Развлекательно-познавательная игра В гостях у Фемиды


Разработка учителя истории высшей квалификационной категории, учителя-методиста МБОУ «Петровская школа №1»
Денисовой Л.Г.


Развлекательно – познавательная игра
«В гостях у Фемиды»

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её
удовлетворять, Надо не только дать ему
время поиграть, но надо пропитать этой
игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это
игра»
А.С.Макаренко


Цель: 1. В игровой форме закрепить теоретические знания учащихся по право-
ведению.
2. Продолжить работу по усвоению учащимися правовых знаний и выра-
ботать стойкие убеждения в необходимости придерживаться своих
прав и обязанностей.
3. Формировать у учащихся умения и навыки принимать решение и
обосновывать его в конкретной ситуации.
Воспитывать познавательную активность учащихся.

Оборудование: Плакаты с изображением Фемиды – богини правосудия и совы –
символа мудрости.
Плакаты «Закон и право для всех едины», «Закон суров, но он
закон».


1 ГЕЙМ

Вопросы для 1 команды.

1.Богиня правосудия (Фемида)
2.Какая страна жила по законам Хаммурапи (Египет.)
3.Автор «Русской правды» (Ярослав Мудрый)
4.Церковный суд средневековой Европы (инквизиция)
5.Защитник в суде (адвокат)
6.Орган для разрешения имущественных споров (арбитраж)
7.Заключение под стражу (арест)
8.Союз мужчины и женщины (брак)
9.Незаконная охота (браконьерство)
10.Фактическое обладание вещью (владение)
11.Военный суд (трибунал)
12.Второе название воровства (кража)
13.Открытое похищение чужого (грабеж)
14.Основной Закон государства (Конституция)
15.Освобождение от наказания (амнистия)
16.Народовластие (демократия)
17.Вступительная часть законодательного акта (преамбула)
18.Утверждение международного договора (ратификация)
19.Отличительный знак государства (герб)
20.Способность гражданина иметь права и обязанности (правоспособность)


Вопросы для 2 команды.

1.Тайное похищение чужого (кража)
2.Дни еженедельного отдыха (выходные)
3.Песня – символ государства (гимн)
4.Государственный обвинитель в суде (прокурор)
5.Требование о возмещении ущерба (иск)
6.Принадлежность лица к какому-либо государству (гражданство)
7.Возраст призыва в Вооружённые Силы Российской Федерации (18 лет)
8.Отказ от исполнения международного договора (денонсация)
9.Вознаграждение за труд (зарплата)
10.Распространение ложных, позорящих другое лицо измышлений (клевета)
11.Безвозмездное изъятие имущества в пользу государства (конфискация)
12.Обжалование судебного приговора (апелляция)
13.Парламент в Российской Федерации (Государственная Дума)
14.Противоправное деяние (правонарушение)
15.Восстановление в правах (реабилитация)
16.Всенародное голосование (референдум)
17.Наказание в виде денежного взыскания (штраф)
18.Лицо, удостоверяющее сделки (нотариус)
19.Каким словом на Руси называли преступление (обида)




2 ГЕЙМ
« Заморочки из бочки»
( Каждая команда получает по 2 вопроса)

Рассмотрите юридическую ситуацию.
Несовершеннолетние Михаил 13 лет, Сергей 15 лет и Кирилл 14 лет прятали в подвале дома 5-летнюю девочку с целью получения выкупа. Девочка вследствие пережитого стресса перестала разговаривать. Кирилл 14 лет был инициатором похищения. 13-летний Михаил искренне раскаялся в совершённом, в ходе следствия было выяснено, что в компанию, которая укрывала девочку он попал случайно, более того – против своей воли, ему угрожали. Родители Михаила предоставили средства для лечения девочки.

2. Проходя мимо соседского дома, 20-летний Александр услышал плач ребенка, ощутил запах дыма. На стук в дверь дома никто не ответил. Александр разбил окно, проник в дом соседа и вынес ребёнка на улицу - в доме начался пожар. Проанализируйте ситуацию с правовой точки зрения.

