Разработка исследовательского урока Этническая структура бурятского этноса

Этническая структура бурятского народа
Доржиева Д. А., учитель истории и обществознания ГБОУ «РБНЛ-И № 1»
Тип занятия: урок-моделирование

Форма урока: научная лаборатория
Цели урока:
Обучающая:
Сформировать представление об этнической структуре бурятского народа, выявить факторы, обусловившие сложение и развитие субэтносов в составе бурятского этноса, учащиеся должны усвоить дефиниции основных понятий темы (этнос, нация, субэтнос, таксономия) формирование целостного представления о исключительной роли вхождения Бурятии в состав России как этнообразовательного фактора.
Развивающая цель:
Продолжать развивать навыки и умения аргументации, изложения собственной позиции, личностных оценочных суждений, развитие монологической речи, умения интерпретации, анализа исторических источников, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей.
Воспитательная цель:
Воспитание нравственной позиции, воспитание социально-активной личности, базовых национальных ценностей, гражданственности.
Оборудование:
Раздаточный материал (отрывки из научных публикаций);
Интерактивная игра «Самый умный»
Компьютер, презентация
Данные анкетирования
Методы: поисково-исследовательский, решение проблемной задачи, групповая работа с источниками, анализ, обобщение, сравнение, работа с гипертекстом
Технология: развивающее обучение, критического мышления, групповая работа, использование компьютерной презентации.

План урока:
Основные положения теории этноса и субэтноса
Этническая структура бурятского народа: формирование и развитие
Ход урока
Постановка целей, задач урока.
Актуализация знаний в форме игры «Самый умный»
Работа с понятийным аппаратом темы (объяснение учителя)
Работа с гипертекстом, анализ и обсуждение
Работа в группах, представление итогов, фиксация в графическом виде
Творческие задания групп (1-составить кластер, 2 – составить логическую цепочку, 3 – составить синквейн)
Создание модели «Этническая структура бурятского народа»
Подведение итогов, домашнее задание
1 этап. Постановка целей, задач урока.
Вступительное слово учителя:
В этом году наша республика отмечает знаменательную дату – 350-летие добровольного вхождения Бурятии в состав России. Невозможно переоценить значение этого переломного и несомненно прогрессивного события для развития Байкальского региона и государства в целом. Давайте вспомним, каковы последствия вхождения Бурятии в состав России?
Актуализация знаний: Для того, чтобы повторить материал, связанный с темой урока, давайте поиграем в игру «Самый умный» (объяснение правил игры) (приложение 1)
Необходимо отметить, что вхождение Бурятии в состав Российского государства изменило весь ход развития бурятского народа, явилось мощным этноконсолидационным фактором. К приходу русских буряты представляли собой разрозненные монголоязычные племена, входившие в монгольский суперэтнос, (так называемые протобурятские этносы). Таким образом процесс формирования бурятского этноса и его структуры начался только в 17 веке.
Для доклада на школьную НПК Света Цыренова провела анкетирование по проблемам этнокультурного развития бурят, и поскольку результаты опроса представляют актуальность для нашего урока, давайте послушаем ее
Мотивация на новую тему. Постановка проблемы:
Современное состояние бурятского этноса показывает неоднородность, разобщенность и размытость внутренней структуры, что негативно сказывается на способности этноса развивать и ретранслировать свою самобытную культуру и язык. В связи с этим представляется актуальным исследовать этническую структуру бурятского народа, выявить факторы, обусловившие формирование и развитие внутриэтнических подразделений в составе бурят
Объявление темы
Ознакомление с планом изучения нового материала.
2 этап
Работа с понятиями.
В исторической литературе этнические общности, в том числе и бурятыы обозначаются разными понятиями: народность, нация, этнос, а внутриэтнические подразделения обозначаются как родоплеменные, этнические, этнотерриальные группы. В результате смысловое разнообразие используемых терминов несомненно усложняет понимание этнической реальности. В связи с этим существует необходимость рассмотрения дефиниций основных понятий темы.
Этнос , (с древнегр. «стая, группа, племя, народ) -
Нация – 1. Этно-нация, 2. Согражданство
Субэтнос –
Таксономия – (слайд 4 презентации)
3 этап Первичное применение знаний: работа с гипертекстом (слайд 5 презентации)
4 этап (групповая работа) –анализ научных текстов, представление результатов работы графически (составление кластера, логической цепочки, синквейна)
5 этап – контроль знаний (создание модели)
6 этап - Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.
.
 Домашнее задание: Составить свою таксономическую цепочку этнической самоидентификации, выучить понятия



















