Рабочая программа Я — гражданин своей страны


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №315
ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Принята
Педагогическим Советом
Протокол от _____________. № _____
Утверждена
Приказом от ______________ . № ____
Директор _____________/_____________/







Рабочая программа внеурочного курса «Я – гражданин России».
1 – Б класс
2016-2017 учебный год




Учитель: Никитина Л.И.
1 категория

Санкт-Петербург
2016/17

Пояснительная записка
Программа адресована обучающимся с разноуровневой дошкольной подготовкой 1 «Б» класса ГБОУ СОШ №315.. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом. Рабочая программа создана для обучающихся, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы (46%) и превышающем её (54%). Поэтому в основу положены авторские рекомендации по распределению учебного времени на изучение программных тем. Опираясь на особенности обучающихся класса (большинство детей гуманитарной направленности), в классе 27 человека: 16 мальчиков и 11 девочек. Уровень сформированности учебной мотивации – 70,3%. Характерный тип мышления для класса – конкретно-понятийный. Доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть). В целом обучающиеся класса находятся почти на одинаковом уровне с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, что обусловило хорошее восприятие и усвоение учебного материала.

Программа будет реализовываться в форме классных часов.

Цели:

Достижение личностных результатов , а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Достижение метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)

Регулятивные УУД:

·
·Определять и формулировать деятельности на уроке с помощью учителя.

·
·Проговаривать последовательность действий

·
·Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

·
·Учиться работать по предложенному учителем плану.

·
·Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

·
·Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

·
·Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

·
·Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:

·
·Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

·
·Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

·
·Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

·
·Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

·
·Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

·
·Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

·
·Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.

·
·Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:

·
·Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

·
·Слушать и понимать речь других.

·
·Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

·
·Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

·
·Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

·
·Формировать умение работать в группах и парах.

·
·Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»


Классный час. Типы, формы, тематика. Организация классного часа

Понятие классного часа.
Обобщенное понятие классного часа: 
( Классный час (Час классного руководителя ) – это форма  воспитательной работы  классного руководителя в классе, при которой ученики  принимают активное участие в специально организованной деятельности,  способствующей формированию  у них системы отношений к окружающему миру.

( «Классный час - это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время».

( Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)

( Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)

( Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)

Функции классного часа

( Просветительская - классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие
( Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни. 
( Направляющая - классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить, обучающихся на реальные практические дела.
( Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе. 
Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

Существуют следующие типы классного часа:

Информационный классный час
Цели:
( Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;
( Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения;
( Формирование своего отношения к происходящему;
( Развитие исследовательских умений.




Тематический классный час
Цели:
( Развивать кругозор обучающихся;
( Способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
Интеллектуально-познавательный классный час
Цели:
( Развивать познавательный интерес обучающихся;
( Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

Нравственный классный час
Цели:
( Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
( Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
( Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;
( Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.)

Формы классного часа
Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; 
внешнее выражение какого-либо содержания. 
Классный час может проводиться в форме классного собрания, беседы (нравственной, этической), диспута, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВН, игры-путешествия, это может быть экскурсия или тематическая лекция. Может быть, экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д.

В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения классных часов.

1. Дискуссия (диспут). Отличительной особенностью этой формы является то, что дискуссия позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.

2. Сюжетно-ролевая игра форма коллективной творческой деятельности, позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.
Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали отвечаем», инсценировка литературного произведения и т.д.

3. Устный журнал форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяются количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся.

4. Социально-культурный проект это самостоятельное исследование учащимися различных социально-значимых проблем и создание социально- значимого продукта.
В ходе классного часа могут использоваться элементы проектной деятельности. 

5. Информационный классный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире), тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоев населения, профессионалов).


Основные формы работы во время информационного часа:
- газетные сообщения;
- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
 - работа со словарем и справочной литературой;
- работа с политической картой;
- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
- просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов. 

6. Классное собрание – проводится примерно раз в месяц. Обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. 
7. Беседа          
8. Лекция          
9. Игра          
10. Конкурс
11. Читательские  конференции                   
12. Заочное  путешествие  
13. Праздник                           
14. Акция                         
15. Экскурсия

16. Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как:
«Звездный час»;
«Что? Где? Когда?»;
«Аншлаг»;
«Слабое звено»;
«Счастливый случай» и т.д. 

Традиционный классный час

Каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа.
Однако традиционная структура классного часа включает:
вступительную часть
основную часть
заключение

Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору.
Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. 
Тема классного часа может быть написана на интерактивной доске, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению.
На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.

Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость:

1-4 класс классный час может длиться до 15-20 минут,
5-8 класс 20 – 30 минут,
( 9 – 11 классах – более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).  
( Цель: усвоение обучающимися принятых ценностей, норм, образцов поведения.

( Содержание: определение темы и содержания выбирает педагог.

( Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает
классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал учитель.
При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации

Основные компоненты классного часа

( Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
( Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
( Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
( Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Подготовка классного часа.

У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап.

Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:
( определение темы разговора с обучающимися;
Час общения это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы учащиеся ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудить с ребятами круг интересующих их вопросов, «собрать корзину проблем» и с учетом пожеланий учащихся сформулировать тематику классных часов.
( формулировка целей, задач классного часа; составить план (сценарий), 
( совместно с учащимися подобрать необходимый материал, наглядные пособия, музыкальное сопровождение, возможна презентация по теме;
( дать конкретные задания ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено сценарием);


( определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.
( проведение классного часа;
( анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. К планированию целесообразно привлечь учащихся и их родителей.

(
Определение темы разговора с  обучающимися;
( Формулировка целей и задач классного часа;
( Подбор необходимого материала и оборудования;
( Создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между ними;
( Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.  



Технология проведения классного часа

Вступительная часть (5 минут) 
 
 Цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции.
Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени.
Рекомендации: эффективному переключению детей на вне учебную  деятельность способствует:
1. сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемных вопросов, игрового момента, звукозаписи и т.п.
2. изменение организации детей (расположение детей на ковре, кругом) или переход в другое помещение, (школьный музей, библиотеку, в класс музыки и т. п.)
Основная (содержательная) часть (30 минут) 
 Цель:  реализация основной идеи занятия.

Типичные ошибки:
1. Активность педагога при частичной или полной пассивности детей.
2. Однообразие методов – только беседа или рассказ.
3. Преобладание методов формирования сознания над методами формирования  поведения.
4. Создание учебной атмосферы урока.
5. Назидательность.

Рекомендации:
1. Воспитательный эффект будет выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации детей на классном часе первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку и вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр.

2. Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!»
Заключительная часть (10 минут) 

    Цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.




Типичные ошибки: это часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?».

Рекомендации:
1. Задания тестового характера использовать в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов.

2. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни (это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятии умения или информацию; советы – что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно).

Анализ классного часа
Выделяют две стороны анализа:
Первая сторона - это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия). 

Рефлексия «Мои впечатления»

( В ходе классного часа я впервые научилась
(  Я узнала, что
(  Больше всего мне понравилось
(  В следующий раз мне бы хотелось
(  Удачным было
(  Недостаточно
(  В целом

Другая сторона - это педагогический анализ:
Почему? Зачем? - потребности, особенности, интересы.
Что? - цель
Как? – методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности.
( И что мы с этого имеем? - результат, продолжение работы

Советы по проведению классного часа

( От предметной информации к оценке информации;
( От общих оценок к развернутым суждениям;
( Внимание к выступлениям обучающихся;
( Акцент на важных моментах;
( Размышления вместе с детьми;
( Совместный поиск решений проблемы;
( Учет психологических особенностей восприятия материала обучающимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос).

Классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и само актуализации участников образовательного взаимодействия.
























Календарно-тематическое планирование



Дата –
план
Дата –
факт
Тема
Примечание

1


День знаний. Праздник: «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики.


2


«Россия – многонациональное государство».
День памяти погибшим в Беслане.


3


Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках.


4


День начала блокады. Просмотр фрагмента фильма: «Дети войны».


5


1000-летие святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси.


6


Безопасность школьников в сети Интернет.


7


День народного единства.


8


Международный День толерантности.


9


Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа Владимира Даля).


10


День матери в России.


11


День Конституции Российской Федерации.


12


«Я – Петербуржец». Урок наследия, посвящённый 25-летию включения объекта «Исторический центр СПб» в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


13


О чём говорит музыка?


14


История празднования Нового года в России.


15


Новогодний праздник в классе.


16


День прорыва блокады Ленинграда.


17


История русской армии. «Потешные войска». Русские полководцы.


18


Мы – за мирное детство! Классный праздник ко Дню защитника Отечества.


19


«Прощание с Азбукой» - классный праздник


20


История возникновения праздника 8 марта. Классный праздник к 8 марта.


21


Мама, папа, я – читающая семья.


22


Народное творчество и народная мудрость. Масленица.


23


История театра в России.


24


Международный День театра.


25


Как создаётся книга?


26


«Жить – с книгою дружить».
Международный День детской книги.


27


Всемирный День здоровья.


28


Праздник, опалённый войной. Мои ровесники – герои великой войны.


29


Правила поведения на дороге жизни.


30


Сто друзей ста мастей.


31


Семья – моя опора.


32


История моей семьи (к Международному Дню семьи).


33


В преддверии Дня города (День основания СПб).


34


В преддверии Международного дня защиты детей.











Лист коррекции



















































13PAGE 15











15