Мастер-класс Применение ИКТ на уроках руссеого языка и литературы

Мастер-класс
Автор: Видяйкина Л.Ю.,
учитель высшей категории
Тема: «Практическое применение ИКТ на уроках русского языка и литературы»
Цель: знакомство с формами уроков с применением ИКТ.
Задачи:
- дать определение понятию «ИКТ»;
- охарактеризовать основные структурные компоненты при проведении урока с использованием ИКТ;
- рассмотреть некоторые практические подходы при создании презентации для урока с применением ИКТ;
-познакомиться с типами уроков русского языка и литературы с применением ИКТ;
- рассмотреть некоторые элементы авторских разработок уроков русского языка и литературы учителя Видяйкиной Л.Ю. с применением ИКТ.
I. Презентация педагогического опыта
1.1. Обоснование выбора технологии
ИКТ как одна из новых образовательных технологий является инновационной в образовательном процессе; позволяет разнообразить урок как процесс, а также повысить уровень усвоения материала учащимися. Появляется элемент новизны: компьютерная визуализация учебной информации. При построении урока с использованием ИКТ происходит незамедлительная обратная связь между учителем и учеником, при этом происходит автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, мгновенная коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование. Все это способствует повышению качества, эффективности усвоения знаний, повышению интереса учащихся к образовательному процессу.
1.2. Определение
ИКТ – это использование в образовательном процессе программно-аппаратных средств и устройств, функционирующих на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.
1.3. Виды ИКТ на уроках русского языка и литературы
В небольшой школе с малым количеством учеников в классе определенная специфика, которая требует более продуманных уроков, особенно когда это касается уроков русского языка. Заинтересованность учащихся в учебном процессе, естественно, ниже, чем в больших школах. Поэтому наряду с образовательными задачами, связанными с УУД (ЗУН), нужно ставить и практические: зачем это нужно, где это может мне пригодиться, как это может мне помочь. Учителю нужно построить урок так, чтобы ребенок с самого начала участвовал в процессе.
Уроки русского языка очень трудны для восприятия; и разнообразить их сильно нельзя, но именно уроки с применением ИКТ могут внести тот «живой» ритм, которого иногда так не хватает.
2. Практическое применение ИКТ на уроках русского языка и литературы (из личного педагогического опыта)
2.1.Применением ИКТ на уроках русского языка и литературы может являться:
-элемент урока (например, проблемное задание, рефлексия, минутка физической разгрузки);
- урок с применением слайдовой презентации;
- компьютерное тестирование, выполнение заданий при подготовке к ГИА, ЕГЭ;
- просмотр видеофильма и т.д.
В моей педагогической практике более 70 авторских слайдовых презентаций различных типов уроков: нового материала, закрепления, контроля, развития речи и т.д. Из личного педагогического опыта могу сказать, что наиболее плодотворными являются уроки по развитию речи и литературе. К таким урокам готовятся 100% учащихся.
Все это позволило мне увеличить качество образования по литературе (на 2011г.) до 100%; по русскому языку – 86%. Причем уровень подготовки к урокам, например, литературы составляет также 100%.
3. Имитационная игра
Разработка слайдовой презентации урока литературы в 10 классе по теме «Трибуны русской природы»: творчество Ф.И.Тютчева, А.А.Фета».
Данный пример демонстрирует, как можно использовать ИКТ на уроке литературы.
Цель: знакомство с творчеством поэтов XIX века.
1 слайд 2 слайд 3 слайд 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
4 слайд 5 слайд 6 слайд
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

4. Моделирование.
4.1.Практические советы по составлению слайдовой презентации
При планировании урока с применением ИКТ нужно помнить, что слайдовая перегруженность может не разнообразить учебный процесс, а усугубить уровень восприятия и усвоения материала школьниками. Согласно собственной педагогической практике создания уроков с применением слайдовых презентаций предлагаю несколько практических советов:
использовать на уроке не более 6-9 слайдов;
перерыв между сменой слайдов должен быть не менее 5-10 минут;
информационная насыщенность должна учитывать возрастные особенности школьника: например, при создании презентации в 5-7 классах учебную информацию лучше через слайды чередовать с игровыми моментами;
обязательным элементом урока с применением ИКТ должна быть рефлексия.
4.2.Обсуждение авторских моделей по принципу:
1. Тема урока;
2. Название слайдов, которые можно применить на данном уроке.
3. Как поможет ИКТ разнообразить урок?
5. Рефлексия
В итоге:
1. Каждый слушатель мастер-класса может научиться составлять презентацию на уроке;
2. У каждого слушателя будет возможность увидеть примеры слайдовых презентаций учителя;
3. Практические советы по созданию презентации помогут педагогам в собственной практике.
15