Приложение 1 (гипертекст)
Фрагмент статьи Л.Р. Павлинской «Коренные народы Байкальского региона и русские. Начало этнокультурного взаимодействия»

Географическое положение Байкальского региона как самой восточной части этой крайне необходимой России лесостепной территории , и в то же время находящегося в середине новых сибирских земель государства, делало этот регион в стратегическом отношении особенно важным. Уже в момент включения Байкальского региона в состав России в 17 веке он становится форпостом ее восточной политики. Не случайно именно здесь заключается первый русско-китайский договор и определяется первый участок государственной границы России на востоке. Байкальский регион становится «окном» Российского государства в Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию
К моменту появления в регионе русских его территорию населяли монголоязычные, тунгусоязычные и тюркоязычные народы. Монголоязычные этносы разделялись на две группы. Первую составляли булагаты, эхэриты, хонгодоры и хоринцы (так называемые протобурятские этносы), которых русские в 17 веке называли «братами» или «брацкими людьми»
Вторую группу составляли собственно монгольские этносы, населяющие степные пространства Забайкалья.. (это прежде всего табангуты, сартолы, уляты)
Этническая история народов Байкальского региона в составе Российского государства разделяется на два этапа.
Первый характеризуется «резким возмущением» этнического пространства, вызванного появлением экзогенного русского фактора, смешением коренных народов региона и разрушением их системной целостности, а затем возникновением новых, центростремительных процессов, давших толчок к образованию современных народов.
Второй период отличается стабилизацией этнополитической ситуации, развитием государственной системы управления, усилением центростремительных этнических процессов и внутреннего этнического структурирования новых байкальских этносовСложение внутренней структуры новой этнической общности бурят на первом этапе идет по линии консолидации коренного монголоязычного населения именно вокруг острогов: на основе нового территориального объединения возникают такие субэтносы как верхоленские, балаганские, нижнеудинские, тункинские, селенгинские буряты и т.д. , образующие «скелет» нового бурятского народаЕдинственным народом, который сохранял свою этническую целостность почти до начала 19 в. были хоринцы, которые получили возможность достаточно спокойного и сравнительно изолированного развития на протяжении всего 18 века. Только в начале 19 века хоринцы постепенно включаются в качестве субэноса в процесс структурирования бурятского этноса.
Воздействие мощного пассионарного русского импульса на этнокультурном и генетическом уровнях, а также присущая русскому народу толерантность сознания и основанная на ней государственная политика, направленная не только на расширении своей территории, но и на увеличении населения независимо от этнической принадлежности, способствуют стабилизации этнополитической ситуации в регионе и благоприятствуют возникновению в среде коренного населения новых этнообразовательных процессов. Стимулирующую роль в развитии этих процессов играет, прежде всего, ярко выраженная непохожесть пришлого и местного населения, их самобытность в расовом, языковом и хозяйственно-культурном отношениях
Заключение в 1727 г. графом Саввой Рагузинским Буринского трактата с Китаем определили границы между этими государствами и юридически закрепили Байкальский регион в составе России. С этого момента начинается интенсивный процесс развития бурятского народа. Он идет по двум линиям: с одной стороны, постоянно усиливается этническая консолидация, развивается этническое самосознание, интенсивно растет численность населения, с другой – начинают формироваться новые субэтносы, образуя внутреннюю структуру народа. И в том, и в другом процессах значительную роль играет государственная политика России, во многом определившая основное направление этнической истории региона.































