Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе на тему: « Как жили люди на Руси в 14 – 16 веках».


Подготовила: учитель начальных классов Молчанова О.С.
Технологическая карта урока окружающий мир («Планета знаний»)
Тема урока: « Как жили люди на Руси в 14 – 16 веках».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить с бытом и жизнью русских людей в 14 – 16 веках;
Задачи:
Образовательные: повышать интерес к истории нашей Родины; привлекать детей к поисковой деятельности.
Развивающие:
-Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;
- Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;
- развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность к истории.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к предмету;
-формировать историческое воспитание.
-воспитывать необходимость знание своего народа.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь определять события по датам;
выполнять правила этикета;
проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность;
задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы.
Метапредметные:
Познавательные:
Приводить примеры об исторических событиях;
Регулятивные:
Собирать требуемую информацию из указанных источников;
Фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.
Коммуникативные: 
Сравнивать и классифицировать объекты, самостоятельно выбирая основания;
Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.
Личностные: 
Знание истории;
Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.
Оборудование: учебник, доска, компьютер.
Эскиз доски:
Четвертое февраля.
Классная работа.
«Как жили люди на Руси в XIV-XVI веках» Д/З
Литература :Окружающий мир:4-й кл.: учебник: В 2ч.Ч 2/Е.В.Саплина,А.И.Саплин-М.:АСТ:Астрель,2014-158[2]с.: ил - Планета знаний
Структура урока:
1)Организационный момент(1-2мин.)
2)Проверка домашнего задания (2-4мин.)
3)Актуализация знаний и постановка целей урока(3-7мин)
4) Изучение нового материала.(10 -15мин)
5) Физминутка. (1мин)
6)Итог урока.(2-3мин.)
7)Домашнее задание.(1 мин.)
8)Рефлексия.(2мин.)
Этапы урока Содержание деятельности Формирование УУД Используемые методы, приемы, формы. Примечания
Учителя Учеников 1.Организа-ционный момент -В 3 четверти вы начали изучение нового раздела учебника «Окружающий мир» - «История нашей Родины».
- Что такое история?
За небольшой промежуток времени вы успели познакомиться с наиболее известными в истории именами. Учащиеся здороваются с учителем и садятся за парты.
Дети дают определение данного понятия Смыслообразован-ие; умение слушать учителя. Методы:
Вводная беседа
Форма:
Фронтальная На доске написано число, классная работа, тема урока: ««Как жили люди на Руси в XIV-XVI веках»».
2. Проверка домашнего задания
Вспомним некоторые из них. Чем они вам запомнились?
Князь Олег – объединил Новгород и Киев в 882 году в Киевскую Русь
Князь Игорь – собирал дань ( 945 г.)
Княгиня Ольга – отомстила за смерть мужа
Князь Святослав – «князь воин»
Князь Владимир – Крещение Руси ( 988г.)
Александр Невский – борьба со шведами и немцами
Дмитрий Донской – битва с Мамаем
Евпатий Коловрат – сражался с войском Батыя
Иван Грозный – царь
- Кого из этого списка можно выделить и почему?
-Сегодня мы отправляемся в те времена, когда Русь полностью освободилась от ордынской зависимости. В истории теперь упоминается Московское государство. Русь всё чаще называют «Российским государством». Но особенно укрепилась власть Московского государства при Иване 4, Иване Грозном.
Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют соответствие имен и событий.
-Иван Грозный – царь
-Внимательно слушают учителя. Умение правильно высказывать свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя. Правильно излагать информацию и понимать речь других. Метод:
беседа
Форма:
фронтальный опрос.
3.Актуализация знаний и постановка целей урока Наша сегодняшняя тема: «Как жили на Руси в 14 – 16 веках» - тема нашего урока.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь?
-Мы сегодня с вами должны познакомиться с бытом людей, с повседневной жизнью.
Учащиеся высказывают свои предположения и ставят учебную задачу. Освоение роли ученика. Способность решать учебную задачу. Метод:
беседа
Форма:
фронтальная. 4) Изучение нового материала.
5)Физическая минутка.
-Работаем с текстом учебника (с. 40)
Московское государство в 14-16 веках населяли бояре. Крестьяне, ремесленники, купцы, священники, монахи, служилые люди, казаки.
Крестьяне жили в бревенчатых избах, которые отапливали печами. У печи не было трубы, и дым выходил в дверь или в маленькое отверстие под потолком. Это называлось топить печь «по чёрному». На деревянном настиле печи – полотях – спали дети и старики. Печь также использовали для приготовления пищи.
На полках возле печи стояла посуда. Рядом висел глиняный горшок с носиком – рукомойник.
Мебели в избе было мало: стол. Лавки, сундук. На лавках не только сидели , но и спали. Сундук в избе служил и лавкой, и постелью. В нём хранили различные вещи.
