Рефлексивный отчет на основе данных исследования школьной практики, проведенного в рамках предкурсового этапа


Рефлексивный отчет на основе данных исследования школьной практики, проведенного в рамках предкурсового этапа
Цель выполнения предкурсовых заданий:
получить объективную информацию о состоянии процессов преподавания и обучения в школе;
определить стратегические приоритеты, требующие изменений и развития в практике школы.
Несмотря на большой объем работы, это задание меня не смутило: работа с анкетами – это не самое трудное, это было моим искренним убеждением. Работу с учениками и родителями организовала через классных руководителей.
Классные руководители объяснили ученикам суть вопросов, которые могли вызвать затруднения. Особенно много возникло вопросов при рассмотрении 1 и 3 разделов анкеты для учащихся «Характерные черты учителя» и «Как учитель ведёт занятие»: в каждом классе работает до 10 предметников, и ученикам трудно было создать некий обобщённый образ учителя. Поэтому, думаю, здесь возможна необъективная оценка роли учителя.
Серьезные затруднения я испытала при обобщении полученной информации: без процентного соотношения составить целостную картину результатов невозможно. Поэтому я обратилась с просьбой о помощи в обработке результатов к коллегам.
В результате у нас сформировалось две небольшие группы: первая работала с анкетами учеников, вторая – с анкетами родителей. В процессе совместной работы обратила внимание на то, что коллеги с интересом изучают и обрабатывают анкеты учеников и родителей. Комментарии в кругу рабочих групп привели меня к пониманию того, что вопрос оценивания процесса преподавания и обучения в школе учениками и их родителями действительно актуален для каждого педагога. Таким образом я пришла к выводу, что мои коллеги открыты для конструктивного диалога с учениками и родителями.
Неожиданная проблема возникла по опросу сотрудников школы. Анкетирование, также как и предыдущие (ученики и родители), было анонимным. Но в процессе наблюдения заметила, что учителя сомневаются, советуются друг с другом по вопросам планирования и лидерства. Сложившаяся ситуация привела меня к пониманию того, что данные направления работы с коллективом являются проблемными зонами. Возникла угроза формального подхода к опросу со стороны сотрудников школы и получения искаженной информации. Я собрала учителей и еще раз объяснила цель сбора информации. Мне было приятно, что мы с коллегами достигли понимания, поэтому дальнейший процесс анкетирования прошел в нормальной рабочей обстановке: учителя спокойно и уверенно отвечали на вопросы анкеты. Я убедилась, что сотрудничество, построенное на доверии, это один из важнейших факторов эффективной работы с коллективом, поэтому дальнейшую работу буду строить, опираясь именно на этот принцип.
В работе с анкетами учащихся 5-11 классов возникла дилемма, так как полученные результаты противоречили выводам и наблюдениям по итогам посещенных уроков, аналитическому материалу психолога школы. И только в ходе беседы с лидерами классов я поняла, что учениками представлен желаемый урок, создан образ «школы мечты».
Анализ анкет учащихся показал, что ученики большое значение придают психологическому комфорту на уроке, заинтересованности учителя в каждом как в личности (85 %). В результате ранжирования мнений учеников о классе выявлено, что наряду с интересным содержанием урока и ясностью поставленных учебных целей для них очень важна поддержка со стороны одноклассников (71,4 %). В данном случае «голос ученика» подтверждает эффективность применяемых на уроках стратегий диалогического обучения. Как наиболее важные факторы ведения урока учениками выделены постоянство требований (68,5 %), справедливость учителя (88,5%) и поощрение хорошего поведения (60%).
В работе с анкетами родителей абсолютно неожиданным стало то, что 20 % выразили несогласие при ответе на вопрос «Мой ребенок чувствует себя в этой школе комфортно». Интересно, что 87 % учеников как одну из важнейших черт учителя подчеркнули его заинтересованность в личности каждого ученика. Я поняла, что в школе существует проблема авторитарного преподавания и общения между учителем и учеником. Учитывая мнение родителей, необходимо внесение изменений в практику преподавания через развитие распределённого лидерства на уроке. Проблема авторитарности была выявлена и по результатам опроса сотрудников школы: 75 % членов коллектива отмечают, что процесс планирования в нашей школе считается более важным, чем письменный план, при этом администрация школы и руководители МО на 100 % уверены в том, что к планированию работы школы привлекается весь коллектив. Раньше я не особенно задумывалась о вопросах лидерства в школе, считая, что у каждого есть свои должностные обязанности и их добросовестное выполнение способствует успешному развитию школы. Но 75 % сотрудников школы на вопрос «Персоналу предоставлена возможность играть лидирующие роли» выбрали ответ «редко», это было неожиданным. В неформальных беседах с учителями я поняла, что каждый из них имел в виду: в школе существует практика того, что плановая работа или инициатива обязательно требуют утверждения или одобрения директора школы. И до сих пор это считалось нормальным, но теперь я понимаю, что это излишне. Каждый должен уметь самостоятельно принять решение и нести за него ответственность, быть лидером на своём фронте работы.
Это противоречие привело к понимаю того, что в школе существует проблема распределённого лидерства, процесс изменения практики школы требует такой структуры, в которой каждый почувствовал бы себя творцом, значимым звеном в его планировании и реализации.
В школе существует организация ученического самоуправления, родительский комитет, но 20 % сотрудников школы отметили, что мы только иногда спрашиваем родителей и учащихся об их взглядах, прежде чем совершить большие изменения. Анализ протоколов родительских собраний и материалов работы ученического самоуправления привел меня к выводу о том, что такая проблема действительно существует: школа добросовестно информирует всех членов образовательного процесса о ходе работы, реализации учебного и воспитательного планов, но не создаёт поля для настоящего сотрудничества. Я думаю, что этот вопрос надо вынести на обсуждение классных руководителей и лидеров родительских комитетов классов и вместе искать пути эффективного решения.
На основании полученных данных выявлены следующие проблемы:
ученики испытывают потребность в формативном оценивании учителя;
на уроках не всегда учитываются индивидуальные способности учеников;
необходимо разнообразить формы и методы обучающей практики;
создание благоприятной психологической атмосферы на уроке;
в школе преобладает авторитарный стиль обучения и управления;
недостаточный уровень профессионального взаимодействия и рефлексивной культуры учителей;
не всегда принимается во внимание мнение родителей.
На основании опроса родителей, учащихся и персонала школы определены стратегические приоритеты, требующие изменений и развития:
Профессиональное развитие педагогов:
развитие лидерства и управления;
организация работы обучающегося профессионального сообщества учителей в рамках школы;
Процесс преподавания и обучения:
внедрение новых подходов в оценивании для обучения и оценивании обучения.
Работа с родителями:
Развитие сотрудничества с родителями.
Приложение 2
8890-6350
00





Формативный отзыв коллеги на презентацию.

Комментарий к формативной оценке коллеги.
С учётом формативного отзыва коллеги презентация была улучшена и дополнена информацией об источниках анализа состояния школы (слайд № 1), во втором слайде отражены выявленные проблемы. На основании отзыва также были конкретизированы проблемы, выявленные в процессе исследования. Отзыв коллеги позволил мне чётче сформулировать проблемы, выявленные в результате опроса учеников.