Конспект открытого урока-путешествия по русскому языку во 2 классе на тему: «Повторение и обобщение правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова»


Урок-путешествие по русскому языку во 2-м классе на тему "Повторение и обобщение правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова"
Это воображаемое путешествие в Страну орфографических знаний, где дети вспоминают законы орфографии, доказывают знание этих законов. Каждое задание требует от них активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств.
Тип урока: Закрепление пройденного материала
Урок-путешествие по русскому языку во 2-м классе
Тема урока: Повторение и обобщение правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова
Цель:
Формировать навык правильного написания слов с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными;
Задачи:развивать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;
развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, повторить и закрепить правила.
развивать критическое мышление при работе кластером .
Оборудование: карта путешествия, карточки с заданиями, , предметные картинки
ХОД УРОКА
Деятельность учителяДеятельность учащихсяI. Организационный момент,
Здравствуйте, ребята.
–Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им и поздароваемся.
Настроение у всех хорошее, все будут внимательно слушать меня и активно работать,.
Сегодня я вас хочу пригласить совершить поход в страну Орфографию.  Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов.  -Вспомним главные орфограммы в корне слова .
Вы согласны!!
Итак, мы пойдем в поход, конечно же, не в настоящий, а в поход за знаниями. А это гораздо сложнее! Но я считаю, что у нас всё получится.
2.Минутка чистописания Запись даты и классная работа в тетрадях
Итак, давайте сначало проверим ,а не разучились ли вы писать?
Наши тетради –это записные книжки путишественников.В них мы будем записывать свои открытия.
Уважаемые путишественики прошу открыть ваши записные книжки!
Положите их с наклоном ,возьмите ручки в руки ,садитесь правильно,выпрямите спинки,поставте на место ножки.Запишите дату ( 12 декабря –декабрь) ,классная работа (СС,РАБОТА СЛ.слово)
А вот и первое задание .Отгадайте ,что это за буква .Она нам поможет начать наше путишествие.
В этой букве нет угла
Оттого она кругла
До того она кругла
Покатиться бы могла
(Правильно это буква О)
Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами в своих тетрадях .(только одну строчку)
Как вы думаете какое соеденение будет следующим .
Ооа Ооб Оов.....
3.. Словарная работа.
Следуещее испытание ;повторим с вами словарные слова.Для этого вам нужно отгадать загадки .Отгадки записываем с красной строки с заглавной буквы.
Что за чудо – длинный дом!Пассажиров много в нем.Носит обувь из резиныИ питается бензином
Нужно здесь купить билет -
И объедешь целый свет.
Коль багаж на целый пуд,
Ждет носильщик, тут как тут.
И повсюду - слева, справа
Пассажирские составы. (Вокзал)
 
Четыре колеса, резиновые шины,Мотор и тормоза. И что это? (МАШИНА)
Всем она давно знакома –Ждет послушно возле дома,Только выйдешь из ворот –Куда хочешь поведет.
Ответ: Дорога
Я мчусь, держусь за провода,Не заблужусь я никогда.(Троллейбус)
В городе по рельсам ходит,Он народ с работы возит!На дороге не зевай,Впереди идет... (Трамвай).
Красный Дом по рельсам катит.Горожанам места хватит.
(Трамва
А сейчас у нас взаимопроверка ( обменялись записными книжками ) Ниже нарисуйте смайлик .Если без ошибок.....
Вывод:Что можно сказать об эти словах?
(нельзя проверить надо запомнить)
Дети записывают в тетрадях дата ,классная работа:
Дети называют букву О
Пишем дорожку с буквой Оо С соединение с другими буквами.
Ооа Ооб...
4. Постановка учителем цели урока и темы урока. Отправляемся в путешествие
Направо пойдем –к словам с безударной гласной мы придем.
Прямо мы пойдем –в гости к парным согласноым зайдем
Налево пойдем – с непроизносимыми согласными урок проведем.
Ребята у путишествеников обязательна должен разработан маршрут путишествия .Давайте начертим карту.Эта карта поможет нам обобщить знания по теме «Орфограммы в корне слова»
Орфограммы в корне слова