Приложение 2. Материал для 1 группы
Фрагмент статьи Л.Р. Павлинской «Коренные народы Байкальского региона и русские. Начало этнокультурного взаимодействия»
Хотя Байкальский регион и представляет собой единое географическое и этнокультурное пространство, он все же включает в себя две части – Предбайкалье и Забайкалье, которые имеют свои особенности в природно-климатическом, этническом и историко-культурном планах. Это своеобразие двух областей региона сыграло важную роль в развитии бурятского народа, изначально предопределив в нем возникновение двух крупных субэтносов – западного (предбайкальского) и восточного (забайкальского), составивших структурную основу этноса более высокого таксономического уровня, чем локальные субэтнические единицы, формировавшиеся вокруг острогов (балаганские, верхоленские, тункинские и т.д.)
Наиболее важными в возникновении этих двух этнических подразделений бурят были такие факторы, как:
Различие в собственно протобурятском населении – в Предбайкалье его основу составляли булагаты, эхэриты и хонгодоры, в Забайкалье – хоринцы
Неодинаковость начальной стадии этногенеза – на западе она начиналась с достаточно сильного смешения протобурятских этносов, вызванного военным сопротивлением русским, на востоке – хоринцы достаточно долго сохраняли «этническую чистоту»
В силу изначально более прочного утверждения русских в Предбайкалье русская метисация бурят в этом регионе была значительно выше, чем в Забайкалье
Большая пригодность климата и почв для земледелия на западе способствовала широкому распространению здесь сначала русского земледелия, а затем развитию этой отрасли в хозяйстве бурят и сокращению в нем скотоводства и охоты
Огромную роль в развитии этих двух субэтносов сыграло разделение западных и восточных бурят по конфессиональному признаку: первые оставались шаманистами, вторые приняли ламаизм
С выделением в 1851 г. из Иркутской губернии Забайкальской области было административно закреплено разделение западной и восточной ветвей этноса.
Задания:
Какие факторы способствовали возникновению западного и восточного
субэтносов в составе бурятского народа?
Каковы этнокультурные различия западных и восточных бурят? Чем они обусловлены?
Составьте кластер по фрагменту статьи

Приложение 3. Материал для 2 группы

Фрагмент автореферата Д.А. Доржиевой «Субэтносы в процессе этнической консолидации бурят»
В период существования бурятского народа в условиях Российской империи, а впоследствии и в советский период происходила постепенная трансформация этнической структуры бурят, представлявшая «размывание» племенных субгрупп и превращение этнотерриториальных группировок в субэносы, которое выражалось в приобретении ими специфических этнических черт, а особенно субэтнического самосознания. Важным фактором, предопределившим тенденции к обособлению этнотерриториальных групп в отдельные субэтносы, стало утверждение административных органов управления, организованных по родоплеменному принципу. Таким образом была юридически закреплена территориальность этнической структуры бурят. С созданием Бурят-Монгольской АССР такое территориальное деление было сохранено и с небольшими изменениями закреплено в качестве административного...
Существенным моментом, оказавшим огромное влияние на углубление разобщенности территориальных групп является раздел в 1937 году единой республики на три автономии
Вследствие чрезвычайной полиэтнизации Иркутской области и Усть-Ордынского округа удельная доля бурят в общем составе населения за советский период уменьшилась до 2,7 %. Естественным следствием доминирования численности иноэтничного населения стал рост темпов ассимиляции и аккультурации западных бурят. Процессы утраты этнической самобытности в среде агинских бурят, а также бурятского населения районов республики получили значительно меньшее развитие, нежели у иркутских бурят


Задания:
Какие факторы и события способствовали закреплению разобщенности бурятского этноса?
Каковы различия в этнокультурном развитии субэтносов? Чем они обусловлены?
Составьте логическую цепочку по фрагменту















Приложение 4. Материал для 3 группы

Фрагмент статьи Т.Д. Скрынниковой «Традиционная потестарно-политическая культура и современная самоидентификация бурят»

Наиболее значимым сейчас является подчеркивание двух уровней этнических общностей: рода и макрообщности – буряты..
Значимость родового деления была безусловной. По родам формировалось войско, каждый род имел знамя, управы распределялись по одной на каждый из 14 родов (отог). Родовыми были буддийские храмы, к отдельным родам приписывались ламы.
Родство было патрилинейным, что всегда отмечалось в генеалогиях, а счет кровного родства выражался в разных терминах. Наиболее распространенными были отог, обог и эсэг..
В 17-18 вв. у бурят сохранялось свое внутреннее управление во главе с князцами, в которое российское правительство почти не вмешивалось. Бурятский род – административно-территориальная единица, регулировавшая землепользование, выполнение податных поборов и повинностей, управление его повседневной жизнью. ..
Отнесение себя к родовой или племенной принадлежности реализуется разными путями. Наиболее значимым является участие в ежегодном обряде жертвоприношения –тайлгане, когда участником мог быть только член данного рода, причем мужчина, а исполнителем обряда были также представители только данного рода – светские лидеры, выполнявшие ритуальную функцию, старейшины или шаманы. Но уже в конце прошлого, начале нынешнего века усиливается территориальный признак, совмещающийся с родовым делением.. С одной стороны, сохраняется память о принадлежности к роду, с другой стороны, она может совмещаться с территориально-родовой общностью.

