Статья Профилактика школьного травматизма на уроках физкультуры в начальных классах


Профилактика школьного травматизма на уроках физкультуры.
Чибискова А.В.,
учитель физической культуры
В учебных заведениях проводится много мероприятий по предупреждению травм при занятиях физической культурой.
Борьба с детским травматизмом - обязательная составная часть работы школьного учителя в учебно- воспитательном процессе. Всероссийская Межведомственная комиссия по снижению травматизма и предупреждению травматизма среди школьников отмечает, что низкая эффективность работы по профилактике детского травматизма связана с недостатками систематического воспитания, следствием чего является отсутствие у них прочных навыков правильного поведения в различных ситуациях.
Введены для всех общеобразовательных учреждений, для всех спортивных организаций обязательные санитарно - гигиенические требования к содержанию мест занятий и соревнований и условиям их проведения с целью предупреждения травм.
Большое значение для предупреждения травм имеют тщательный учет, расследование и анализ причин травм.
В обеспечении мер по предупреждению травм должны участвовать руководители организаций, сами учащиеся, но основная роль отводится учителю.
Преподаватель не допускает к занятиям лиц, не прошедших врачебного обследования в установленном порядке.
Перед началом всех занятий необходима беседа по профилактике травматизма.
При комплектовании групп, проведении занятий следует учитывать состояние здоровья, физическое здоровье и физическое развитие учащихся, приспособленность к нагрузкам, пол, возраст, весовые категории, не допускать к занятиям больных.
Особую ценность в предупреждении травм имеет педагогический контроль, позволяющий определять степень утомления занимающихся в процессе учебно-тренировочного занятия.
Важно строгое соблюдение учителем методических указаний, определяющих содержание и порядок проведения занятий и соревнований, нарушение которых может причинить вред здоровью учащихся.
Учитель перед каждым занятием проверяет место занятий и следит за тем, чтобы не было посторонних предметов, посторонних лиц, во время занятий следят за поддержанием нормальной температуры, обеспечением достаточного освещения и вентиляции, контролируют качество инвентаря и оборудования, проверяют защитные приспособления. Проверяет соответствие спортивного костюма и обуви учеников.
Необходимо строгое выполнение принципов рациональной методики обучения занимающихся: постепенности в дозировании нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода; обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.
Нельзя разрешать учащемуся выполнять неподготовленные действия.
Перед основной частью занятия, перед соревнованиями нужна достаточная разминка. При выполнении ряда упражнений необходима страховка и знание элементов самостраховки.. Общие профилактические мероприятия при проведении занятий по легкой атлетике.  Лёгкая атлетика объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными, циклическими, ациклическими и смешанными движениями. Во всех видах лёгкой атлетики более всего подвержены повреждениям голеностопный и коленный суставы. Особенно часты растяжения и разрывы связочного аппарата, надрывы и разрывы сухожилий, реже встречаются травмы мышц. Кроме того, при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно острое физическое перенапряжение сердечно - сосудистой системы. Иногда наблюдается так называемый гравитационный шок - кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега. 
 Рекомендации по технике безопасности:
-Места проведения занятий следует всегда содержать в порядке.
-Бег на стадионе следует проводить только в направлении против часовой стрелки.
-Бежать на короткие дистанции при групповом старте следует только по своей дорожке.
-Нельзя выполнять прыжки на неровном и скользком грунте с приземлением на руки.
-Запрещается проводить на одной площадке одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и бег и т. п.). 
Общие профилактические мероприятия при проведении спортивных игр.
Большинство спортивных игр характеризуются разнообразными движениями, бегом, остановками, поворотами, прыжками, ударами, ловлей и ведением мяча при поддержке игроков своей команды и активном сопротивлении противника, особенно в контактных играх (баскетбол, ручной мяч, волейбол).
Баскетбол – это спортивная игра с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Она требует от учащихся автоматизации двигательных навыков, высокой подвижности нервных процессов и совершенной деятельности анализаторов. Захваты, перехваты, финты, прыжки и столкновения игроков могут стать причиной травм при нарушении правил, грубости в игре или во время игры на плохо подготовленной площадке. Наиболее типичные травмы – вывихи, реже – переломы кисти и пальцев, разрывы ахиллова сухожилия, повреждения коленного и голеностопного суставов.