3. Гражданка Мишина обратилась в милицию с заявлением, в котором указывалось, что 4 февраля в 20.00 в районе автостанции неизвестный отобрал у неё сумку, золотое обручальное кольцо и серьги. Через несколько дней грабитель был задержан. Им оказался 27-летний гражданин, который нигде не работает.
Рассмотрите юридическую ситуацию, определите, какое преступление было совершено и какую меру наказания может назначить суд.

4. Алексей очень хорошо учился в школе. Он поступил в медицинский институт на платное отделение. Алексей утверждает, что его родители обязаны платить за его обучение.
Как должна быть решена эта ситуация по закону?



3 ГЕЙМ
«Сказка – ложь, да в ней намёк»
Сейчас мы вернёмся в мир детства и вспомним любимые сказки.
Мир сказок – это мир народной мудрости, народных идеалов, нравственных и эстетических ценностей. Сказки учат жить. В них часто встречаются правовые
cитуации, которые мы с вами попробуем разрешить.


СИТУАЦИЯ 1: «ПРАВО НА ЖИЗНЬ»
--- В какой сказке серая личность планирует убийство двух лиц, несовершенно-
летней девочки и пожилой женщины, и лишь благодаря общественности всё
кончается хорошо? («Красная шапочка» Ш.Перро)
--- Доведено ли преступление до конца?
--- Какие есть смягчающие или отягчающие вину волка обстоятельства?

СИТУАЦИЯ 2: «ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ»
--- «Заячья доля – горькие слёзы. У всякого зверя есть своя защита: у медведя –
могучие лапы, у волка – крепкие зубы, у быка и барана – рога. А у зайца одна
защита – длинные ноги да заячьи горькие слёзы.
Жил как-то в лесу заяц-белячок. Построил он под ёлкой избушку, еловой
корой покрыл.
А проходила мимо избушки лиса, видит дымок: заяц печку топит. Стучит в
оконце.
Кто там? – спрашивает заяц.
Ох, ох,ох! Это я лиса, иду с дальней дороги, ноженьки попритёрла, намочил
меня дождик. Пусти, дружок, обогреться!
Пожалуйства, заходи, грейся! – говорит заяц.
Вошла лиса в заячью избушку, ночь проспала и говорит:
Уходи, косой, покудова цел!»

- Какое право зайца было нарушено?
- Кто это право должен восстановить. Как это сделает?


СИТУАЦИЯ 3: «КИДНЕППИНГ»
--- «На площади каталось много детей. Те, что были посмелее, привязывали свои
санки к крестьянским саням и прокатывались далеко. В самый разгар веселья
на площади появились большие сани Сани объехали вокруг площади два
раза. Кай живо привязал к ним свои санки и покатился. Кай несколько раз
порывался отвязать свои санки, но ничего не получалось, они словно приросли
Кай громко закричал – никто не услышал его.»

Отрывок из какой сказки я прочитала? (Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)
Было ли совершено преступление?
Как оно называется?
Что вы знаете о похищении и торговле детьми?
Что об этом говорится в Конвеции о правах ребёнка?
В каких ещё сказках говорится о похищении детей? («Гуси-лебеди»)

СИТУАЦИЯ 4: «ПРАВО НА ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ»
«Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжёлую работу в
доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи
и обеих – своих сестриц. Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Как-то раз сын короля устроил большой бал. Золушкины сёстры получили приглашение. Вдруг крёстная мать Золушки – фея, пришла навестить её.
«Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли?» - спросила крёстная.
«Правда», - сказала Золушка.
«Вредно не ездить на бал, особенно если ты этого заслуживаешь».

--- Как называется сказка? (Ш.Перро «Золушка»)
--- Какое право Золушки было нарушено?


