Литературно-музыкальная композиция Вся жизнь моя за песню продана…

Литературно-музыкальная композиция «Вся жизнь моя за песню продана..»
Цели:
Образовательные: прививать учащимся интерес к литературе; расширять и углублять знания о С.А. Есенине и его творчестве; расширять кругозор учащихся в области искусства путем прослушивания музыкальных фрагментов;
Развивающие: развивать устную речь и навыки выразительного чтения , читательскую компетентность и эмоциональную отзывчивость, духовный мир учащихся;
Воспитательные: прививать чувство патриотизма, любовь к поэтическому слову и музыке.
Оформление: портрет, электронная презентация, стол с томиками стихов С.А.Есенина, рисунки учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, ПК.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.
Ход мероприятия.
Учитель. В 2015 году, объявленном Годом литература, мы празднуем 120-летие со дня рождения поэта –патриота , Сергея Александровича Есенина. В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, шум зеленых дубрав. "Страна березового ситца" породила яркого, самобытного поэта, воспевшего в своих удивительных стихах ее синие озера, малиновую ширь полей, желтые дороги, седые вербы. Есенин создает зримые поэтические образы заросшего пруда, поля, белого сада. Сегодняшнюю встречу в литературной гостиной мы посвящаем ему.
1-чтец
Сергей Есенин! Это имя
В лесах родной моей России,
В берёзах нежных и осинах,
В серёжках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней.
В твоих стихах, Сергей Есенин!
Учитель.   Сергей Есенин единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что стремился вселить в человека веру в свет,раскрыть для него радость земного бытия, вернуть –даже глубоко несчастному - надежду на избавление, сказать ему слово участия
(Звучит романс на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая»). 1-й ведущий.     Большая часть произведений Есенина посвящена России. На рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свой первые стихи. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:     О Русь малиновое поле     И синь, упавшая в реку.     Люблю до радости и боли     Твою озерную тоску.
Учитель.    В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. "Моя поэзия богата одной любовью любовью к Родине.    В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.    Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны:     Свет луны, таинственный и длинный.     Плачут, вербы, плачут тополя.     Но никто под окрик журавлиный     Не разлюбит отчие поля. Ведущий 2.    Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза “девушка”, “невеста”, она олицетворение всего чистого и красивого:   
 Я навек за туманы и росы     Полюбил и березки стан,     И ее золотые косы,      И холщовый ее сарафан.
В этой берёзе отчетливо читается и та берёза, с которой он впервые выступил в печати «Белая береза под моим окном» и многие другие обращения к этому образу. (Учащийся читает стихотворение «Берёза») Учитель. Перед Сергеем Александровичем никогда не вставала проблема поиска пути к народу, не было необходимости специально изучать его, постигать «душу народа». И дело здесь не только в крестьянском происхождении поэта. Родная земля дала ему народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, представлением народа о добре и зле, о счастье и несчастье, о правде и кривде. Есенин говорил и пел теми словами, которыми поёт народ. И его стихи стали песней, вобравшей в себя всё многообразие чувств и переживаний народа. Она жила в поэте и была впитана со всем крестьянским обиходом родного села, с поверьями, сказаниями и частушками, которые он слышал с детства и которые были главным родником его творчества.
(Частушки в исполнении учащихся.)
Ведущий 1. Друг Сергея Есенина даёт поэту следующее описание: «Стройный, с кудрявыми волосами, с голубыми выразительными глазами, с широкой, неуравновешенной натурой, всегда веселый и подвижный».
2-й чтец. Автопортрет Есенина:
Худощавый низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я шептал сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму заживет!»
Ведущий 2. Из автобиографии поэта: «Родился в 1895 году, 3 октября, в Рязанской губернии. Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную .
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось» - признается поэт в автобиографии.

Учитель. В доме деда прошла лучшая пора детства поэта. В семье заботились о развитии в ребенке добрых и нравственных качеств. Бабушка, Наталья Евтеевна, была искусной сказительницей. Самой читаемой книгой в доме была Библия. В праздники внук с бабушкой уезжал на богомолье. Красота церквей , их величие не могли не тронуть душу ребенка. Дед, Федор Андреевич, любил испытывать внуков в отгадывании загадок, заставляющих думать, развивать воображение. У матери поэта, Татьяны Федоровны, был чудесный голос. Своим родным местам Есенин посвятил немало прекрасных строк:
Чтец 3.
Я снова здесь в семье родной,
Мой край задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
Ведущий 1. В 1912 Сергей Есенин переехал в Москву, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15). Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах.
В 1915 году Сергей Александрович Есенин уехал в Петроград (ныне Санкт-Петербург) и познакомился там с великими поэтами России 20 века с Блоком, Городецким, Клюевым. В 1916 году Есенин опубликовал свой первый сборник стихов “Радуница”, в который входили такие стихотворения, как “Не бродить, не мять в кустах багряных”, “Запели тесаные дороги” и другие. Настало время признания таланта поэта.
(Видеоролик с записью стихотворений в исполнении Сергея Безрукова из кинофильма Владимира Валуцкого «Есенин», 10 мин.).
Ведущий 2. Природа в стихах Сергея Есенина –звенящая, шумная, многокрасочная. Она вся в постоянном движении, бесконечном развитии и изменении. Она рождается, растет и умирает, поёт и грустит, она – любимый герой поэта. Природа потому и живет в его стихах, что она выражает чувства человека, его настроения:
Спит ковыль. Равнина дорогая
И свинцовой тяжести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Ведущий 2. Жизнь Сергея Есенина была очень короткой, но вся она была посвящена поэзии. В ней было все: и веселье, и доброта, и бесконечность. Обо всем живом на земле поэт писал с огромной любовью.
Учитель. «Большое видится на расстояньи», - справедливо заметил как-то поэт. И, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.
Колышет березоньку ветер весенний, Веселой капели доносится звон... Как будто читает поэму Есенин Про землю, в которую был он влюблен. Про белые рощи и ливни косые, Про желтые нивы и взлет журавлей. Любите Россию, любите Россию, Для русского сердца земли нет милей.
(Олег Милявский)
Большое спасибо всем за внимание и участие.
Литература
С.Есенин. Полное собрание сочинений. – М.: Рипол Классик, 1997
Журналы серии «Литература в школе», 2003 г. № 10, № 15.; 2001 г.
№ 6.
Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русской литературе XX века» 11 класс, I полугодие. – 4 изд., перераб. И доп. – М.; ВАКО, 2005.
Русский язык и литература. Все для учителя. – 2015, №7.
Владимир Валуцкий. Художественный фильм «Есенин».


15