Ручной мяч – спортивная игра, отличающаяся сложностью и многообразием движений. Травмы при игре в ручной мяч весьма разнообразны. Чаще всего это ушибы различной локализации, повреждения коленного и голеностопного суставов, вывихи в локтевом и лучезапястном суставах, разрывы мышц, а иногда и переломы.
Профилактика травматизма на занятиях по баскетболу и ручному мячу:
1.  Занятия по баскетболу и ручному мячу проводятся на спортивных площадках и в залах, имеющих размеры, отвечающие требованиям правил игры.
2.  Все занимающиеся обязаны быть в спортивной форме.
3.  Занятия должны проходить под руководством учителя.
4.  На уроках необходимо соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания преподавателя.
5.  Занятия должны проходить на сухой площадке. Все острые и выступающие предметы должны быть заставлены матами или ограждены.
6.  Тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами данных видов спорта.
Волейбол – спортивная игра, отличающаяся высокой динамикой, скоростно-силовой работой переменной мощности. Травмы во время игры в волейбол спортсмен может получить главным образом при падениях, прыжках и блокировке мяча.
Наиболее типичными из них - растяжение связок, ушибы тела и пальцев рук; реже переломы; вывихи плечевого сустава и пальцев рук. Следствием плохой разминки могут стать растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова сухожилия, связок голеностопного сустава, повреждении коленного сустава.
Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях по волейболу:
1.  Занятия должны проходить на сухой площадке соответствующих размеров под руководством преподавателя.
2.  Занимающие должны иметь спортивную форму (одежду, обувь). При температуре ниже +10 занятия проводятся в спортивных костюмах.
3.  При обучении нападающему удару необходимо провести специальную разминку, а в процессе выполнения задания следить, чтобы посторонний мяч не попал под ноги игрока, наносящего удар по мячу.
4.  Перед обработкой защитных действий учащихся необходимо обучить технике всех способов нападения и приземления.
5.   Перед изучением техники приёма и передачи мяча, нападающего удара и блока необходимо проделать несколько физических упражнений типа разминки, особо обратив внимание на мускулатуру пальцев (т. е.подготовить конечности к выполнению упражнений).Перед игрой проделать хорошую разминку на все группы мышц и суставов).
Профилактические мероприятия при прохождении раздела «Лыжная подготовка».
Одним из условий предотвращения травматизма при прохождении раздела «Лыжная подготовка» является качественная подготовка мест занятий. На учебной площадке прокладываются две лыжни: внутренняя лыжня предназначается для начинающих лыжников, наружная — для подготовленных учащихся.
Участок для площадки готовится заблаговременно; еще осенью его очищают от посторонних предметов (больших камней, пней, коряг и т. п.), значительные неровности почвы заравнивают, промеряют дистанцию. С особенным тщанием следует подойти к подготовке участков, где школьники будут обучаться спускам и подъемам: пологие склоны (их крутизна должна быть не более 15—20°) освобождают от деревьев и кустарников. В конце склона делают ровный выкат. Нельзя использовать участки с выкатом на проезжую часть дороги. Если занятия проводятся в парке, то перед каждым уроком учитель должен тщательно осмотреть всю трассу, подготовить лыжню и места для упора палок (если снег рыхлый). Трасса не должна пересекать шоссейных и грунтовых дорог, плохо замерзших водоемов и других препятствий, создающих опасность для лыжников. На трассе, проходящей среди деревьев, убирают свисающие ветки, через канавки, ручейки прокладывают мостки и насыпают на них снег. Ширина трассы на спусках должна быть не менее 5 м. На поворотах по ходу трассы устанавливаются отметки.
Профилактика травм на уроках по лыжной подготовке.
Занятия  лыжами требуют от учащихся высокого уровня развития выносливости в условиях дефицита кислорода.
Уроки и соревнования по лыжному спорту проходят на сложном рельефе местности при переменных, порой трудных погодных условиях и при значительном утомлении занимающихся. Всё это необходимо внимательно анализировать и учитывать при планировании тренировочного процесса.
