Командная игра для старшеклассников Служители Фемиды

Командная игра для старшеклассников «Служители Фемиды».

В игровой форме любой учебный материал усваивается лучше и быстрее. Игра развивает активность, творческое мышление, формирует навыки практического использования знаний.
В описываемой игре «Служители Фемиды» могут участвовать две команды старшеклассников.
Источник получения ответов на вопросы – Всеобщая декларация прав человека, сеть Интернет.
Игра может использоваться на уроках обобщения и закрепления изученного материала.

Конкурс 1. Права человека.

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. За каждую правильно законченную фразу начисляется 0,5 балла, время выполнения задания – 3 минуты.

Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка – путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на..
Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на
Полицейскте из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на.
Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовались своим правом на.
Царевич Иван из сказки «Иван – царевич и серый волк», украв Жар – птицу у царя Берендея, нарушил его право на.
В сказке «Иван – царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на.

Ответы: свободное передвижение, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, труд, владение имуществом, жизнь и личную неприкосновенность.

Конкурс 2 «Рабочий день Президента России».

Командам предлагается текст «Рабочий день Президента России». В течение дня он подписывает распоряжение об отставке правительства, вносит в Думу закон, принимает верительные грамоты послов и т.д. Но одновременно в текст включены действия, которые по Конституции РФ не являются прерогативой Президента. Например, Президент лично снимает с должности директора коммерческого банка, подписывает указ об отставке Председателя Конституционного суда, назначает Генерального прокурора и пр. Команды должны найти ошибки в тесте. Каждая ошибка - 0,5 очка. Время работы – 3 минуты.

Конкурс 3 «Республики Российской Федерации».

Команды получают карточки с названиями республик. Необходимо выбрать те из них, которые входят в состав России в качестве её субъектов. За правильный ответ – 0,5 баллов.

Конкурс 4 «Отмена дискриминации».

Командам зачитывается вопрос, на который они должны дать ответ через одну минуту. Правильный ответ – 2 балла.
Первой отменила дискриминацию Новая Зеландия в 1893 г. Её примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия - только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Подписи занимали 546 листов, склеенных в свиток длиной 274 м, но соответствующий закон прошел большинство лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Швейцария – в 1971 г. Так что произошло в Новой Зеландии в 1895 г.?

Ответ: женщинам было предоставлено избирательное право.

Конкурс 5 «Дискриминация или защита прав граждан?».

Зачитывается вопрос, правильный ответ оценивается в 2 балла. На ответ дается 1 минута.
В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны. Их нельзя показывать в кино, телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?

Ответ: курильщики.

Конкурс 6 «Юридическая консультация»

Команды в этом конкурсе выполняют роль работников юридической консультации, задача которых - дать юридически обоснованный письменный ответ, как разрешить волнующую человека семейную ситуацию. За каждую правильно разрешенную ситуацию – 2 балла. На выполнение каждого задания дается 3 минуты.
Женщина (её роль играет одна из старшеклассниц) объясняет, что пьяный муж жестоко избил её и 8 летнего сына, за что его посадили в тюрьму на 4 года. Она не хочет жить с ним в будущем, встретила за эти два года хорошего человека, сыну он тоже нравится. Но не знает, как им оформить брак, ведь юридически она остается женой другого, развести их может только суд, а колония, где отбывает наказание её супруг, находится очень далеко от места проживания семьи.
Ответ: дается ссылка на ст. 19 п.2 Семейного кодекса РФ, по которому расторжение брака с осужденным на срок свыше 3 лет супругом производится в органах загса, а не в суде, по заявлению одного из супругов, независимо от наличия у них несовершеннолетних детей.
Командам предлагаются две – три аналогичные семейные ситуации: признание брака недействительным, усыновление ребенка и т.п.

Конкурс 7 «Налоговая декларация»

Пользуясь Налоговым кодексом РФ, команды должны написать на бумаге все категории физических лиц, обязанных сдавать декларации о доходах в налоговую инспекцию. За каждый правильный ответ -0,5 баллов.

Конкурс 8 «Обстоятельства совершения преступления»

Команды получают листы с двумя пустыми графами: обстоятельства, смягчающие наказание, обстоятельства, отягчающие наказание. Также командам дается текст, описывающий с подробностями преступление.
Например, как несовершеннолетние Максим и Борис по научению взрослого Сергея, вышедшего недавно из колонии, зашли в киоск и, воспользовавшись отлучкой продавца, украли с прилавка товар. Один из подростков позже испугался и принес в полицию свою долю украденного. Задание – определить, что в данной ситуации будет отягчающим обстоятельством, а что – смягчающим. За каждый правильный ответ = 0,7 баллов, время - 4 минуты.
Ответ: смягчающие обстоятельства – несовершеннолетие Максима и Бориса, преступление совершено впервые, явка с повинной; отягчающие обстоятельства – совершение преступления группой, привлечение к преступлению несовершеннолетних, совершение преступления лицом, имеющим судимость.

Конкурс 9 «Ответственность»

Команды получают по 14 карточек с описанием различных правовых ситуаций. Например:
Работник опоздал на работу
Пассажир автобуса не оплатил проезд
Ученик разбил стекло в школе
Гражданин купил вещь, заведомо зная, что она ворованная
Школьник случайно попал из рогатки в глаз однокласснику т.д.

Нужно разложить эти карточки на 4 группы по видам юридической ответственности, которая наступает в каждом из этих случаев: дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско – правовая.
Время на выполнение задания – 5 минут. За каждую правильно положенную карточку команда получает 0,3 балла.

Конкурс 10 «Криминологический кроссворд»

На разгадывание кроссворда дается 6 минут, каждое правильное слово оценивается в 0,3 балла.
В хорошо подготовленном классе задания целесообразно изменить. Каждая команда должна до начала игры составить свой кроссворд, а другая команда – его разгадать.
По горизонтали:
5. Сыщик – священнослужитель, герой детективных произведений английского писателя Г.Честертона.
6. Комиссар полиции, герой произведений Ж.Сименона.
9. Автор письма или произведения, скрывший свое имя.
10. Устав, положение о правах и обязанностях лиц или органа.
13. Морской разбойник, корсар.
14. Богиня мести и гнева в древнеримской мифологии.

По вертикали:
Наука о преступности.
Оптический прибор, давно используемый криминалистами.
Часть корпуса музыкального инструмента, на котором любил играть Шерлок Холмс.
Деяние, предусмотренное нормами уголовного права.
7. Лица, выполнявшие в Древней Руси судебные функции.
8. Один из возможных мотивов совершения преступления.
11. Образное название преступного объединения.
12. То, чем совершается торговая казнь в Московской Руси.










13PAGE 15


13PAGE 14415




15