СИТУАЦИЯ 5: «Права и обязанности родителей»
«Нанесение вреда жизни и здоровью собственных детей»
«Жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.
Все знают, как с мачехой жить: перевернёшься – бита, недовернёшься - бита.
А родная дочь что ни сделает – за всё гладят по головке: умница.
Падчерица и скотину поила – кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила,
избу мела – ещё до свету Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо.
Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
Вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес»

--- Имеют ли право родители наносить вред здоровью или лишать жизни
собственных детей?
--- Каковы права и обязанности родителей?

СИТУАЦИЯ 6: «ОБРАЗОВАНИЕ СЕМЬИ»
«Однажды ночью, когда Дюймовочка спала, через открытое окно в комнату влезла большая жаба, мокрая и безобразная.
Вот славная жена будет моему сынку! – сказала жаба.
Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.
В саду протекала речка, а у самого её берега было топкое болото»

Учитель: Вы, наверное, узнали сказку Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».
--- Продолжите сказку.
--- Можно ли в современной России выдать девушку замуж против её воли?
--- Как Дюймовочка могла бы защитить себя в условиях современной России?
--- Каков брачный возраст для девушек в России?
--- Можно ли выйти замуж до достижения этого возраста?


4 ГЕЙМ
« Ты – мне, я – тебе».
( Команды задают друг другу вопросы)


5 ГЕЙМ
Конкурс капитанов.
.
Если бы вы были юристом, то как бы вы квалифицировали преступление, о котором идёт речь в пословицах:
Без разрешения взял, никому не сказал.
И тот крал, что крал, и тот, что укрывал.

О каких смягчающих или отягчающих обстоятельствах идёт речь в пословицах:
Дом горит, а вор крадёт.
Повинную голову меч не сечёт.



6 Г Е Й М.

Вопросы для 1 команды
Возраст совершеннолетия. (18 лет)
Лишение жизни человека (убийство)
Действия, грубо нарушающие общественный порядок (хулиганство)
Конституция России была принята . . . (12 июня г.)
Россия по устройству является государством . . . (федеративным)
Автором музыки Государственного Гимна России является ()
Имеют ли работающие право на забастовку? (да)
Специальный статус в Украине имеют города (Киев, Севастополь)
Количество депутатов Верховной Рады Украины (450)
Президент Украины избирается сроком на (5 лет)
« Всеобщая Декларация прав человека» принята в (1948 году)
Президент Украины приводится к присяге (Председателем Конституци-
онного Суда)
Вымышленное имя автора произведения (псевдоним)
Нападение с целью хищения с применением насилия (разбой)
В переводе с латинского юстиция означает (справедливость)
Отчуждение жилища государственного жилого фонда в пользу граждан (приватизация)
Обязательное отчисление от прибыли в бюджет государства (налог)
18.Как называется литературное произведение о совершённом преступлении
и его расследовании (детектив)


Вопросы для 2 команды.

Высшую юридическую силу в Украине имеет (Конституция)
Продолжительность рабочей недели в Украине (40 часов)
Право городов на самоуправление в средневековье (магдебургское )
Количество членов Конституционного Суда Украины (18)
Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший возраста (35 лет)
Действие или бездействие в уголовном праве (деяние)
Город, где находится Международный Суд (Гаага)
Система надзора за печатью и средствами массовой информации (цензура)
Автором слов Государственного Гимна Украины является (Чубинский)
Верховная Рада Украины избирается сроком на (5 лет)
Совокупность норм и принципов поведения людей (мораль)
Самовольное оставление места отбывания наказания (побег)
Мнение, выраженное голосованием (вотум)
Народным депутатом может быть гражданин Украины, достигший на день выборов (21 года)
Расписание доходов и расходов государства на 1 год (бюджет)
16.Мафию какой страны считают бессмертной (Италия, Сицилия)
17.Как называется одежда судьи? (мантия)
18.Какой документ защищает права ребёнка? (Конвенция о правах ребёнка)

















Заголовок 1 Заголовок 315