В ходе уроков, тренировочных занятий, соревнований наблюдаются различного рода травмы. Наиболее часто встречаются в лыжном спорте следующие травмы : ушибы, повреждения суставов и связок конечностей, значительно реже переломы, вывихи. В связи с тем, что занятия на лыжах проходят в условиях низких температур, встречаются различного рода обморожения ( чаще всего конечностей и открытых частей тела-лица) и значительно реже общий озноб. Наибольшее число травм обычно связано с недочётами и ошибками в методике проведения занятий
( от 5 до 60 % от общего количества травм ). Чаще всего ошибки в методике проведения занятий по лыжному спорту связаны с требованием от занимающихся выполнения непосильных упражнений или слишком быстрым переходом от простых и лёгких упражнений к сложным (несоблюдение принципа постепенности). Недостаточная разминка или слишком длительные перерывы между повторениями отрезков также могут стать причинами травм. Провоцируют травмы и неправильный показ или объяснение способа спуска – поворота, недостаточная общая физическая подготовленность, выход на занятия после утомительной работы или приёма пищи, выполнение сложных спусков на фоне значительного утомления, при плохой видимости.
Для профилактики травматизма на уроках по лыжной подготовке следует выполнять правила техники безопасности:
1.  Занятия по лыжному спорту проводятся согласно расписанию.
2.  Обувь и одежда учащихся должны соответствовать установленным требованиям. Лыжные ботинки должны быть свободными, мягкими, сухими, хорошо пропитанными жиром. Необходимы лыжный  костюм, лыжная шапочка, варежки, тёплые шерстяные носки.
3.  Длина лыж должна соответствовать росту лыжника с вытянутой вверх рукой ( пластиковые лыжи могут быть немного короче ). Лыжные палки должны быть в исправности и соответствовать росту и весу лыжника. Лыжные палки считаются правильно подобранными, когда доходят до уровня плеча.
4.  Занятия должны проводиться организованно под руководством учителя Передвижение к месту занятий осуществляется на лыжах или с лыжами в руках. При передвижении с лыжами в руках их несут на плече или под мышкой. Если палки отсоединены от лыж, их несут в вертикальном положении. При передвижении на лыжах впереди должен идти преподаватель. Самовольный уход из строя и самостоятельное катание строго воспрещается.
На спуск первым приходит преподаватель и предупреждает обо всех неожиданностях на трассе, указывает интервал между лыжниками на спуске. Спуски осуществляются в высокой, низкой и основной стойках. Лыжные палки на спусках нужно держать сзади, не опуская их на снег.
Крутизна трассы должна соответствовать уровню технической подготовленности учащихся. Спуск на средних и крутых склонах разрешается осуществлять только поочерёдно, на достаточном расстоянии друг от друга.
5.  При выборе трассы для тренировок, проведении соревнований, приёма контрольных нормативов необходимо предусматривать, чтобы она проходила в защищённом от ветра месте, особенно на спуске, не пересекала замёрзшие водоёмы, густой кустарник, шоссейные и грунтовые дороги. Ширина трассы должна быть не менее 3 метров, а на поворотах и спусках не менее 5 м.
6.  Лыжникам не следует обгонять друг друга на узких дорогах и неудобных для обозрения спусках. Не следует останавливаться и стоять на трассе спуска, пересекать трассы спуска, так как это может привести к столкновению. При падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу; особую опасность при падении на спуске представляют палки, выдвинутые вперёд.
7.  Меры предупреждения обморожений во время занятий на лыжах: одежда лыжника должна соответствовать погоде; при появлении первых признаков обморожения открытых частей тела следует немедленно накрыть поражённое место шерстяной тканью и легкими движениями растирать до возобновления кровообращения; при появлении признаков обморожения ног( пальцев) следует немедленно отправить лыжника на базу и в помещении сухой мягкой тканью растирать ноги до возобновления кровообращения; нельзя допускать растирания обмороженных участков снегом на улице.
Профилактика травм на уроках физкультуры по разделу « Гимнастика».