Пища крестьян была простой. Ели хлеб, каши, щи, овсяный и гороховый кисели. Солёную и вяленую рыбу, репу, лук, редьку, грибы, мёд. Хлеб пекли в основном черный. Ржаной. Белые пшеничные калачи появлялись на столе только по праздникам. Но праздники также пекли пироги, блины, и пряники. Любимым напитком на Руси был квас. Пили также отвары из трав и лесных ягод.
Основной одеждой крестьян были рубахи. Их носили и мужчины и женщины. Изготовлялись они из льняного и конопляного полотна, шерстяной ткани. С рубахой женщины носили сарафан, мужчины-порты. Обязательным в одежде и мужчин, и женщин были пояса. Пояс поддерживал одежду, к нему привязывали кошелек, за него можно было заложить плетку, нож и ложку. Обувались в основном в лапти или мягкие сапоги без каблуков. Замужние женщины носили небольшую шапочку, которая скрывала волосы.
У бояр земля передавалась по наследству от отца к сыну и называлась вотчиной. Дворянин получал землю за службу, за место, которое занимал. Поэтому его владение называлось поместьем. Бояре и дворяне были землевладельцами, владели полями, лесами, озерами, им принадлежали и деревни, где жили крестьяне.
Дом боярина был больше и богаче крестьянской избы. Его рубили из бревен и покрывали тесовой крышей. Украшали крышу узорными карнизами. На парадной крыльце принимали гостей. В отличие от крестьянской избы в боярском доме была печная труба.
Боярский дом традиционно делился на две половины: мужскую и женскую.
На столах в доме стояли поставцы – специальные полки для посуды. Посуда в боярском доме была из серебра и фарфора. В отличие от крестьянской трапезы еда за боярском столом была гораздо разнообразнее.
Одежда бояр в отличии от крестьянской была более дорогой. Бояре также носили рубахи. Изготовляли их из дорогой ткани – шелка. Обувались бояре в сапоги из разноцветного сафьяна.
-Словарная работа:
Вотчина – земля у бояр, которая передавалась по наследству.
Поместье – земля у дворян.
Игумен – глава в монастыре.
Сафьян – кожа козы или овцы, обрабатывалась и красилась в разные цвета.
задание на карточке.
-Перед вами список людей, населявших Московское государство. На какие группы их можно разделить? (Работаем в группах)
Бояре, крестьяне, купцы, ремесленники, священники, дворяне, монахи, служилые люди.
Сравниваем:
Бояре – дворяне
Крестьяне – ремесленники
-Встали из-за парт, выполняем физическую минутку:
Буратино подтянулся, (дети подтягиваются) раз нагнулся,(нагибаются) два нагнулся ,(нагибаются)
Руки в стороны развел, (разводят руки в стороны)
Видно ключик не нашел, (Кивают головой)
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!(Встают на носочки и тянутся верх)
-Молодцы, садитесь.
-Продолжаем работать.
Открывают учебники на странице 40, находят текст «Как жили люди на Руси в XIV-XVI веках.».Самостоятельно читают рассказ.
Учащиеся отвечают на вопрос :
Учащиеся выполняют физическую минутку и проговаривают её: -Буратино подтянулся, (дети подтягиваются)раз нагнулся,(нагибаются)два нагнулся ,(нагибаются)
Руки в стороны развел, (разводят руки в стороны)
Видно ключик не нашел, (Кивают головой)
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!(Встают на носочки и тянутся верх)
Выделять существенную информацию из рассказа учителя
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Формирование здорового образа жизни через включение в досуговую среду.
Методы:
Рассказ
Приём:
Наглядно-иллюстративный.
Форма:
фронтальная.
Форма:фронтальная.
Картинки про не вежливые поступки.
6) Итог урока.
-С какой темой мы с вами познакомились на уроке?
-Как нужно вести себя в общественных местах? ). Какую фразу мы должны помнить и соблюдать?
- Вам понравился урок? Что было не понятно на уроке? Учащиеся отвечают: -Будем вежливы.
Учащиеся отвечают: -Нужно быть вежливыми и не приносить неудобства окружающим.
«Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали с тобой» Умение осуществлять итоговый контроль деятельности(«Что изучили?»)
Уметь делать выводы и высказывать свое мнение. Методы:
беседа
Формы:
фронтальная 7.Домашнее здание
-Запишите домашнее задание. В рабочих тетрадях стр.53 задание 85. Раскрась рисунок. Стр.54 задание 87.Раскрась рисунки. Стр.56, задание 90, нарисуй о каком подарке, мечтает Маша. Учащиеся слушают и записывают в дневники домашнее задание. Формирование у детей ответственности за выполнение домашнего задания. Методы:
беседа
Формы:
фронтальная 8.Рефлексия.
-Продолжите фразу:
Я затруднялся…
Мне понравилось…
-Спасибо за урок. Отдыхайте.
Учащиеся продолжают фразу по цепочке.
Звенит звонок ,учащиеся идут на перемену. Умение правильно себя оценивать.
Умение правильно излагать свои мысли. Методы:
беседа
Формы:
фронтальная