Программа элективного курса Основы правовых знаний

МКОУ Сортавальского МР РК
Рускеальская ООШ



Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
"Основы правовых знаний"


9 класс

срок реализации – 1 год




·
·
·
·
Петрова М.Б.
учитель истории и обществознания
МКОУ Сортавальского МР РК Рускеальская ООШ












Элективный курс по обществознанию
в 9-м классе
"Основы правовых знаний"
Предлагаемая программа элективного курса рассчитана на 17 учебных часов и предназначена для учащихся 9 класса.  
Вид курса: предметно-ориентированный. Теоретические занятия курса сочетаются с практическими, что позволяет учащимся глубже усвоить сложный, но интересный материал, изучение которого формирует полноценную гражданскую личность с чёткими представлениями о своих правах и обязанностях.
Данный курс базируется на учебном пособии для 9 класса  А.Ф. Никитина «Право и политика» и нормативно-правовых документах Российской Федерации: конституции, уголовном кодексе, уголовно-процессуальном кодексе.
Предлагаемый базисным планом курс обществознания практически не включает в себя элементов знаний в области уголовного права.  Предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию их правовой культуры и социальной активности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные отношения с окружающими.
Цели курса:
1. Иметь представление:
1.1. О правонарушениях и преступлениях; 1.2. О причинах правонарушений и преступлений; 1.3. О юридической ответственности за совершение правонарушения; 1.4. Об уголовной ответственности за совершение правонарушения; 1.5. О понятии правопорядка.
2. Знать:
2.1. Виды преступлений; 2.2. Что такое вина и ответственность; 2.3. О работе правоохранительных органов; 2.4. Как работает суд.   
3. Уметь:
3.1. Отличать правонарушение от преступления; 3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы; 3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях; 
4. Приобрести опыт:
4.1.Работы со специальной справочной литературой; 4.2.Работы с нормативно-правовыми документами РФ; 4.3.Коллективной работы в группах.



Содержание курса и учебная деятельность

Тема
Кол-во часов
Деятельность учащихся



всего
теория
практика


1
Введение в курс. Понятие об отрасли права.
Знакомство с уголовным правом.
1
1

Беседа с учителем, конспектирование.

2
Правонарушение и преступление. Причины правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
1

1
Участвуют в дискуссии, Самостоятельная работа в группах.

3
Вина и ответственность.
1

1
Практическая работа с УК РФ.Ст.24-28.

4
Классификация преступлений.
1
1

заполняют таблицу «Виды преступлений»

5
Ответственность за преступления против собственности.
1
1

Практическая работа с УК РФ. Ст.158-168.

6
Ответственность за преступления против  личности.
1
1

Участие в беседе, работа в группах, пишут сочинение-эссе «Ценность человеческой жизни».

7
Групповые правонарушения несовершеннолетних.
1

1
Практическая работа с УК РФ. Ст. 35, 87-94.

8-9
Как не стать жертвой преступления.
1
1

Конспектирование, обогащение словаря.

10-11
Правопорядок и милиция.
2
1
1
Готовят сообщение о деятельности милиции, работают в группах.

12-13
Если тебя задержала милиция.
1
1
1
Конспектирование, обогащение словаря, работа в группах

14-15
Судебное заседание.
1
1
1
Участие в ролевой игре.

16-17
Итоговое занятие.
2

2
Презентация  работ учащихся.

Всего часов:
17
9
8


















Ожидаемые результаты.
По завершению элективного курса учащиеся должны:
1. Иметь представление:   
1.1. О причинах совершения правонарушений и преступлений; 1.2. Об юридической ответственности за совершение противоправных действий; 1.3. О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.
2. Знать:
2.1. Что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности; 2.2. Что за любые виды преступлений наступает ответственность; 2.3. Об организации правосудия в нашей стране.
3. Уметь:
3.1. Отличать правонарушение от преступления; 3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы; 3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях.
4. Приобрести опыт:
4.1. Работы со специальной справочной литературой; 4.2. Работы с нормативно-правовыми документами РФ; 4.3. Коллективной работы в группах.
































Содержание программы курса:
Тема 1: Введение.
Цель: Увлечь учеников основами уголовного права.
Ввести учеников в содержание курса, удовлетворить познавательный интерес учащихся. Познакомить с общей структурой курса, его примерным содержанием, и, самое главное, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и  итоговых работ, которые  предстоит выполнить учащимся за данное время.
Тема 2: Правонарушение и преступление.  Причины правонарушений.
Цель: Обсудить проблему преступности несовершеннолетних, сформировать первоначальные представления об уголовном процессе.
Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Административный поступок. Понятие преступления.
Тема 3: Вина и ответственность.
Цель: Способствовать формированию понятий вины и ответственности, представлений о механизмах их возникновения, понимания их роли в определении наказания; убедить учащихся в том, что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности.
Тема4: Классификация преступлений
Тема 5: Ответственность за правонарушения против собственности.
Цель: Способствовать формированию негативного отношения к посягательствам на чужую собственность; содействовать развитию чувства ответственности в сфере имущественных правоотношений личности; способствовать нейтрализации криминально-иждивенческих настроений в среде подростков.
Тема 6: Ответственность за правонарушения против личности.
Цель: Сформировать общие представления об ответственности за преступные действия, направленные против личности; уважение к важнейшим правам человека – на жизнь и неприкосновенность личности; рассмотреть основные виды правонарушений против достоинства личности и формы ответственности за них.
Тема 7: Групповые правонарушения несовершеннолетних.
Цель: Показать механизмы, приводящие подростков в преступные группы; способствовать осознанию преступных целей антисоциальных объединений несовершеннолетних; сформировать представления об ответственности за групповые правонарушения.
Тема 8-9: Как не стать жертвой преступления?
Цель: Сформировать представление учащихся о безопасном поведении.
Тема 10-11: Правопорядок и милиция.
Цель: Сформировать у учащихся осознание чувства ответственности за преступления; расширить представления о механизмах борьбы государства и граждан с преступностью; способствовать пониманию реальных законных путей защиты себя и своих близких от преступных посягательств.
Тема 12-13: Если тебя задержала милиция.
Цель: Показать учащимся способы защиты своих прав.
Уголовный кодекс.  Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.
Тема 14-15: «Судебное заседание»
Цель: Предупреждение асоциального поведения, формиро¬вание целостного представления о личной ответственности челове¬ка за антиобщественные деяния. Ролевая игра.
Тема 16-17: Итоговое занятие
Цель: закрепить знания учащихся, полученные в ходе изучения курса, презентация  работ. Подведение итогов.

Заголовок 115