проверяемые непроверяемые
безударные гласные (словарные слова)
парные согласные
непроизносимые согласные
Согласны ли вы с такой картой? Дети составляют кластер
III. Путешествие по городам.В городе Безударных гласных. Упражнение в написании слов с безударными гласными.
 (На доске город, его королева. Под городом сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты разбониками)
Мы приближаемся в город Безударных гласных
. Но вот беда! Некоторых жителей этого города захватили в плен злые разбойники . А освободить их нам поможет только королева, Ударение.
Как вы думаете, почему?
- Давайте, поможем жителям освободиться от злых разбойников В данных словах вы должны вставить нужную безударную гласную.
(записываем в тетрадь
Проверка выход к доске)
Самопроверка
Если кто не согласен то поднимает руку по сигналу
Земля
Волны
Морской
больной
Ночной
Зима
Котенок
мастерить
- Проверить безударную гласную можно ударением.
К доски выходят дети по цепочки
и доказывают правописание этой буквы
Проверка выполненного задания:Вспоминаем правило (безударная гласная )
- Молодцы! Освобожденные вами от разбойников буквы возвращаются в город Безударных гласных
ФИЗМИНУТКА Дети называют каждое слово в и доказывают, почему именно эту гласную нужно записать.
IV. Прямо мы пойдем –в гости к парным согласным зайдем.
Парных согласных по глухости-звонкости
- Наше путишествие продолжается. В городе Парных согласных еще утро. Некоторые из звуков еще не проснулись.
- Произнесите звуки парами, и “спящие” тут же проснутся.
- А правит этим городом господин Гласный и его помощники добрые “волшебники” - звонкие согласные [р], [л], [м], [н]
- Кто догадался, почему?
- Сейчас, вы должны доказать умение обозначить буквами парные согласные звуки в слове.
- А задание для вас такое.
Карточки разных цветов –работа в парах.
КАРТОЧКИ –С РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ТРУДНОСТИ
. Прочитай. Исправь ошибки. Выпиши слова
с пропущенной    орфограммой  Запиши проверочные слова                                                      
        Ночью был сильный морос. Выпал мягкий снек
- Выпишите слова с пропущенной орфограммой и запишите проверочное слово.
- Как же проверить на письме буквы, обозначающий парный согласный на конце слов и в середине перед другими согласными
- Какие слова вы написали?
Проверка проводится комментировано
Дети произносят звуки:
[д] – [т]
[д`] – [т`] …
Учитель открывает на доске “проснувшиеся” звуки
Учащиеся вспоминают правило проверки парных согласных по глухости- звонкости.
Работа в парах
(2-е пары у доски)
V. город Непроизносимых согласных. 
- Смотрите вот еще один город! Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне которых есть сочетание согласных, то один из согласных звуков теряется. Кто догадался, как называется город
- Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву?
(правило)
Город Непроизносимых согласных
Дети называют правило проверки непроизносимых согласных в слове.
VI. На острове Непроизносимых согласных. Письмо по памяти
- А теперь задание: нужна ли на месте вопросительного знака какая-либо буква? Докажите правильность своего ответа.
Упр№6 ст.133
- В каком слове пропущена буква?
- Почему? VII. город ошибок . Самостоятельная работа
Мы приближается еще к одному городу. Посмотрите, кто нас встречает? –
Здесь живут те, кто пишет с ошибками.
Разбойники предлагают записать текст под диктовку. Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и привезут в свой город.Докажем, что мы знаем правила орфографии, запишем предложениябез ошибок .
Была зима. Митя катался на санках с горы.
По ночам холод. Под ёлкой ещё лежит снег. Много снега - целый сугроб. И на реке лёд.  Дети пишут предложения в тетрадях под диктовку учителя
Взаимо проверка
Кто то отвечает в слух
VIII. Подведение итога урока- Наше путешествие заканчивается Мы отправляемся домой .Перед нами Огромные гора.Горы нам задает вопрос: какие три правила учат правильно писать буквы в корне слова?
ВОЗВРАЩАЕМСЯ К КЛАСТЕРУ Учащиеся еще раз вспоминают правила и приводят примеры на эти правила
IX. Домашнее задание-ИНСТРУКТАЖ  
10. Выставление оценок.
11. Организационное окончание урока.