Гимнастика  – вид спорта со стереотипными движениями, способствующими физическому развитию учащихся и совершенствованию их двигательных способностей. Для гимнастов характерны частые, повторяющиеся травмы кожи ладоней, приводящие к образованию мозолей, трещин.
Характерны повреждения плечевого, лучезапястного, коленного, голеностопного суставов. При соскоках со снарядов и резких отталкиваниях возможны разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени.
Связочный аппарат позвоночника гимнастов испытывает большие нагрузки при выполнении упражнений (на бревне и других снарядах). При этом возможны повреждения связок, открытые переломы и травмы межпозвоночных дисков. При падениях не исключены ушибы, в том числе головы.
Акробатика включает в себя сложные движения высокой степени пластичности, координации и точности в сочетании с силовыми элементами. В упражнениях участвуют различные группы мышц.
Основной причиной большинства повреждений при выполнении акробатических упражнений является недостаточная техническая и физическая подготовленность учащихся. Типичные ошибки: слабый толчок руками или ногами, расслабленное тело, перекос в полёте, приземление на полную ступню или расслабленные ноги, руки.
Для профилактики травматизма рекомендуется уделять большое внимание упражнениям направленного характера. Например, подскоки в упоре лёжа; передвижения на руках в упоре лёжа; из положения стоя согнувшись падение вперёд в упор лёжа.
Для подготовки голеностопного сустава – вращательные движения стопой; тоже с сопровождением; поднимание на носках, упираясь передней частью стопы на возвышение высотой 5 см.
Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях гимнастикой:
1.  Гимнастический зал должен быть подготовлен к уроку согласно задачам, вытекающим из требований учебной программы. Занятия в зале начинаются и проходят согласно расписанию или по согласованию с дирекцией школы. Гимнастический зал открывается за 5 минут до начала занятий. Вход в зал разрешается только в присутствии учителя.
2.  Учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образца.
3.  За порядок, дисциплину, своевременное построение группы к началу занятий отвечает дежурный класса или преподаватель. Преподаватель проверяет исправность гимнастических снарядов и готовность зала к занятиям. Установка и переноска снарядов в зале разрешается только по указанию преподавателя.
4.  При выполнении упражнений должны быть обеспечены соответствующая страховка .
5.  Выход учащихся из зала во время занятий возможен только с разрешения преподавателя.
6.  Преподаватель при изучении элементов и комбинаций должен объяснить учащимся правила страховки и меры предупреждения травм.
7.  При выполнении упражнений на снарядах преподаватель должен следить за тем, чтобы гимнастические маты были возле снарядов (в местах возможных падений, соскоков). Маты должны быть уложены с точной стыковкой, без щелей между ними.
8.  В гимнастическом зале не разрешается заниматься на снарядах без учителя
9.  После занятий все снаряды должны быть аккуратно поставлены на место хранения согласно схеме их хранения в зале.
Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяет не только успешно решать задачи овладения техникой гимнастических упражнений, но и избегать травм в результате срывов и падений.
Под страховкой понимают готовность преподавателя или учащегося, стоящего на страховке, своевременно поддержать исполнителя упражнений в случае неудачной попытки, не дать ему упасть.
В отличие от страховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося по траектории исполняемого им движения. Помощь оказывается для того, чтобы предотвратить падение или срыв со снаряда, и для того, чтобы облегчить ученику выполнение упражнения, помочь правильно предотвратить способ выполнения того или иного движения.
«Проводка» облегчает овладению упражнением в целом, от начала до конца. Применяя её, учитель должен приложить лишь такие физические усилия, которые не подменяли бы действия самого ученика, а только помогали ему. «Проводку» обычно применяют лишь на начальном этапе разучивания сложного упражнения.
Кратковременная физическая помощь оказывается по ходу исполнения отдельных наиболее трудных фаз движения.
Поддержка осуществляется учителем, когда занимающийся находится в исходном, промежуточном и конечном положениях, особенно в тех случаях, когда гимнаст ещё недостаточно правильно применяет свои умения. При поддержке гимнаста учитель придаёт его телу необходимые положения относительно снаряда или позволяет своевременно выполнить перехват руками.