Задания:
Какие факторы обусловили актуальность родового деления в дороссийский период и после присоединения Бурятии к России?
Как реализуется отнесение к родо-племенной принадлежности современными бурятами?
Составьте синквейн на слово «род»












Приложение 5
Фрагмент статьи Т.Д. Скрынниковой «Традиционная потестарно-политическая культура и современная самоидентификация бурят»
Самоидентификация осуществляется в рамках существующих представлений о принадлежности к общности, разделяемых индивидуумами. При этом стоит отметить две формы групповой идентичности: «одна – по культуре, другая - по политической лояльности, которые отражают существование наиболее мощных форм социальных группировок людей – этнических общностей и государственных образований
В своей работе я исхожу из аксиомы современного научного знания, согласно которой «национальное самосознание – понятие социально-культурное, с ним не рождаются , а его приобретают в ходе воспитания и социализации личности
В настоящее время проходит процесс одновременного оживления всех уровней лояльности от родовой до российской.
Отнесение себя к родовой или племенной общности реализуется разными путями. Наиболее значимым являлось и является участие в тайлгане – обряде жертвоприношения, когда участником мог быть только член данного рода или племени, причем мужчина.. Но уже в начале XX века усиливается территориальный признак, совмещающийся с родовым делением. Например, формируется понятие «агинские буряты»
В городе это выражается в создании и активизации землячеств, организованных преимущественно по территориальному признаку
«они» необходимы для того, чтобы осознать себя частью чего-то, а не человеком не помнящим родства, приобщиться к памяти предков с тем, чтобы на каком-то следующим витке консолидироваться на новой основеименно через местную, сакрализованную шаманской практикой традицию, посредством генеалогии человек и осознает свою ассоциированность со своим народом
Получает окончательное оформление значение термина буряты, которым обозначается общность, включающая все группы монголоязычных этносов, проживающих на территории России, с сохранением значения этнонимов двух предыдущих таксономических уровнейсовременную бурятскую этно-социальную общность, помимо сущностно этнических признаков – общности происхождения, территории, языка, культуры, характеризуют такие параметры, как высокоразвитая социальная структура, наличие национальной государственности, достаточно высокая степень менталитета
Бурятия и г. Улан-Удэ становятся центром интеграции бурятского народа,. Сыгравшим значительную роль в развитии этнической культуры и искусства, просвещения и науки.
Нельзя не отметить мероприятий, ставших знаковыми в процессе этноидентификации на уровне общности буряты. Ими можно считать регулярное проведение новогоднего праздника Цагаалган и празднование Гэсэриады.
Российский уровень идентичности констатируется в Конституции РБ: «носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в РБ является ее многонациональный народ»
Бурятский материал демонстрирует разные уровни этнической лояльности, характерные для бурятской культурысамоидентификация – это цепочка выборов по иерархии идентичностей..
Проходящий сейчас в Бурятии самоидентификационный процесс носит противоречивый характер. С одной стороны, этнические общности, признавая право (исторически территориальное) бурятского народа на титульность в рамках советской теории этноса, стремятся к возрождению, создают национальные культурные центры.
С другой стороны, нельзя не отметить признаков процесса формирования нации как территориального и многокультурного сообщества – участие в знаковых мероприятиях: День города, выборы в Народный Хурал, сурхарбан, который стал общенародным.
Можно говорить о том, что Республике Бурятия имеет перспективы идея образования поликультурной нации на основе двойной (культурно-этнической и государственно-гражданской), не исключающей одна другую , идентичности в качестве наиболее конструктивной. Необходим переход от имеющей сейчас широкое распространение идеи этно-нации к идее гражданской или политической нации при сознательном конструировании общих интересов, ценностей и символов.

























Анкета:

Чем отличаются понятия «этнос» и «нация»?
Кем вы себя считаете по этнической принадлежности и почему?
Знаете ли вы родной язык?
Знаете ли вы свой род? Напишите название






















Заголовок 1ђ Заголовок 215