполнении заданий учащихся, которые имеют затруднения. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция.
Логические: анализ и синтез информации.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания §20 – читать, стр.52-53.
Устно ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 53).
Подготовить сообщения-презентации на тему «Многоклеточные и колониальные организмы»
Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.
Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.
Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).Рефлексия (подведение итогов урока)
Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности.
Наш урок подходит к логическому завершению.
Давайте вспомним:
Какое новое знание мы открыли?
Как мы это сделали?
А что осталось сделать?
Поэтому теперь возьмите ручку, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
Какова была цель урока?
Удалось получить результат (решение, ответ)?
Правильно или с ошибкой?
Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Какую оценку ты бы себе поставил?
Учитель:
Кто ответил, что у него в самостоятельной работе были ошибки? Почему? Над чем тебе еще надо поработать? Где ты будешь это делать? Что будешь делать?
Кто справился полностью?
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились. Заполнение листов самооценки.
Обсуждают с учителем результаты самооценивания.Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.
Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.
Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).Личностные: осмысление своих действий; самооценка.
Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Приложение
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ
А. Проверка домашнего задания
Выберите правильный ответ.
Во время деления клетки передача наследственной информации происходит с помощью: а) клеточной оболочки; б) вакуолей; в) цитоплазмы; г) хромосом.
Внутри клетки хромосомы располагаются: а) в вакуолях; б) в ядре; в) в хлоропластах; г) на мембране.
Деление клеток многоклеточных организмов приводит к их: а) размножению; б) распространению; в) росту и развитию; г) передвижению.
Каждое клеточное деление начинается с: а) удвоения хромосом; б) расположения хромосом по экватору клетки; в) расхождения хромосом к концам клетки; г) образования клеточной стенки.
Выберите верное утверждение: а) все клетки делятся постоянно; б) некоторые клетки делятся через какой-то промежуток времени; в) большинство клеток делится только один раз; г) есть клетки, которые однажды возникнув, больше не делятся.
Вставьте в текст пропущенные слова.
Чтобы число хромосом в дочерних клетках было таким же, как и в материнской клетке, перед началом деления они __________. После удвоения каждая хромосома состоит из _______ частей. Оболочка ядра _____________. Хромосомы располагаются ______________ клетки. На противоположных концах клетки образуются тонкие нити, которые ___________ к частям хромосом. В результате части хромосом ____________ к разным концам клеток. Вокруг них образуется _________________. В средней части клетки образуется __________, которая равномерно делит _____________ между материнской и дочерней клетками. Каждая из образовавшихся клеток содержит ___________ число хромосом.
Слова для справки: двух, ядерная оболочка, удваиваются, цитоплазму, одинаковое, по экватору, распадается, прикрепляются, перегородка, расходятся. Б. Работа на уроке
Словарь
Водоросли — низшие растения, одноклеточные, колониальные или многоклеточные. Тело не имеет органов и тканей, характерных для высших растений. У многоклеточных водорослей тело образовано талломом, который прикрепляется к субстрату выростами — ризоидами.
Многокле́точный органи́зм — организм, тело которых состоит из многих клеток, большая часть которых дифференцирована, то есть различна по строению и выполняемым функциям.
Мицелий (грибница) — вегетативное тело грибов состоящее из тонких разветвлённых нитей называемых гифами. Развивается в субстрате и на его поверхности. Длина мицелия грибов в естественных условиях, в частности, в лесной подстилке, может достигать 35 км на 1 грамм.
Плодо́вое те́ло - репродуктивная часть организма гриба, образующаяся из переплетённых гиф мицелия. Функцией плодового тела является образование спор. В обиходе плодовое тело обычно называется просто «гриб».
7062470-50800000
Рисунок 1. Внешнее и внутреннее строение спирогиры
572643011620500
422275190500
Рисунок 2 Строение многоклеточной водоросли Хара. Рисунок 3 Многоклеточная водоросль Фукус.
6115051143000
52978051143000

Рисунок 4. Многоклеточные животные-гидра-933454000500
70853304953000
Рисунок 5. Многоклеточное животные- медуза. Рисунок 6. Многоклеточные животные-губки
554482015430500
590559715500
41402016827500
В. Закрепление изученного материала
1.Поселяясь на пнях, опята используют их для:
1)получения энергии из неорганических веществ
2) защиты от болезнетворных бактерий
3) получения готовых органических веществ
4) привлечения насекомых-опылителей
2.Выберите верное утверждение.
1) у одноклеточного растения нет способно к половому размножению
2) одноклеточные растения неспособны к активному движению
3) у многоклеточного растения не бывает дифференциации на органы и ткани
4) у многоклеточного растения объём тела потенциально не ограничен
Устный опрос.
1.В чём принципиальная разница между многоклеточностью и колониальностью?
2.Среди многоклеточных организмов есть подвижные формы? А не подвижные?
3.Продающиеся в магазинах консервы морская капуста – это спрессованные одноклеточные животные?
4.Могут ли отдельные клетки многоклеточного организма жить самостоятельно? Почему?
5.Человек относится к многоклеточным организмам? Почему?