Роль правовых знаний в свете модернизации исторического образования


Роль правовых знаний в свете модернизации исторического образования
Туйгильдина А. Г. учитель истории и
обществознания высшей категории ГБОУ РПЛИ

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года роль исторического образования на современном этапе развития определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству. В Концепции отмечается необходимость правовых знаний; одним из направлений деятельности в интересах достижения нового, современного качества общего образования названо усиление роли права как дисциплины, обеспечивающей успешную социализацию учащихся.
Правовые знания необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в этот период жизни ребёнок получает необходимые основы поведение в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями окружающих детей, осознать свою ответственность перед другими людьми.
Важнейшая задача урока «Правоведение» - обеспечить условия для формирования правовой компетенции молодых граждан России, социализацию личности через развитие у учащихся высокой гражданственности, правового сознания, чувства верности своему Отечеству, критического и преобразующего отношения к социальной действительности, а также готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных обязанностей.
Основными целями уроков являются:
-создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России;
- развитие у учащихся гражданственности;
-формирование законопослушного гражданина, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению во всех сферах жизни общества;
-подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.
Для достижения этих целей требуется выполнение следующего:
1) утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений;
2) обеспечение оптимальных условий развития у учащихся верности Родине, готовности к достойному служению обществу, честному выполнению своих конституционных обязанностей; формирование у учащихся понимания необходимости изучения прав человека; воспитание учащихся в духе уважения прав и свобод других людей через всестороннюю информированность о правах и свободах; усвоение знаний об основных международных стандартах в области прав человека, изучение основных международных документов по правам человека;
3) необходимо также увеличить количество часов на изучение основ правоведения.
Особую роль приобретают учебные предметы: «Обществознание», «Основы правоведения» в деле формирования компетентностей в правовой сфере: брать на себя ответственность, поступать в соответствии с правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством, важнейшими институтами гражданского общества, участвовать в функционировании демократических институтах, критически воспринимать социальную информацию, передаваемую по каналам СМИ, проявлять толерантность.
В результате обучения воспитанники должны уметь:
описывать право, выделяя его существенные признаки;
оценивать поведение людей с точки зрения правовых норм;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск правовой информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников), различать в правовой информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявлений, доверенности);
уметь видеть правовые последствия принимаемых решений ;совершаемых действий;
уметь использовать механизмы и средства правового разрешения проблем, в том числе правового воздействия на другого человека.
Использование электронных источников для овладения правовыми знаниями.
Необходимо знакомить обучающихся с адресами официальных сайтов в Интернет, которые могут быть полезны при изучении юридической науки, например: duma.gov.ru - официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ, ombudsman.gov.ru - официальный сайт Уполномоченного по правам человека РФ, kremlin.ru - официальный сайт Президента РФ. Кроме того, существуют электронные адреса периодических изданий в области права, например: http: // www.norma-verlag.com - электронный адрес Журнала российского права; http: // www.rg.ru - электронный адрес Российской газеты.
Для обучения правовом знаниям в рамках среднего (полного) образования существует федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009 -2010 учебный год. В последнее время вышли в свет различные издания по праву, среди них немало оригинальных с точки зрения содержания. Однако структурное построение изданий обычно имеет недостаток: рассматриваются только базовые положения общей теории права и некоторых отраслей внутригосударственного права России, а изложение таких вопросов как: понятие правоведения как науки, основы теории международного права, особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности, не предусмотрено. Поэтому, я считаю необходимым увеличение часов на «Основы правоведения» в курсе «Обществознания».
У нас в лицее есть элективные курсы по «Основам правоведения», мною написана и одобрена ИРО РБ авторская программа «Основы правоведения в свете требований ФГОС», это позволяет лучше подготовиться к ЕГЭ (часть заданий посвящена политической сфере), позволяет побеждать воспитанникам на муниципальных этапах школьной олимпиады по праву.