Статья Практическое применение инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности


Практическое применение инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности
Учить кого-то – значит вдвойне учиться самому Прежде чем бриллиант заискрится всеми гранями и цветами, пройдет немало времени, а также немало человеческого труда будет затрачено на его шлифовку, огранку, а иногда, и покраску. А начинается процесс, когда на завод или ювелирную фабрику привозят темные камушки необработанных алмазов.
При шлифовке важно не пропустить момент, когда бриллиант начинает сиять и искриться всеми гранями. Вот и ребенок, когда приходит в 1 класс, похож на необработанный алмаз.
Чтобы обработать качественно грани, необходимы ювелирные инструменты, для меня - это инновационные технологии.
1.Проектно-исследовательская деятельность
Недавно мы выполняли проект под названием «Моя мама - самая лучшая»
Целью этого проекта явилось воспитание любви и бережного отношения к своим мамам. Раскрытие детьми многогранного образа матери, как самого близкого родного человека. Результатом нашего проекта явились презентации детей, о своих мамах.
Данный проект направлен на развитие таких граней как:
-обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни;
-осознание детьми доброго, заботливого отношения к маме;
-развитие творческих способностей детей;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.
Так же мы выполняли социальный проект «Детский островок».
Целью проекта явилось включение школьников в активную благотворительную деятельность, направленную на психологическую поддержку детей оставшихся без попечения родителей. Результатом нашей работы явилось создания детской площадки из цветной бумаги.
Данный проект направлен на формирование других граней у школьников:
- чувств милосердия,
-отзывчивости,
-сострадания,
-доброго отношения друг к другу.
-развитие эмпатии и нравственных ценностей у учащихся.
Так же, в гимназии стало традицией каждый год проводить МАИ( малую академию исследований). Проектно-исследовательская деятельность проводится в 3 этапа:
1 этап - отборочный тур ( проводится в классе)
2 этап - выступление (проводится в актовом зале), во 2 этап проходят самые лучшие работы: необычные, правильно оформленные и интересно представленные.
3 этап - награждение. Сертификаты об участии вручаются всем детям, прошедшим во 2 этап. Грамоты вручаются победителям.
Требования к работам.
Тематика выступления может касаться любой области естественных, математических и гуманитарных наук.
Работа должна представлять результаты индивидуальной работы автора. Возможно руководство со стороны научного консультанта, учителя, родителей.
Работа может быть представлена в виде сообщения продолжительностью до 7 минут с демонстрацией иллюстрированного материала или в форме стендового сообщения. Задавать вопросы по работе и принимать участие в его обсуждении могут все желающие.
Целью МАИ является создание условий  для формирования  у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Формируются грани творческого потенциала младших школьников.
2.Технология проблемного обучения – следующий ювелирный инструмент.
    М.И. Махмутов писал: "Под проблемными ситуациями имеются в виду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, навыков".
На открытом уроке по литературному чтению дети размышляли над проблемным вопросом «Что такое счастье?» Помогал нам в этом рассказ Л.Н. Толстого «Два брата». Ребята самостоятельно выявили тему урока и сам проблемный вопрос, после прочтения этого рассказа. Учащиеся работали в группах, парах, индивидуально, фронтально, выполняя задания различных видов по произведению. Цель урока состояла в том, чтобы показать разные взгляды людей на смысл жизни и счастье. Цель была достигнута, дети сделали вывод, что у каждого человека счастье свое. Здесь развивается грань духовно-нравственного воспитания, возможно, самая главная.
3. Внеурочная деятельность - еще один ювелирный инструмент
МБОУ гимназия №6, в которой я работаю, с углубленным изучением немецкого языка. Школа участвует в международном проекте. Цель этого проекта: погрузить детей в атмосферу немецкой культуры, жизни, традиций. Поэтому мы проводим совместные интегрированные уроки, совместные праздники, которые развивают грань межкультурного взаимодействия. И я вместе с ними учусь новому, погружаюсь в атмосферу сотрудничества.
Один из праздников, который мы традиционно отмечаем, называется «Николаус». В декабре к ребятам приходит добрый Николаус. У него большой мешок с подарками для прилежных, добрых и воспитанных детей, а тех, кто плохо учится, дерзит и не слушает старших, слуга Николауса по имени Рупрехт грозит наказать розгами, которые он принёс с собой. А ребята рассказывают им о своих успехах, читают стихи, поют соответствующие случаю песенки. После обстоятельной беседы Николаус соглашается, что все учащиеся гимназии №6 замечательные дети и достойны подарков, которые он разложил в специально сшитые к этому дню сапожки. Прощаясь, Николаус обещает прийти в следующем году, и вот тогда-то они с Рупрехтом увидят, кто достоин подарков. а кто и розг.
Конечно, не обходится без помощи родителей учеников, которые помогают нам готовиться к этому празднику, шьют костюмы, учат с ребятами стихи и покупают сувениры, чтобы Николаус положил их в сапожок.
Благотворительные акции, такие как «Белый цветок», «Пасхальная поделка», «Рождественская ярмарка», неотъемлемая часть нашей внеурочной деятельности. Деньги, вырученные на этих акциях, идут на благие дела: помощь детям-сиротам, помощь детям, которые имеют онкологические заболевания. Здесь формируются такие грани как, доброжелательность, человечность, толерантность.
Традиционно мы путешествуем в начале и в конце учебного года за пределы нашего города. Мы посещаем такие места, как Воронежский государственный биосферный заповедник имени В.М. Пескова, Липецкий зоопарк, Государственный археологический музей-заповедник с. Костёнки, сафари-парк «Кудыкина гора» г.Задонск, двор полезных забав «Бирюльки», заповедник «Галичья гора» г.Задонск. Так мы формируем, любознательность, кругозор, патриотизм, сплоченность детского коллектива.
Прежде чем ребенок заискрится всеми гранями и цветами, пройдет немало времени, а также немало педагогического труда будет затрачено на его шлифовку и огранку. А начинается процесс, когда в школу приходят маленькие необработанные алмазы, из которых могут получиться шикарные бриллианты!
Список используемой литературы
Вахрушев А.А. “Современные проблемы модернизации образования” Москва, “Начальная школа” ” +до и после, №8 2003г.
Ильина Т. А. “Проблемное обучение”. Вестник высшей школы, №2, 1976г.
Матюшкин А. М. “Проблемные ситуации в мышлении и обучении”. Москва, 1972 г.
Махмутов М. И. . “Проблемное обучение”. Воспитание школьников, №12, 1983г.
Якиманская И. С. “Развивающее обучение”. Москва,1979 г.
http://festival.1september.ru/http://n-shkola.ru/http://nsportal.ru/http://korablinayy.blogspot.ru/